О коронабесии

Бесами святоотеческая традиция называет то, что мы в обычной речи считаем эмоциями. Есть бес гнева, но есть и еще 7 аналогичных бесов: печаль, уныние, гордость, тщеславие, сребролюбие, похоть, чревоугодие. Как видим это не совсем то, что имеет в виду современная психология. Впрочем, не стоит подменять святоотеческое предание психологией. Бесы это не просто эмоции человека, это инородные духовные сущности. Здесь, избежав психологии, мы не должны скатиться в религиоведение. Было бы большим заблуждением отождествить бесов с такими персонажами низшей мифологии как черти, сатиры или фавны, которых обыкновенно изображают в виде человекоподобных существ с копытами и рогами.

Духовная реальность иного порядка и это далеко не вымысел. Военная наука знает такое понятие как «боевой дух». Без него не победить и он не метафора. Известный немецкий философ Гегель отводил «национальному духу» решающую роль в мировой истории. Допустим, люди это всего лишь эволюционировавшие обезьяны. Допустим, они обладают разумом и способны хитрить. Но почему они способны на героизм? По мысли Гегеля в герое воплощается национальный дух. Герой идет на встречу опасности, а не убегает от нее. Трусость естественна, но смелость удивительна. В ней проявляется дух.

Понимание духа приходит не из философии. Платон знал, что человек состоит из души и тела. Духа он не знал. Это понятие приходит к нам вместе с христианством, которое опирается на священные книги семитов Ближнего Востока. Здесь можно вспомнить историю израильского богатыря Самсона, который, исполнившись духа, растерзал льва как ягненка. Здесь присутствовала не только смелость, но также неистовство и сила. Не разум сделал Самсона великим, но дух. Отголоски этой культуры духа мы видим в современном исламском фанатизме. Люди исполняются духа, черпая вдохновение в религии. Нередко люди Запада, отяготившись апатией и скукой цивилизованного существования обращаются к Востоку.

Но дух духу рознь. В святоотеческой традиции это слово не имеет безусловно положительного или безусловно отрицательного значения. Святой Антоний учил, что должно молится о даре различения духов. Есть Святой Дух, но есть и злой дух, присутствие которого проявляется в одержимости. Представим себе абсолютное зло. В нашем контексте это могут быть массовые убийства, совершенные либо палачом преступного режима, либо маньяком-убийцей. В основе этого зла нет никакой природы, нет никакой естественной необходимости. Злодей действует во вред себе, лишая себя спокойного и комфортного существования, навлекая на себя проклятия и ненависть своих жертв.

Абсолютный злодей обнаруживает в себе присутствие злого духа. Но дух этот выходит за пределы индивидуальной личности и его психологического мира. Гитлера злодеем сделала не особенность его внутреннего мира, но и определенная нездоровая общественно-политическая ситуация. Не Гитлер создал фашизм, а фашизм создал Гитлера в том виде, в котором мы его знаем. Коллективное чувство обиды, реваншизм, неприятие определенной части соотечественников, мечта о превосходстве создали тот комплекс идей, которые мы называем фашизмом. Как немецкие бюргеры оказались в 1943 году под Сталинградом, пройдя огнем и мечом пол Европы? Их туда привел злой дух. Впрочем, с позиции немецкого последователя Гегеля, можно было бы сказать, что дух был не злым, а национальным. Солдаты вермахта погибали не ради неведомого Князя Тьмы, а ради вполне понятной Великой Германии, борясь за ее «жизненное пространство».

Но можем ли мы сказать, что страны антифашистской коалиции были исполнены святого духа? Был ли свят Сталин или американский президент, приказавший сбросить атомные бомбы на японские города в 1945 году? Даниил Андреев бы сказал, что сверхъестественная ненависть к противнику была вызвана «уицраором», который выдает себя за национальные интересы, а по сути является «демоном великодержавной государственности». Святой Иоанн Лествичник описывал ситуацию, когда «бес беса борет». Однако несоизмеримо более авторитетный для святоотеческой традиции Иисус Христос утверждал, что сатана не может изгонять сатану. Если по одну сторону противостояния злой дух, то по другую с неизбежностью будет дух добрый, дух святой. Святой Антоний учил, что должно молить Бога о даре различения духов, ибо разрывающий льва Самсон мог показаться стороннему наблюдателю одержимым злым духом.

