Уильям Гадсби. Долготерпение Бога
Уильям Гадсби (1827)
http://gracetruthministries.com/wgadsbylongsuffering.html
Пс.86.15
Мужи братия, по милости Божией мы подошли к началу нового года. Многие милости мы получили, но и много оскорблений мы нанесли великому Подателю всех наших милостей. Если мы действительно можем рассудить наши пути и чувства на этот момент, мы обязаны сказать о том, что наш Господь есть Бог долготерпеливый, иначе Он не вынес бы нас до сих пор, ибо я уверен, что ни один из нас не проявил бы столько терпения к любому из наших ближних, которые поступали бы так по отношению к нам, как мы поступаем по отношению к Господу. Если бы они зависели от нас так, как мы от Господа, и если бы они так оскорбили нашу доброту, как мы доброту Господа, мы должны были бы давно отвергнуть их. Но таков Господь и таково Его долготерпение, что Он все еще избавляет нас и поступает с нами столь щедро, что изобилует милосердием по отношению к многим из нас, и нет ни одного из нас, кто не получал бы ежедневно больше или меньше милостей из Его обильной руки. Позвольте мне на несколько минут обратить ваше внимание на долготерпение Господа. Насколько дорогой Господь позволит мне, я скажу:
I. О долготерпении Господа по отношению к людям в целом.
II. О Его долготерпении к избранным, в то время как они мертвы во грехе.
III. О Его долготерпении к Своим людям после того, как они призваны благодатью.
I. Господь долготерпелив по отношению к людям в целом. От престола до навозной кучи люди живут в ужасающем бунте против Бога. Невозможно быть справедливым ни к какой части общества, не видя, как страшно она оскорбляет Бога. С одной стороны, гордость, роскошь, сладострастие, и, в тысячах случаев, угнетение и тирания показывают себя в ясном свете солнца. Постоянные действия людей доказывают, что нет страха Божия перед глазами их. Богатые люди в великой державе могут на некоторое время подкреплять свою власть и авторитет, высокомерно презирать и угнетать бедных, но справедливый Бог записывает их дела, и, хотя по Своему долготерпению Он может в течение длительного времени удерживать гнев, несомненно, в конце концов Он явится угнетенным как справедливый и святой Бог (Иак.5.1-5). Так Господь дает нам возможность быть терпеливыми в страданиях, и предать наше положение в Его руки.
Но, друзья мои, не будем ограничиваться этим и представлять так, что только богачи и сильные грешны пред Богом. "Я говорю вам: нет, но если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк.13.3). Это касается всех частей и слоев общества, и мы знаем, что весь мир окутан тьмой греха и бунта против Бога. Какое ужасное нечестие всякого рода практикуется большей частью мира в целом! Все члены тела и силы ума людей вовлечены в противление Богу и оскорбление Того, Кто создал нас и сохраняет наше существование. Ругань, ложь, мошенничество, воровство, нечистота в самых гнусных своих проявлениях безнаказанно совершаются десятками тысяч людей, и многие вынуждены совершать насилие над своей совестью, чтобы претворить в жизнь свои нечестивые деяния. Теперь, господа, как обстоит вопрос для вашей собственной совести? Ясно ли вам, что вы виноваты? Не обязаны ли вы признать это? Разве не понятно, где бы вы давно оказались, если бы Господь не проявил долготерпение к вам? Разве удивительно то, что если бы столь ужасно оскорбляемый Бог имел дело с нами как нацией, как Он поступил со старым миром, то Он в Своем праведном негодовании давно стер бы нас с лица земли?
Но тайное и явное нечестие, угнетение, разврат - это еще не все из того, что делает наш народ столь греховным. Нет, господа, есть также отвратительные проявления религиозного лицемерия, которое распространяется повсюду как прикрытие для алчности, гордости и сладострастия, будь то у пышных руководителей государственной церкви или различных групп диссентеров. Все они на вид ревнуют о Церкви и святости, в то время как сердца тысяч из них вооружаются против живого благочестия и его силы, как об этом знают все, чьи души хранимы непобедимой силой Святого Духа. Показуха и внешние формы - то есть все, что некоторые называют практическим благочестием, с одной стороны, и строгое поддержание основных доктрин Библии без откровения Божией славы в сердце Духом Святым - вот главные черты того, что называется религией в стране, которая хвастается своим христианством. Но если разные направления исповедующих людей очень сильно различаются в понимании разных моментов вероучения, то все они согласны, отвергая несравненную силу различительной благодати Божией в сердце, и таким образом они делают все от них зависящее, чтобы "сделать пустую душу голодной, и отнимать питье у жаждущего" (Ис.32.6 KJV). Из их уст всегда слышно: "Мир, мир", где Бог не заключил мир. А бедные измученные души, люди, чьи сердца уже открыты животворящей силе Духа Божия, и которые стонут под чувством грязи, которые они в себе обнаружили, и которые не могут быть удовлетворены ничем, если Господь не приложит к их сердцу Кровь и любовь Христа, и жаждут славной различительной истины Божией благодати, открытой их совести непобедимой силой Святого Духа, - вот они не могут найти покой в глубоком познании истины, и не слышат Евангелия, провозглашенного не в слове только, но и в силе, Святым Духом, и со многим удостоверением. Такая душа, говорю я, напрасно будет искать какой-либо послание мира из уст исповедующих людей, а клеветы и презрения от них она выслушает с избытком.
