Татаро - монгольское иго
Историческая трагедия русского народа во времена татаро-монгольского нашествия теперь берётся под сомнение и даже ставится вопрос: Кто кого завоевал?
В поисках ответа обращаюсь к авторитетному изданию- Словарь Брокгауз и Ефрон.
«С татарского нашествия начинается и новый период политической жизни Древней Руси, и новый период письменности. По мнению Соловьёва, татарское иго не изменило основного процесса государственности; но во всяком случае в этот процесс вошёл чужой, вообще мало благоприятный элемент унижения перед ордой и татарского насилия.
Татарское иго способствовало и расколу русского целого на Русь Восточную и Западную.
В культурном отношении , в истории образования национального характера. татарское иго было великим бедствием. Кроме материального разрушения, было разрушение нравственное. Погибло много национальной старины. которая составляет нравственный капитал народа, национальная жизнь надолго поглощена была одной заботой самосохранения, и, когда, благодаря запасу силы, оно было достигнуто, утверждение государственности в Москве совершилось с немалым ущербом нравственным.
Современные летописцы, рассказывая о первых путешествиях князей в Орду на поклон, говорят о страхе и «обиде» - т.е. обиде для целого народного чувства; но мало – помалу, терпя насилие, приучались и сами к насилию, и огрублению нравов, шедшее из этого источника, едва ли подлежит сомнению.
Сами по себе, татары не могут иметь прямого влияния на русских. При первом порабощении русский чувствовал себя выше победителя, который был в его глазах и на века остался «злым» и «поганым».
Вскоре сказалось влияние более высокой культуры, татары переезжали жить на Русь, принимали христианство: в числе русских святых уже в 13-14 столетии является Пётр, царевич Ордынский.
Чем дальше, тем больше подобные факты умножались – но рядом продолжались и факты насилия, и татарские князья и мурзы, вступившие в русскую службу, вероятно, долго сохраняли свою первобытную природу.
Ввиду опасности для государственного бытия вся политика князей была направлена на усилия национального самосохранения; среди забот о сосредоточении сил забывали думать о просвещении.
Школа, книжность упали, не обновлялись новым содержанием. Русь Литовская загородила Москву от сношений с Западом; народное чувство всё больше укреплялось в пртивопостановлении Святой Руси поганому Востоку, но в своём культурном одиночестве перешло в крайнее самомнение, враждебно относившееся не только к восточному влиянию, но и к западному. И к последнему, быть может, ещё более, т.к. здесь проявлялась давно внушённая греками ненависть к латинству.
Век татарского владычества скудны памятниками культуры. В эпоху тяжёлого внешнего гнёта с особой силой развивается религиозное настроение; при отсутствии просвящения и культурного развития нравственные силы уходят в аскетизм. Это было время чрезвычайного размножения монастырей. Особливо на севере. Суровые аскеты удалялись в пустыни, строили там кельи, слава подвижничества привлекала учеников; в пустыне основывался монастырь, богател вкладами, становился земледельцем и центром монашеской книжности.
Среди таких основателей бывали сильные характеры, которые содействовали укреплению монашеского идеала и влияния как в жизни, так и литературе. Игумены монастырей имели нередко значительное политическое влияние, как советники князей, из их среды выходили иерархи…
В смутные военные времена монастыри делались и пунктами военной обороны (Псковско – Печерский монастырь во времена борьбы с Баторием, Троицкая Лавра в междуцарствие), и это умножало их авторитет. Наконец, в монастырях сосредотачивалось церковное книжничество…
Единственной умственной пищей оставалось то «книжное почитание», которое унаследовано было от старого периода и пополнялось потом отчасти скудным вкладом собственных трудов, гораздо более – переводами произведений византийской литературы, частью только собственными, но в особенности приходившими с славянского юга.
Составом этой литературы исчерпывались все образовательные средства наших средних веков. Господствующее место занимали многочисленные переводы из творений Святых Отцов – слова, поучения, толкования Священного Писания, жития святых в прологах и в отдельных сказаниях…».
«Словарь…», возможно как ни какому другому событию в многовековой истории Православной Руси уделяет внимание. Освещает подробно всесторонне. Показывает пагубное многовековое влияние на государственные устои, политику, особенно культуру и даже характер русского народа.
Считаю правомерным обращение к этой трагической одновременно славной истории народной.
Справедливо сказано, прошлое не отпускает нас, цепко держит. При внимательном прочтении освещения татарского ига в «Словаре…», можно найти отражения в наших днях, в политике, во взаимоотношении с Западом, с южными славянами, противостоянием католической и православной религий….
Татаро-монголы нанесли многовековой урон Руси, но они и закалили, заставили объединиться в общей борьбе с «поганами».
Теперь и победу над «погаными» пытаются у нас отобрать, принизить и ставят провокационный вопрос: кто кого победил?
Святая многострадальная Русь победила, выжила и окрепла! Всегда тому быть!
Август 2020 года.
Свидетельство о публикации №220082601173