Так кто же был исполнен Святого Духа, а кто был одержим злым демоном: Гитлер или Сталин? Вариант «оба плохие» не работает, если мы доверяем словам Иисуса Христа. Любопытно, что в православной среде были сторонники святости как Гитлера, так и Сталина. Одни утверждали, что «святой Атаульф» начал Крестовый поход против безбожного большевизма и начал открывать церкви на оккупированных территориях. Другие вспоминают, что Сталин во время войны восстановил патриаршество и получил благословение лично от Матроны Московской.

Если примирить крайние точки зрения, то Гитлеру сопутствовал успех до «обращения» Сталина, т.е. до 1943 года. Религиозная философия войны как раз основывается на том, что проигравшая сторона проигрывает вследствие своих грехов. Победа Сталина над Гитлером означает превосходство праведности одного над другим. Бог даровал победу советскому, а не германскому лидеру. Сталин остановил большевистское гонение на Церковь и не пытался поменять её вероучение. В фашистской Германии происходила попытка извращения сути христианства посредством подчинения церкви государству и «ариизации» религии. Вот почему среди немецких христианских священнослужителей сформировалась оппозиция фашистскому руководству. Символом этой оппозиции стал Дитрих Бонхоффер – антифашистский пастор. Поэтому как бы не молились афонские старцы, но Бог был не на стороне Гитлера.

Отношение к Церкви – вот лакмусовая бумажка бесов. И вот мы подошли к заглавной теме нашей статьи – к коронабесию. Сложно было не увидеть одержимость в той панике по скупке туалетной бумаги, которая охватила мир марте 2020 года. Общество явно пребывало не в здоровом состоянии духа. Дальше хуже – в апреле мирские власти многих стран издали указы по запрету посещения храмов и празднованию Пасхи. СМИ терроризировали население графиками роста заболеваемости и цифрами погибших. Кто-то явно будоражил общественное мнение, разжигая панические настроения: «горы трупов в Бергамо», «братские могилы в Нью-Йорке».

Массовая истерия или, говоря религиозным языком, одержимость охватила весь мир. Кто-то полагал, что это случайное событие. Однако за паникой стояли вполне конкретные международные организации. Графики заражений рисовал всему миру вполне конкретный Институт Энтони Хопкинса из США. Пять лет назад был крупный скандал из-за того, что этот Институт в 1948 году проводил чудовищные опыты над людьми в Гватемале, преднамеренно заражая их сифилисом.
Дьявольский институт кадрово связан со Всемирным Банком (через Пола Вулфовица), а тот со Всемирной Организацией Здравоохранения (через Джима Ён Кима – разве не странно, что врач стал 12-м президентом Всемирного Банка?). С Всемирным Банком связаны и мировые СМИ в лице одной из самых цитируемых газет мира «Вашингтон пост». Именно редактор этой газеты Юджин Майер и стал первым президентом Всемирного Банка.

В России может показаться, что главный враг – это США, поскольку русский национальный дух соперничает с американским за мировую гегемонию. Но это не так. Внутри США живет «внутренне государство», которое способно пойти против избранного американским народом (посредством коллегии выборщиков) президента США. Знаменитый скандал Уотергейт, вызвавший отставку президента Никсона был осуществлен именно руками журналистов из «Вашингтон пост». Ныне мы видим какое серьезное сопротивление оказывает «внутреннее государство» президенту Трампу. В ход идет и разжигаемая вполне конкретными СМИ охлократия афроамериканцев и то самое коронабесие.

Примечательно, что это «внутреннее государство» совсем не американского духа. Ему претит консервативная христианская культура отцов-основателей США. Ему безразлична судьба американской экономики, которая в условиях локдауна приводит обнищанию большого количества американцев. Коронабесие обнаружило человеконенавистническую суть этого духа, которого в христианстве принято называть дьяволом.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.