Вот страшный грех нашего народа! Антихрист поднимает голову в различных формах, и его ложь щеголяет в роскошных одеждах, тогда как реальная истина Христова в ее отличительной славе и силе сведена людьми почти на нет. Разве это не доказательство того, что наш дивный Господь есть Бог долготерпения - когда Его святое имя, Его честь и Его правда так презираются, извращаются и подвергаются злоупотреблениям под маской исповедания в целях грязной наживы? Разве не страдает Сам Бог, видя, как Его славное Откровение и Его несравненные дела осмеяны и извращаются мертвецами ради их гордости, высокомерия, корысти и сладострастия? В самом деле Господь - Бог терпеливый и многострадальный.
Смертные! Остановитесь Пауза и спросите себя, как обстоит дело с вами. Если вы уклонитесь от ответа сейчас, будьте уверены, что наступает время, когда вы будете судимы по написанному в книгах, как сказано: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого земля и бежало небо, и не нашлось им места И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом... и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них, и судим был каждый по делам своих" (Откр.20.11-13). Вот торжественная истина! Так где же вы будете, господа? Живете ли вы в постоянной практике чего-то того, что приятно вашему телу и уму, но греховно и оскорбительно для Бога, сотворившего вас и давшего вам все блага, которыми вы обладаете? Можете ли вы ежедневно грешить против праведного, святого и благого Бога с радостью и восторгом, и не чувствовать себя в вашем уме проклятым, хвастаясь, что вы можете грешить так хорошо, и, таким образом презирая благость и долготерпение Бога? Помните, грешники, что есть день пришествия Его, "когда Господь Иисус Христос явится с неба, с Ангелами силы Его, в пылающем огне совершающим отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" (2 Фес.1.9). Что будет с вами, беспечные грешники, с удовольствием презирающие долготерпение Божие? Пусть же Бог в Своей милости и благости, если на то будет Его суверенная воля, приведет вас к покаянию, хотя бы вам пришлось пострадать, чтобы не "собирать гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога».
Возможно, некоторые из вас имеют больше, чем необходимо для жизни. Возможно, вы погрязли в пьянстве или каких-либо иных пустых удовольствиях, гордости или роскоши, в то время как десятки тысяч ваших ближних мучаются, бедствуют и голодают? Помните, что вы лишь распорядители того, чем вы обладаете, и день расплаты придет. Другие из вас, возможно, оказались в нищете, и если ваша совесть говорит вам, что вы сами довели себя до этого недальновидными действиями, когда вы были в более благоприятных обстоятельствах, что все хорошие советы, данные вам, были отброшены и вы отнеслись к ним с презрением, а теперь вы чувствуете беду и вину за нее - то подумайте, что вы будете чувствовать себя в великий день гнева Божьего, если умрете без покаяния перед Богом и веры в Господа Иисуса Христа? Но я пойду далее.
