программа картинг 6-16. часть 8

Шакиров И.М, Лобкарев М
стр 107...
МЕТОДЫ *– равномерный, повторный ,переменный, контрольный
(Ш- *глава методы-равномерный. Повторный. Переменный, контрольный….за аналог  взята из программы  Ярославской ГОУ  с нашими изменениями и добавлениями, цити-руеемые части текста программы курсивом таймс нью роман, размер 14)

Равномерный метод - направлен на развитие специальной выносливости путем увеличения продолжительности заезда или кругов. Например, с 15 минут формата УТС до 20-25 минут в зависимости от класса. Используется вся трасса.
 Основная задача - "накатывание", отработка комплекса упражнений.
В этом случае добиваются равномерного прохождения дистанции в одина-ковом темпе, однако протяженность дистанции должна быть больше, чем на соревнованиях. Равномерный метод  применяется для начинающих спортсменов, когда спортсмен имеет невысокую спортивную подготовку или длительное время не тренировался.
многократный метод
 характеризуется многократным прохождением одного или нескольких  по-воротов («связка»),  направлен на   развитие  тактическо-го(аналитического) мышления и набора приемов прохождения поворотов, включает в себя отработку способов и приемов преодоления участков трас-сы и всей трассы в целом..
 Например, 5-7 раз преодолевается  участок трассы, перерыв с инструктажом, затем 3-5 повторений с максимальной скоростью. После этого  перерыв  с инструктажом, и 5-8 повторений. По мере качественного или удовлетвори-тельного выполнения поворота или связки участок трассы увеличивается, либо отрабатывается другая связка.
Трасса может быть «укорочена» до минимального, например:-  при отработке поворота радиусом 5метров на 180 градусов (шпилька, используются часть прямой с двумя поворотами на 180. (это возможно только при отдельно вы-деленном занятии.)
Переменный метод
При этом методе трасса разбивается на участки, которые проходятся с различной скоростью: одни участки с большей, другие - с меньшей. Средняя скорость движения в основном ниже соревновательной. В отличие от мно-гократного метода, который предусматривает сокращение трассы, перемен-ный метод позволяет использовать всю трассу и участвовать в режиме УТС. В этом случае скоростные участки это прямые, так как начинающие спорт-смены, не умеющие качественно выполнять поворот (не говоря уже о связке), в основном чувствуют себя уверенно на прямых скоростных участках, где им видно дальше, чем при входе в поворот. По мере отработки одного поворота по классической траектории переходят к вариантам (двум, трем, и вариантам их при опережениях), освоив одиночные повороты начинают осваивать связ-ки из двух и больше поворотов, разделив их по секторам, что применимо и к многократному методу. В этом конкретном случае, переменный метод, пово-роты проходят медленней чем в мнократном. То есть повторный (многократ-ный) метод по сути вариация, следующая ступень переменного.


Контрольный метод
Практикуется в условиях максимально приближенным к соревновательным, с соблюдением установленных правил. Этот метод направлен на закрепле-ние ранее выработанных навыков и качеств. Весь заезд  спортсмен прохо-дит в высоком темпе с обязательным учетом времени.
В начале основной части отрабатывается чистота(качество)  прохожде-ния поворотов, далее  внимание на обеспечение необходимой скорости про-хождения с качеством прохождения, а в конце - на выносливость.
Для тренировки выносливости определенные предпосылки создаются именно к концу основной части.
(для   тренера (инструктора) «ведущего» спортсмена желательно знать (со-ставить) график(кривую) выносливости и снижение показателей. Это можно отследить по предыдущим данным хронометрии.  Также целесообразно иметь распечатку графика биоритмов с набранной статистикой. См.прил.)
(конец цитирования (курсивом) гл методы)

Позднее торможение
Применяется когда пилот достаточно накатан и умеет тормозить двигателем и самим картом. На первичной стадии обучения (УТК1, в ряде случае и УТК2) нецелесообразно практиковать «позднее торможение*», так как спортсмен слишком рано начинает ими пользоваться по поводу и без. Это не исключает «аварийного торможения». Для картов  с КПП позднее торможение актуально, но как показала практика наката, начальный этап все таки на картах без КПП и лишь потом, через полгода минимум, можно попробовать карт с КПП как более сложный по категории.
(*позднее торможение – для картов с редуктором, особенно для учебных, на которых учатся несколько, не всегда хорошо для ресурса дисков сцепления. Так как позднее тор-можение предусматривает и резкий вход в поворот и резкий набор.А ведь эти карты УТК1 и УТК2 достаточно тяжелы и для подобной агрессивной рулежки мало годяться. Поэтому в основном практикуют на картах УТК3 с «сухим сцеплением» и личных.
Отсюда же и запрет на 270ках установки «прямотока» вместо штатного искрогасите-ля.

