Святой источник Казанской Божьей Матери в Выше

Святой источник Казанской Божьей Матери в Выше
Родники вы мои, родники.
Цвет небесный, серебряно-синий.
Если будут звенеть родники,
Будет биться и сердце России.
О. Газманов

Найдя еле заметные, и почти затерянные следы иконы Казанской Божьей Матери Вышенской в Свято-Покровском женском монастыре в селе Шаморга, мы, с надеждой отыскать и познакомиться со святым источником во имя Казанской Божьей Матери, отправились к Свято-Успенскому Вышенскому женскому монастырю. В этих местах Шацкого района и начинался непростой и порой трагический путь иконы, ставшей впоследствии знаменитой Вышенской.


Хотя, отрывочно, мы уже писали об истории этой знаменитой иконы, считаем необходимым, ещё раз, более подробно, именно сейчас, при описании святого источника, освящённого в честь Казанской Божьей Матери, рассказать о судьбе иконы Казанской Божьей Матери Вышенской.


Во время разорения Москвы  в 1812 году французами среди людей, бегущих из горящего города, была послушница московского Зачатьевского монастыря Мария Ивановна Аденкова. Она покидала Москву с намерением отправиться в Тамбов, чтобы стать насельницей тамбовского в честь Вознесения Господня женского монастыря. Торопясь с выездом, Мария, будучи состоятельной вдовой дворянского происхождения, почти все имущество оставила в московской обители. Не рассталась она лишь со своей святыней - Казанской иконой Божией Матери, которой её благословляли родители. Помолившись перед иконой, Мария вышла из кельи, держа образ в руках, и села на подводу. Во время переезда из Москвы в Тамбов ямщик задумал ограбить женщину и с этой целью свернул с дороги в лесные чащобы. Мария, почувствовав и сообразив, что у возницы в голове созрел злой умысел, взяла икону, прижала ее к груди и взмолилась:
- Заступница Божья Матерь, спаси и сохрани меня!
И вдруг она услышала голос, исходивший... от иконы:
- Не бойся, я твоя Заступница! Я спасу тебя.
И тут свершилось чудо - возница разом ослеп, и ехать далее он уже не мог.
С надеждой как-то продолжить путь и выехать из лесной глуши, Мария стала усердно молиться с просьбой вернуть ему зрение.
Получив скорое возмездие за дурные помыслы, возница искренне раскаялся, поняв, за что он понес такое наказание, и слезно взмолился перед святой иконой:
- Царица Небесная, прости...
Молитвы возымели своё действие; к ямщику вернулось зрение, и  они про-должили свой путь.
Доехав благополучно до Тамбова, московская послушница определилась в Вознесенский монастырь по благословению его игуменьи Маргариты, и осталась жить в этой обители. Чудотворный образ своей Заступницы она поместила в келье. По ходатайству игумении, Мария была пострижена в монахини 9 июня 1816 г. с наречением имени Миропия.


Спустя некоторое время благочестивая монахиня снова удостоилась чуда через Казанскую икону. В начале 1827 года Божия Матерь трижды явилась во сне монахине Миропии и повелела ей отправить Свой образ в Шацкую Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Монахиня прислушалась к повелению Божьей Матери и передала икону в Вышенскую пустынь через своего духовника иеромонаха Филарета. Он в свою очередь вручил случившемуся в то время в Тамбове протоиерею села Конобеева Дмитрию Афанасьевичу Конобееву, благо, что село Конобеево находится вблизи Вышенской пустыни. Он и доставил святую икону в пустынь.
После 14 лет пребывания в Вознесенском монастыре в келье монахини Ми-ропии, икона с 7 марта 1827 года стала главной святыней Вышенской пустыни и получила название «Вышенская». На новом месте икона прославилась чудесами, о которых стало широко известно за пределами епархии.

 
В 1848 году в Шацке свирепствовала холера. Тогда священники решили провести крестный ход с чудотворной иконой - и шатчане поразительным образом избавились от холеры. С того времени икона не раз торжественно переносилась в Шацк, Тамбов, Козлов, Кирсанов, сопровождаемая огромными толпами богомольцев. И всюду икона несла избавление от всяких болезней...