II. Сделаю один-два намека на Божье долготерпение к избранным Своим, когда они "мертвы по преступлениям и грехам».
Пусть те из нас, что наделены жизнью и страхом Божиим, вспомнят, что были привлечены Им к суду совести, заставившему нас замолчать, почувствовали гнев Божий и были вынуждены признать, что наше вечное проклятье близко. И когда мы ожидали, что ужасный, но справедливый приговор осуждения придет на нас, и почувствовали в своей совести некое сладкое дыхание любви и милости, которое повергло нас в стыд и самоуничижение, и подняло в душе торжественный и глубокий вопль о милости, - он был услышан, и мы приняли благословенное откровение прощения и мира совести через драгоценную Кровь Агнца, и сладкая мера любви к Богу излилась в наши сердца, чтобы каждый из нас мог сказать: "Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя, потому что Ты возлюбил меня прежде". Я говорю, мои дорогие братья и сестры: давайте на несколько минут вспомним некоторые возмутительные дела нашей жизни, когда мы жили в мирских удовольствиях, были рабами похотей, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. О, как мы раздражали Бога тысячами наших мыслей, слов и дел! И как быстро мы шли к погибели, которая была бы неминуемой, если бы не долготерпение Господа и Его благословенная решимость спасти нас! Некоторые из нас действительно могут сказать, что мы опрометью бежали к страшному концу, когда Господь чудесным образом остановил и спас нас. Я сам, например, должен сказать, к своему стыду и чести Господа, что я был именно таков, и по Своей дивной доброте и долготерпению ко мне Господь часто мешал моим наклонностям, которые могли бы погубить меня немедленно! "Кто, как Бог наш?". В самом деле, друзья мои, нет никого подобного Ему, ибо мы грешили перед Ним тысячи и тысячи раз, а Он проявил милосердие, и, хотя мы согрешили в неверии, мы не можем сказать, что делали это только во времена неведения. Нет, друзья мои, к стыду нашему подтверждается, что мы часто делали это вопреки протестам наших друзей, вопреки строгим предупреждениям и упрекам слова Божия и правды Его, звучавших в наших ушах, да и обвинений нашей совести тоже. Мы попирали все эти увещевания и грешили снова и снова. Что касается меня, я должен признаться, что я грешил ужасно, даже с некоторой долей ужасов ада в моей совести. И разве это не удивительное, несравненное снисхождение, ниспосланное Богом такому самонадеянному негодяю тогда, когда он уже готов был навсегда потонуть в черном отчаянии?
Я доказал, к радости моей души, что Господь есть Бог действительно долготерпеливый. Часто некоторые из нас были готовы предпринять шаги, которые привели бы нас в открытое бесчестье и позор, и заставили бы вредить обществу, если бы терпеливая доброта Господа не предотвратила этого. Мы можем только постыдиться перед лицом Его несравненной благодати, потому что мы раздражили Господа ужасающим образом, восставая изо дня в день против Его славного величия, но Он, Милостивый, помня, что мы лишь прах, прощал наши грехи и не истреблял нас; Он следил за нашими путями и хранил нас от разрушения, и когда мы не знали Его и не ценили дело Его рук, не заботились о своем собственном благополучии, но безумно бросались в грех и бунт против Бога, как будто хотели только своей погибели! Но, к несравненной чести различительной благодати Иеговы, поймем, наконец, что Он остановил нас в этом страшном безумии, заставил нас увидеть и почувствовать наше потерянное состояние, исповедать наши грехи и взывать о милости, и позволил по крайней мере некоторым из нас сказать, что Он "Тот, Кто спас нас и призвал нас званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2 Тим.1.9). O мои дорогие друзья, которые были привлечены к познанию хотя бы некоторой меры той несравненной любви к нам со стороны долготерпеливого Бога! Какие чудеса Он совершил для нас и в нас, и какие благословения Он даровал, обеспечив нас всем самым дорогим и утешительным, что у нас есть! Благословенно Его драгоценное имя - Он не посмотрел на наши мерзкие, провоцирующие дела, но показал и доказал нам, как Иисус может спасти и как дивно Божие спасение, и дал нам восхвалить Его! Разве вы не можете вспомнить хотя бы некоторые случаи в вашей жизни, когда, не будь долготерпения, щедрости и доброты Божией, вы упали бы так, чтобы больше не встать? Я уверен, что некоторые из вас, так же, как я, поняли в некоторой сладкой мере эту благословенную истину: «освящены Богом Отцом, спасены во Христе Иисусе и призваны" (Иуд.1). Мы можем лишь теряться в глубоком удивлении перед милостью Божией к столь мерзким и несчастным людям, как мы. О мои дорогие друзья, какие замечательные памятники отличительной Божьей благодати представляют собой некоторые из нас! Не должны ли мы, в торжественном изумлении, воскликнуть: "вот что сотворил Бог!". Пусть же наши души глубоко изумятся славе Его Царства и вспомнят о Его власти (Пс.145.11 KJV). О несравненное долготерпение Бога, не желающего, чтобы кто погиб но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет.3.9)!