Варианты прохождения
Кроме основной траектории необходимо иметь два-три приема поворота при заходе из одной точки, и также со смещение точки поворота и со смещение траектории.
Например, поворот ходовой на 180 минус 30 радиусом 18. («ложка»). Очень своеобразный поворот позволяющий проходить его как по «ходовой» траек-тории, так и по «засадной». Ходовая траектория может варьироваться в трех вариантах, с добавлением опережения по «обратной» прямой добавляется еще пара основных приемов.
Есть оригинальное применение поворота «вдруг» (трактор) на «ложке», когда карт бук-вально на 90 градусов меняет направление и по короткой прямой подъезжает к точке выхода с таким же поворотом на 90.как правило его выполняют опытные спортсмены с парой сезонов наката, уже в С.Мини (10-11 лет уже хорошая синхронизация) на хорошей резине (свежей) ну и определенными настройками шасси, позволяющими совершить та-кой «тракторный» поворот.
 (вероятно, одной из изюминок» настроек является крайнее положение кастора, которое позволяет на краткое время резко вывесить заднее внутреннее колесо с тем чтобы был резкий упор заднего наружного. Вероятно, в развал также внесены изменения. Соответ-венно влияют и положение оси и сама жёсткость рамы. Еще одной «хитростью» явля-ются определенная жёсткость вала, точнее мягкость, которая позволяет иметь наклон заднего колеса  при агрессивном входе. Вершиной «хитрости» может служит диск с вы-носом, позволяющий создать бОльший рычаг от подшипника к проекции опоры колеса. И как бы и колея по правилам, но вот проекция расположена дальше чем у обычных дисков.)
Набор вариантов прохождения поворотов, связок в комбинациях с обгонами и опережениями носит сленговое название «колода карт», и чем больше от-работанных приемов в различной степени освоенности –умение, навык, ав-томатизм, тем более оригинальным становится стиль спортсмена.


Основная технология наката при невозможности сокращения трассы
В случае, когда трассу нельзя сократить, например, на трассе.... пластико-вые барьеры (или снежные бурты зимой) разделяют прямые, то используют всю трассу.
Начинающие в большинстве случаев просто занимаются по всей трассе. Это касается как начальной группы на УТК1, которая полностью формируется не раньше чем за пару месяцев, (уйдут кому неинтересно), так и начинающих на личных УТК3, УТК4. то есть, первым делом основная (классическая) траек-тория. Ее еще называют «на время». На начальном этапе осваивается по од-ному приему поворота именно этой траектории. Ее особенность в том, чтобы как можно меньше прибегать к тормозам (кроме аварийных ситуаций и есте-ственно остановки в закрытом парке.) то есть. Она применяется для случая, когда надо «догнать» или «уйти».
(при отработке траекторий и поворотов со связками надо обязательно объяс-нять спортсмену ЗАЧЕМ это надо. То есть для чего. Эти формируется небхо-димый алгоритм мышления, в данном случае линейно-логический, как в шахматах. К  нелинейному (гибкому адаптивному спонтанному в режиме всеохват)  реагированию пилот подойдет только через определенное количе-ство наката и практики УТС и соревнований).
По мере осваивания основной траектории переходят к вариантам поворотов. Опережениям и композициям. Режим в этом случае 1+1. Более опытный спортсмен показывает приемы поворота. Так и приемы опережения и обгона в самих поворотах. По мере наката в паре количество участников добавляет-ся. Здесь задача сделать так чтобы начинающий не шарахался в сторону от проходящего мимо него карта или «пелетона» (паровозик, группа  лидирую-щих).
(известен не один случай, когда начинающий спортсмен отработавший основную траек-торию(это месяц-полтора) начинает «задирать нос», когда контрольное время прохож-дения дистанции соответствует нормативу. Например для УТК2 Х200/РИМО с базой 970/шины моджо, настроенной выпускной системой прямоток с насадкой длинной 400-500 мм-показатель на трассе (950 метров) время 42. и это не предел.
Это поведение, в общем то, характерно для начинающих, наивно полагающих что умение ездить по единственной траектории есть уже ВСЕ. То есть научился. И было интересно наблюдать, когда спортсмен вышел из  скоростного поворота на 180 и его аккуратно, впритирку обогнал «паровозик» из трех УТК2Х270РИМО с базой 1040. более опыт-ных спортсменов. Идущих бампер в бамперу.(отработка «слипстрима»). Карт начи-нающего резко сбросил скорость. И почти остановился. Ладно хоть руль не бросил).
Поэтому следующий этап после соло неизменно тандем и далее по нарас-тающей, трио, квартет и т.д.. Причем опытные спортсмены «второгодники» на УТК2 (по совместительству инструкторы наката) со временем начинают обгонять впритирку или в поворотах достаточно агрессивно. Здесь задача приучить к именно практике езды в «толпе». Таким образом все ступени УТК1,2,3. есть последовательная подготовка в практике езды, и как следст-вие снижение аварийности в классах УТК4.
 После начального этапа и отсеивания в группе начальной подготовки при-ступают к собственно отработке приемов. Спортсмены на УТК2, УТК3 груп-пы механик занимаются этим по необходимости, так как они должны быть тест-пилотами. То есть знать, КАК ведет себя карт и что надо делать.
Спортсмены на личных картах, спортивного направления занимаются этим по выбранному направлению. При совпадении методики обучения поворо-там, спортивному направлению в дальнейшем придается углубление тактики в группе и с ними занимается индивидуальный инструктор наката (вожде-ния). То есть для них это обязательно, так как они выбрали спортивную сте-зю. Механики как получиться. Но как показывает практика УТС и соревно-ваний в Хонда Мастер, возраст имеет значение. 10 лет не 9. то есть, в случае с группой механики, активные тренировки так или иначе приводят к тем же результатам в тактике группы.

