Фэнтезийный стиль

     Идёт время. Появляются новые работы, сравнивая их между собой и с работами других авторов, начинают прослеживаться некоторые тенденции и закономерности. Прежде всего нельзя сказать, что мои работы нарисованы, лучше сказать, что они сделаны. Примерно так как музыку делают на современных синтезаторах. Звуки и аккорды, ритм не играют, а «делают». Многие элементы музыки в синтезаторе запрограммированы. Музыканту остаётся суметь грамотно этим воспользоваться. Как к этому относиться? Теряет ли что-нибудь музыка? Видимо, что-то теряет, но что-то и находит. Появляется возможность делать музыку «своими руками». На первый план выходит не мастерство владения музыкальным инструментом, например, трубой или кларнетом, а музыкальный вкус, чувство гармонии или, если хотите, изобретательность, создание неожиданного или, лучше сказать, не ожидаемого.

     Мне кажется, что можно провести аналогию между вышесказанного в музыке с цифровым изобразительным искусством. Появление фотографии, качественно изменило ситуацию. Если раньше портрет можно было только нарисовать, то теперь техника позволяла обойтись без художника портретиста. Достаточно иметь фотоаппарат и уметь им пользоваться. Сегодня доступно практически всем. Следующим этапом стало появление компьютерной техники. Краски на экране монитора стали яркими и сочными. Теперь можно устанавливать цвет с немыслимой точностью, а графический редактор позволил использовать невозможные ранее приёмы, копирование, масштабирование, деформацию, размытие и многое другое. Всё это, умноженное на Интернет, делает возможности для художника почти безграничными. Картина маслом – пожалуйста, акварель – пожалуйста, рисунок карандашом или тушью – нет проблем и так далее и тому подобное. Появилось то, что называется цифровым изобразительным искусством.

     Среди цифрового изобразительного искусства особое место занимает стиль фэнтези. Если посмотреть внимательно, то элемент стиля фэнтези можно увидеть в любом произведении художника. Даже в той работе, которая написана с целью максимального совпадения с моделью, будь то портрет или пейзаж. Может быть, именно наличие фэнтези отличает художника от простого копировщика. Каждый раз, когда фантазийный элемент переходил на новый уровень происходило, изменение места изобразительного искусства в сознании людей. Сегодня именно такой момент. Однажды мне пришлось общаться с художником, который считал, что картина это образы, которые на ней изображены, а я говорил, что картина это сумма цветовых точек на полотне, а образы возникают в сознании того, кто смотрит на эту картину. Ведь известное полотно Чёрный квадрат не более, чем набор цветовых точек. Какие образы возникают в сознании, если на фрагмент картины посмотреть через микроскоп?

     Сейчас я думаю, что картина и то и другое, а может быть и ещё несколько уровней, пока ещё не до конца понятых. Чем влечёт к себе Джоконда столько лет? Однако стиль фэнтези тоже не просто свободное, неосознанное нанесение краски на поверхность холста. Тогда высшим достижением будет нанесение краски слоном или обезьяной, ползание по холсту раскрашенных насекомых или червей. Быть может, в этом тоже что-то есть, пока мне ещё не понятное, и для меня это выглядит как цветовой шум. Мне ближе фэнтези в форме джаза. Я бы назвал эту форму фэнтези как импровизация. В отличие от музыки, запрограммированной на в виде нотной партитуры, импровизация предоставляет возможность свободу исполнения, ограниченную законами жанра, мастерства исполнителя, его настроения и ещё чего-то не передаваемого словами. И всё таки есть детерминанта, вокруг которой строится здание джаза. Это – музыкальная тема или, лучше сказать, музыкальная идея, образ.

     Нечто подобное, я пытаюсь осуществить, занимаясь цифровой живописью. Исходным моментом является поиск изобразительной идеи. Это может быть чьё-то лицо, или сочетание цветовых точек, линий, трещин на камне и другое. Важно, чтобы источник идеи был уже оцифрован, например, в виде цифровой фотографии. Выделяя изобразительной идеи при помощи графического редактора, идея становится более зримой и часто изменяется. Бывает так, что это движение заходит в тупик. Я не смог подобрать для описания этого процесса, чем слово наитие. Быть может, можно точнее определить импровизационный процесс создания изображения. Образ, полученный в виде цифрового изображения на экране монитора, не существует в реальности. Он не более, чем программа, файл, который в реальности существует в цифровом виде, и только при помощи специальной техники может быть декодирован в виде изображения на экране. Далее это изображение может быть напечатано, например, на холсте или бумаге и существовать не в виртуальном, а в физическом виде. Можно провести аналогию с текстом, когда придуманный текста затем печатается на бумаге и издаётся в виде, например, книги.

     Перенос фэнтэзийного изображения на холст может быть стилизован, например, путём создания красочного покрытия или карандашной обрисовки. Фэнтезийный портрет может быть похож на кого-то из людей. В некоторых случаях фэнтезийная работа может быть стилизована под реальность и создавать иллюзию, того, что эта работа получена путём рисования с натуры или модели. Однако это другая сторона жизни фэнтезийного произведения.

26.08.2020


Рецензии