Ежегодно 15 мая Вышенская икона проносилась в торжественном крестном ходе, при громадном стечении богомольцев, в Тамбов в память об избавлении этого города от холеры в 1841 году. Епархиальное начальство распределяло пожертвования, приносимые во время крестного хода, на различные нужды. Одна часть шла на духовные учебные центры, другая - на содержание священнослужителей кафедрального собора. Выделялись средства и на пропитание слушателей Тамбовской семинарии, воспитанников женского духовного училища и Шацкого духовного училища.
В 1862 году Святейший Синод разрешил жителям города Моршанска брать из Вышенской пустыни чудотворную икону Казанской Божьей Матери для крестного хода и служения перед нею молебнов по домам моршанцев в течение месяца. Жители Моршанска оказывали благодарность иконе за то, что дважды, в 1853 и 1859 годах, Казанская Божья Матерь избавляла город от холеры. Подобное разрешение последовало и для городов Тамбова и Кирсанова, также в память и благодарность за избавление жителей от холеры в 1871 году. С тех пор ежегодно 19 апреля Вышенская чудотворная икона отправлялась в путь по городам и весям Тамбовского края.
После революции 1917 года Шацким властям не нравилось столь большое влияние иконы на умы простого народа.


Тогда в 1918 году, власти Шацкого уезда и поселка Выша, решились на крайние меры; конфисковали икону Казанской Божьей Матери, и сняли с неё золотую ризу с драгоценными камнями, а доску с изображением выбросили; её подобрали монахини и в тайне, много лет, хранили у себя в Эммануиловке.


Предчувствуя, что скоро они уйдут в мир иной, монахини, для сохранения иконы передали её заштатному священнику протоиерею Василию Яковлеву, который жил в Шаморге. Когда это было, уже никто не скажет. Только в 1946 году открылся для богослужений первый и единственный в этом районе Рязанской епархии храм - во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В 1947 г отец Василий был поставлен служить в нем. Образ Казанской Божье Матери,  хранившийся у него в Шаморге, он перенёс в храм Сергия Радонежсого, где он и пребывал до 2014 года.
Согласно исполнению повеления Божией Матери, 20 июля 2014 года икона была возвращена в Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Состоялся крестный ход из села Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, посвященный возвращению чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской в обитель, в которую в стародавние времена и поместила её монахиня Миропия.

Икона была причислена к российским святыням; 8 июля 2012 года торжественно отмечалось 200 лет со дня прославления Казанской Вышенской иконы Божьей Матери.
Святой источник, освящённый во имя Казанской Божьей Матери, находится чуть подальше Вышенского монастыря. В некоторых работах этот источник именуется ещё, как «Родник Слепой»; очевидно, такое название связано с тем, что ямщик задумавший ограбить монахиню за свои дурные помыслы стал слепым.
Проезжая через Вышу, справа остаётся Спасо–Успенский монастырь с замечательным видом на Рождественский и Казанский соборы с памятником Феофану Затворнику на площади. К сожалению, монастырь оказался закрытым на карантин, оттого нам не удалось посетить его и поклониться иконе Казанской Божьей Матери Вышенской и мощам Феофана Затворника.


Далее мы последовали через посёлок Выша по улице Верхняя; вскоре дорога привела нас к черной металлической ограде. Оставив машину на стоянке, мы вошли в открытые ворота. Очень жаль, но нигде мы не нашли указателя как проехать к святому источнику; пришлось неоднократно останавливаться и спрашивать у местных жителей. Да и сам источник никак не обозначен, что это святой источник во имя Казанской Божьей Матери.


Вниз, к святому источнику, среди векового березового леса ведет выложенная плиткой дорожка с металлическими перилами. Дорожка очень длинная, но довольно отлогая, а для отдыха паломников оборудовано несколько площадок карманов со скамейками. Неторопливо спускаясь вниз по дорожке, иногда останавливаясь и отдыхая на скамейках, одновременно наслаждаясь завораживающей тишиной и окружающим дивным пейзажем, вдруг перед нашим взором появился, как из сказочного мира красивый деревянный домик, увенчанный луковкой с крестом. Подойдя ближе, стало понятно, что это купальня, которая, к большому сожалению, оказалась закрытой для профилактических работ – так гласило объявление на входной двери. Напротив входа выложена из крупного камня подпорная стена, у основания которой стоит красивая скамейка для отдыха паломников.


Слева от купальни из другой подпорной каменной стены, чуть меньшей высоты выглядывает труба, из которой вытекает струя родниковой воды. Вода стекает в круглую ёмкость, на дне которой виден загадочный осадок глинистого цвета. Привычных ковшиков и кружек, как сопутствующий ненавязчивый сервис любого родника, по-видимому, из-за карантинных мер здесь не оказалось. Пришлось отведать родниковой водицы из ладошек. Разгадка происхождения глинистого осадка выяснилась, когда подошли к двери купальни. На двери купальни висит предупреждение: «Вода источника проходит через слои целебной глины, поэтому содержит микрочастицы».

 
В конечном итоге вода из святого родника стекает по оврагу, находящемся сзади купальни, в реку Выша, которая невдалеке впадает в Цну. И сразу подумалось, что Цна разносит частички этой святой воды из святого источника Казанской божьем Матери по Мокше, Оке и Волге, как бы окропляя многие города и веси Росссии.

Владимир Ежиков


Рецензии