стр.111...
Отработка скоростных отрезков
Для отработки скоростных качеств используется прямая, вторая прямая с по-воротом на 180, выход на обратную прямую, минуя участок «ложка», «выход с ложки, прямая на эску и собственно «эска».
В данном случае отрабатываются скоростные заходы на поворот. Возможны варианты с «поздним» торможением. На практике это применяется после преднаката, для спортсменов на УТК3, УТК4 со спортивной специализацией.
Приемы поворотов отрабатываемые на трассе в ...
Выход на прямую после «эски», Выход после прямой
Заход на ходовой 180 радиусом, Выход со 180 скоростного
Заход на обратную прямую в двух вариантах
Заход на ложку, ходовой 180 минус 30 радиусом 18
Выход с ложки
Заход на короткую прямую перед извилистым
Заход на «эску» Обгоны и опережения на прямых.
Стартовая прямая, вторая прямая после стартовой (паребрик 1) , прямая по-сле ходового на 180 (третья), обратная прямая (четвертая), короткая прямая (паребрик 2),  ходовая дуга перед извилиной на эску.
Термины «засаживание». Трактор, «распускание»
Контроль и оценка прохождения
Тренер (инструктор) отслеживающий спортсменов обычно имеет планшет с закрепленным на нем листам А4 разграфленными по секторам и поворотам. Напротив фамилии спортсмена с соответствующей графой, например «выход на прямую», ставится оценка прохождения, обычно по пяти бальной шкале. 
При удовлетворительном прохождении (на три) спортсмен переходит к дру-гим упражнениям, либо начинает отрабатывать «связки» - два-три поворота. В этом случае оценивается способность спортсмена самостоятельно найти точку входа и выхода в связке. Следующий этап –прохождение «секторов». 
Подробнее о процедуре «обхода» для контроля качества прохождения см.выше гл.разбивка трассы по отрезкам

стр.112..
Работа корпусом. ошибки при работе корпусом.
Характерные ошибки – наклон головы, тела в «неправильную»сторону. (на практике УСК работу по отслеживанию ошибок работы корпусом делает тренер-механик, руководитель групп начальной подготовки являющийся старшим по трассе (ад-министратор, руководитель тренировочной сессии.. Целесообразней делать пометки в лист А4 закрепленный на планшете и потом, по завершении заезда, делать ЦУ детям ли-бо ведущим их инструкторам. Место нахождение старшего в районе стартовой линии (для трассы ...) между двух прямых. Отслеживаемые сектора для применения желто-го флага – выход на вторую прямую (дуга после основной), поворот на 180 после прямой2. Скоростной на 180 (ложка) после прямой4 (обратная прямая). Выход на прямую5.)
Положение тела картингиста имеет большое значение. Вес корпуса меняет баланс карта. Иногда  даже перенесенный груз массой в пару килограмм, на-пример сбоку слева вверх назад, дает необходимый «загруз» задней части., что уже говорить о  например голове.
Кстати,  начинающие делают банальную ошибку, наклоняются инстинктивно вовнутрь поворота, загружая внутреннее  правое колесо, которое в общепри-нятой практике совсем нежелательно загружать. Карт при этом касается  по-верхности всеми четырьмя колесами, а поскольку дифференциала у карта нет,  то происходит срыв карта в повороте из-за скольжения задней части. Поэтому ведущий тренер или инструктор, наблюдающий за процессом, дела-ет замечание инструктору (низовому исполнителю) спортсмена или отцу, (что чаще при схеме «тандем»), о том, чтобы ребенок не наклонял голову в повороте.
 Практики наката часто применяют фиксацию шлема для начинающих, чтобы ребенок не наклонял голову. можно заметить, что шлем по бокам  прикреп-лен скотчем к сиденью. При наклоне головы вперед иногда  привязывают па-кет с солью (это примерно килограмм), позади шлема.

Исключение из правил работы корпусом
Из этого правила есть исключение и связано оно особенностями применения прокатных картов в категории УТК2 (более скоростных и на более «цепучей» резине обеспечиваю-щей «держак». Дело в том, что УТК2 (в УСК на базе прокатных РИМО с дв.Хонда 270 с редуктором), имеют «короткий» задний вал, центр масс смещен вправо, и при примене-нии скоростного соотношения (19/30х2) и резины от Ротаксов Моджо или Веги от КЗ, обеспечивающей приемлемый «держак», (даже в состоянии беу, после основных заеждов спортменов на Ротаксах), и на даже на малообрезиненной дорожке (трасса ...) проис-ходит приподнимание левой части карта при прохождении скоростных  левый поворо-тов на 180 (после прямой2 на трассе ...).
В этом случае для компенсации надо наклонять голову так, как это делают инстинктивно начинающие. Внутрь поворота загружая внутреннее заднее колесо для скольжения задней части или, в идеале, «курсового скольжения».  Это применяется в УТК2Х270/РИМО/1040/ Моджо РМ (Вега КЗ). Целесообразней увеличить заднюю колею за счет выдвижения ступиц на пару см. но в этом случае ресурс ступицы (длинной) меньше, происходит обрыв шпилек и по-ломка центрирующего выступа для диска колеса. В случае применения «средней» или ко-роткой ступиц (от карта Патриот, например), увеличение ширины колеи невозможно. В этом случае рекомендации спортсменам - снижать скорость входа, использовать менее агрессивный вход и, в ряде случаев применять «позднее» торможение, что не есть гут для дисков сцепления находящихся в редукторе. Редуктор греется, диски изнашиваются. То есть, для дальнейшего наката с применением «позднего» торможения рекомендуется версия карта с «сухим» сцеплением.

О работе корпусом.
Есть определенные установки, от простого к сложному, а сие значит, что не надо городить сущностей без необходимости. То есть, убираем основные ог-рехи, а собственно работу корпусом назначаем «на потом», когда спортсмен начинает ехать нормально по классической (ходовой) траектории. Без всяких там поздних торможений и работой корпусом. Самая идеальная и экономная работа – не делать лишних движений, что, несомненно, пригодится когда кругов около десяти. А вот уже потом, когда пилот «встал» на результатах, то есть не идет выше, то тогда и начинается обряд обучения разным мудре-ным штучкам.

стр.114..

Дождевые тренировки
Дождевые тренировки имеют разные категории сложности. Зависит от усло-вий на трассе. Сыро с лужами без дождя, сыро без луж (без слоя воды) в лет-ний период, сыро без луж со слоем воды (характерно для осени когда ас-фальт насыщен водой и отток не происходит), переменная влажность су-хо/сыро в разном соотношении сухих и мокрых участков.
Для «мокрой» тренировки, когда трасса имеет слой воды, (дождь) применяют как положено, соответствующую резину с протектором. В большинстве слу-чаев для учебно-тренировочных групп применяют резину беу, что требует внимания для инструкторов. Основное правило в мокрую тренировку при на-личии луж – объезжать лужи. (эффект аквапланирования присущ даже для «дожде-вой» беу. В гонке естественно этого правила не придерживаются.) Инструктор (тре-нер. Старший по трассе, должен напомнить спортсменам об особенностях тренировки на изношенной резине. Масс старт в «дождевую» обычно не применяется.
Либо для категории опытных спортсменов на однотипной категории картов, например УТК2х270римо1040. Тактические задачи в зависимости от опыта. Допустимо выпус-кать группой наиболее подготовленных для отработки тактики именно в условиях сырой трассы. На практике ... это возраст от 10 лет с минимумом сезонным лет-ним/зимним  или годовым накатом на личном или выделенном ... картом.
Выпуск картов, при сводном заезде,  распределенный с сохранением дистан-ции, либо с обгоном в заранее определенных местах. (например на основной и об-ратной прямой, в этом случае старший трассы показывает голубой флаг, что в условиях флаговой сигнализации в режиме тренировок .... может означать -  «вас обгоняют». (на соревнованиях голубой означает «вас обгоняют на круг». На соревнованиях высокого ранга, начиная с региональных, голубой флаг может означать конец заезда для кругового)
Тренировка в условиях сыро без сухих участков и без слоя вода над асфаль-том. (летом асфальт впитывает воду, в отличие от осенних условий. Когдо асфальт либо насыщен водой, либо прохладно.)
В этом случае истирать дождевые нецелесообразно. Воды почти нет. поэтому применяют «слики» и в большинстве случаев «летние» сухие насрой-ки шасси. При необходимости расширяют колею переднюю. Для УТК3 в данном случае оптимально применить «узкие» слики размерности Вега Ми-ни.
(практика соревнований в дождь выяснила, что УТК3Ф200/Хонда/МС950 /МоджоРМ на трассе с лужами и слоем воды аквапланирует, чего не отмечалось на более тяжелых УТК2 Ф270/хонда/Римо1040/ с шинами такой же размерности. Причем протектор был вполне высокий. Поэтому заменили широкие колеса на меньшую размерность дождевые Вега Мини, и проблема была решена.
В ряде случаев тренировок на сырой трассе без луж и без воды, УТК3 также «лучше» управлялся на «сликах» размерности Вега Мини.(узкие). То есть, карт УТК3 на Вега Мини имел тактическое преимущество (входы в повороты и выходы) по сравнению с УТК3 на широких сликах размерности РМ.
Очень оригинально решили проблему нехватки дисков. На УТК3Ф200/хонда/МС950 впере-ди были установлены диски без подшипников, на ступице. Они переместились на заднюю ось, на передние ступицы  же прекрасно подошли «зимние» узкие диски, на которые обу-ли передние Вега Мини. Получилась размерность Мини с необходимой колеей.(прекрасный пример применения «обходных» технологий.)
настройка шасси в дождевую тренировку
Для «быстрой» настройки, здесь и сейчас по факту объявления «дождевой тренировки» (на соревнованиях в тележке должен иметься комплект резины), попросту снимают «слики» на дисках и устанавливают «дождевую». Обычно дождевая резина одета на «дождевые» диски с выступом центральной части (1 см). что позволяет расширить переднюю колею без изменения задней. (это надо ступицы ослабить, сместить и замерить, что в условиях спешки затруднительно, ведь иногда о смене резины объявляют за 5 минут до начала заезда.)
В данном случае передняя колея разбивается максимально.( Если не «поймана» размерность раньше в результате тестов). Старший трассы отслеживает настрой-ки картов, внимание на своеобразное вихляние задней части карта. Что мо-жет быть из-за малой высоты протектора (напомним, для учебно-тренировочной группы обычно резина беу), особенностями  работы рулем –переруливание, и слишком расширенной передней колеей.

Кастор .Настройки по теории в дождевую гласят – кастор максимальный  (имеется в виду максимальное смещение верхней части оси (болт) кулака в кронштейне (П-образный) назад. (напомним. Что так называемый максимальный кастор это в довесок уже заложенному конструкцией. Обычно продольный угол 12-14 для летних картов. Эксцентриковые шайбы или ступенчатые регуляторы сверху позво-ляют изменить кастор на пару-тройку градусов. Есть варианты размещения эксцентри-ковых шайб и снизу. Актуально для шасси беу изрядно подержанных. Нижняя шайба по-зволяет настроить развал теоритически «правильный». Например для «сухо» - догма для УТК3, УТК4 полклетки выше и вперед. То есть по центру. Опытные техники настраи-вают по трассе и индивидуальному стилю спортсмена. Разумеется, надо отметить, что и состояние резины имеет значение. Для «новой» резины (на хорошем, «свежем» шасси) обеспечивающей «держак», своя настройка, для резины беу на ушатанном «пла-стилиновом» тонике (тони карт лет эдак с пяток если не больше) другая.
Раскрытие, оно же расхождение - на дождь может быть несколько больше, по краю клетки, либо выбирают среднее между серединой и краем. Это сде-лано для бОльшей реакции на руль, то есть ловят «эффект» заныривания в поворот. Сие чревато нестабильным поведением карта на прямой

Развал – по теории книжек 80-90х целесообразен отрицательный, для «упо-ра» передка. Это было актуально (наше мнение) для относительно «дубовой»  воронежской всесезонки В25 (ее на передок ставили и в дождь на зад, так как узкая и продавливает слой воды). В нынешних условиях «дождевая» Вега Мини (на УТК3.УТК4) вполне допустимо работает при нормальном «сухом» развале и расхождении (допустимо для учебно-тренировочной группы и соревнований ранга колхозной водокачки, для серьезных разборок, уже регионального уровн, техники по шасси, как правило с многолетним стажем, имеют свои козыри в рукавах).
 Делать упор в отрицательный (расстояние по верху колеса меньше чем сни-зу) развал, следуя рекомендациям  «умных» книжек,  означает износ мягкой дождевой и дефицитной (для начинающих) Веги. Поэтому стараются обеспе-чить равномерный износ изменением развала. (здесь рекомендации для учебно-тренировочных групп, где шибко то и не заморачиваются дождевыми настройками. Все одинаково настроены и ладно. Изыски по настройке кастора и развала начинающие про-сто не оценят, то есть не реализуют)
 А вот для групп спортивной специализации иногда развал может быть и нессиметрич-ный, связано с деформацией шасси, кулака особенностью трассы (КЛЮЧевой поворот)

стр.116..
Геометрия рулевой трапеции
А именно длинна  рычага кулака или рулевой сошки. Для учебно - трениро-вочных групп, где техники любители в большинстве своем и не знают о том, что длинну рычагов можно менять, особенно то и не заморачиваются. Ибо общий уровень одинаковый, и даже супер пупер настройка шасси часто - «не в коня корм». То есть не реализуемая. А следовательно – «зачем бисер ме-тать»….
Для категории накатанных, которые пробуют нестандартные (не по книжкам) заходы, такие изменения настроек целесообразны (напомним более менее ра-ботать с шасси спортсмены начинают как минимум с сезонного наката и воз-раста около 10 лет. (Мозг уже относительно «взрослый» и вполне работает с анали-тикой. Разумеется есть исключения. Иногда и в 9 лет могут прекрасно «тестить», но это исключение, либо результат работы с ребенком начиная с малого возраста. напри-мер езда на электрической машинке начиная с 3х лет. Нами замечено. Что бывалые кар-тингисты часто начинают сажать ребенка в карт именно с возраста 3 года. оптималь-ный возраст с точки зрения привыкания к процессу. То есть, как бы формирование среды окружающей. Как данность. В практике обучения ... возраст несколько больше, начи-наем с 4 лет. Для начального обучения как раз и сформированы группы МК 4-5., задачей которых подготовить детей к классу Микро).
для дождя применяют более «резкие» настройки реагирования руля. Это дос-тигается максимальным выносом рулевых тяг ОТ рулевой колонки (на мно-гих картах три отверстия регулировки), и иногда сокращают длинну рычага на кулаке используя имеющиеся либо проверленные для «зимы». В ряде слу-чаев при одинаковом выносе рычага кулака имеется дополнительное отвер-стие. Для этого нужны более длинные тяги (как минимум на 1 см). Это изме-нение «рулевой» трапеции. Незначительное, но вносящее коррективы. обыч-но применяют короткие тяги и внутреннее отверстие рычага кулака. При за-действовании внешнего отверстия трапеция становиться меньше трапецией. Также следует обратить внимание на УГОЛ прилегания рычага кулака. Ино-гда конструкция имеет почти прямоугольное прилегание, что можно отме-тить на «зимних» картах. Обычная компоновка – рычаги параллельны трубе шасси. Сейчас на летних шасси в большинстве используется рулевая колонка с разнесенными ШС. То есть. Не одна общая ось, а две отдельных. (на «про-двинутых» шасси, имеется и среднее отверстие, намекающее –на зиму и дождь исполь-зуй середину).
 Схема с разнесенными осями, известна как «аккерман», ее особенность - при повороте наружнее колесо поворачивает больше внутреннего, что теоретиче-ски актуально для узких на 180. Если условно классическая схема это одина-ковый угол, условно 35 градусов поворота, то при «аккермане» может быть 35 и 40 градусов.(условно! На деле у каждой конструкции свои заморочки. Более пра-вильно было бы оперировать такими понятиями как пятно обката, жесткость рамы усилие при  повороте руля (частично можно отследить на весах если поместить колеса передние на подшипники упорные, по типу тех что используются на стойках (амортиза-торах) передних. Идеально было бы провести замеры тензодатчиками при ходовых ис-пытаниях. Но это совсем уже сверхтехнологии.)

Соотношение в дождь
Для класса Мини обычно +3. Хонды (УТК3х200) справляются и так. За счет момента на низах.

Работа корпусом в дождевую тренировку
На сырой трассе опытные спортсмены прибегают к загрузу «передка» сме-щая корпус (наклоняясь к рулю) перед входом в поворот (при замере развесовки отмечено изменение загруза передка на ……кг.

Экипировка в дождевую тренировку
Обязательно наличие «дождевого» комбинезона, либо одноразового дожде-вика. На обувь и перчатки дополнительно одевают полиэтиленовые пакеты закрепленные резиновыми кольцами или скотчем. Инструктор, закрепленный за картом, должен проверить - не скользят ли руки (то есть не срываются ли с руля). Это же проверяет и выпускающий контролер и старший по трассе на первом выпуске.
Стекло шлема, (визор), целесообразно обработать средством «антидождь» и против запотевания внутренней стороны визора. В условиях тренировки до-пустимо приподнимать стекло шлема на один см, для того чтобы не запоте-вало. Для групп спортивной специализации целесообразно иметь специаль-ный турбовизор, актуальный в условиях дождя и трассы со слоем воды.

ТБ при дождевых тренировках
Выпуск разделенный. Как минимум 50 метров. Групповая тактика применя-ется для накатанных спортсменов и отдельной группой. При скатанности сводной группы (это постоянное количество спортсменов «знающих» друг друга и их поведенческие реакции а равно ТТХ картов) допустимо эшелони-рование по группам. На практике ...сезона 2019 три УТК2Ф270/хонда/ Римо1040, одна УТК2Ф200/хонда/римо970, одна УТК3Ф200/……МС950, ко-торые « ходили» одной группой.  При отрыве кого либо, лидер притормажи-вался флагом или жестом «переменить позицию». Встать в конец. (см.жестовая сигнализация ...)

Зимние тренировки
Доп.меры по зимней и дождевой эксплуатации картов.
Для условий зимы и дождя вентиляционные отверстия воздухозаборника должны быть закрыты. Например, скотчем. Электропроводка должна быть обработана ВД, силиконкой или спецспреем выталкивателем воды.
В топливо зимой добавить «осушитель» для топлива, либо иные средсва свя-зывающие воду. Карбюратор зимой целесообразно обмотать тканью и сверху пакетом от отсыревания. Фильтр – бумажный элемент удаляют. Так как он намокает и начинается обогащение (дым). Сохраняют поролоновый фильтр снаружи пропитанный и отжатый от масла. (в идеале надо иметь «нулевой» фильтр с соответсвующими смазками пропитками. Но даже в этом случае есть проблема облепления снегом). Для зимы целесообразно иметь подвод трубки подогретого воздуха, по типу зимнего патрубка подогрева воздуха на автомобилях
Правое заднее колесо должно иметь крыло дождевик. Трос газа для зимы – зимний вариант. (как показала практика эксплуатации УТК3Х200 «зимний» вариант тросика газа можно применять и летом при соблюдении ТБ при посадке на карт, либо заводить мотор когда спортсмен уже находится в карте, в этом случае перед носом карта должен находиться человек придерживающий карт от перемещения вперед, на-пример контролер выпуска из накопителя.

конец цитиования на стр.119 из 161
продолжение следует


Рецензии