Есть ли здесь самонадеянные грешники, те, кто готов воспользоваться тем, что было сказано, для того, чтобы закоснеть в грехе против Бога? Помните, несчастные, что Он может не явить Свою особую милость вам и не спасти вас, и тогда ваши мерзкие дела лишь подготовят ваши грешные души к вечной погибели. Ваше желание, ссылаясь на благодать Божью, "больше грешить, чтобы умножилась благодать", может оказаться ужасным средством углубления вашего вечного проклятья. Теперь вы можете презирать, ненавидеть и ни во что не ставить истину Божию, но будьте осторожны, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: "Вы сильно изумитесь, ибо Я сделаю в дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказали" (Авв.1.5, ср. Деян.13.41). Пусть же Бог в Своей милости вложит Свой страх в ваше сердце и подаст вам покаяние пред Ним и веру в Господа Иисуса Христа, ибо, если Его милостивое величие не сделает этого, вас ждет ужасная гибель.
Но мы сейчас переходим к тому, чтобы
III. Сделать несколько замечаний о долготерпении Бога к Своим людям после того, как они призваны Божественной благодатью.
Самые щедрые благословения человеку даруются от оскорбленного Друга, в то время как получатель этих благословений различными способами продолжает оскорблять Дающего, а милостивый Даритель пользуется этими частыми оскорблениями, чтобы оказать больше милостей и проявить больше благодати; и чем больше это свидетельствует о долготерпении и милосердной доброте Дающего, тем больше проявляет достойную печали, отвратительную мерзость принимающего. Действительно, таковы мы, мои возлюбленные братья, и такова милость и доброта Господа к нам, несчастным, что мы, действительно, можем сказать о нас: «Где умножился грех, там преизобиловала благодать». Если мы попытаемся кратко, на несколько мгновений взглянуть на милостивое обращение Господа с нами, а также на наши отношения с Ним, с тех пор как Он впервые начал дело благодати в наших душах, у нас будет веская причина воскликнуть: «О долготерпение Господа! Кто может правильно его описать или полностью оценить?». Любящая доброта и долготерпение Господа по отношению к Своему народу выше всякого понимания. Благословенно Его драгоценное имя, «милосердие Его от вечности до вечности», и Он будет вечно верен всей Его избранной семье, которая любима вечной любовью, искуплена драгоценной кровью Христа и в свое время оживотворена для Бога непобедимой силой Святого Духа; жизнь Его людей сокрыта в Нем и обеспечена жизнью Христа, и поскольку Он жив, они тоже будут жить. Он может и наказать их, но Своей любящей доброты он не отнимет и не потерпит краха Своей верности. Любовь, вечная любовь к нашим душам, лежит в основе всех Его действий с нами и по отношению к нам: «Кого любит Господь, тот наказывает, и бичует всякого сына, которого принимает; но если вы будете без наказания, в котором все участвуют, то вы незаконнорожденные, а не сыновья" (Евр.12.6,8 KJV).
Когда Господь впервые оживил и просветил наши мертвые и темные умы животворящей и светоносной силой Святого Духа, мы испытали такие торжественные чувства в нашей совести, которых никогда не испытывали и не имели раньше; и были ли наши мучительные чувства более или менее ужасными, чем у других, о которых мы слышали или читали, они были такими, которые сделали нашу жизнь несчастной; мы никогда не могли полностью вычеркнуть их из головы, но в конце концов трепетали перед Богом и Его словом. Находясь в этом состоянии, какое бы временное облегчение мы ни получали благодаря нашим законническим обещаниям и клятвам или нашим законным делам, оно неизменно оставляло нас в худшем состоянии, чем находило, и мы были готовы сделать вывод, что для нас нет никакой надежды. Мы часто думали, а иногда и говорили: будет ли угодно Господу простить наши грехи и позволить нам испытать Его прощающую благодать в наших душах; о, если бы Он мог в праведности и справедливости сделать это, то мы бы непрестанно любили Его, хвалили и поклонялись Ему, и искренне слушались Его, и были бы удовлетворены всем, что он делает по отношению к нам, и всегда прославляли бы Его. Что ж, возлюбленные, некоторым из нас Его милостивое величие подарил добрую надежду, через благодать; время от времени Он растапливал наши ожесточенные сердца сладким вкусом Его любви и милосердия через драгоценную кровь Агнца и вызывал глубокое смирение, нежность совести, молитву, хвалу и благодарность Его славному величию; и мы получили возможность поистине сказать: «Я люблю Господа, потому что Он услышал мой голос и мои мольбы. Поскольку Он склонил ко мне Свое ухо, я буду взывать к Нему, пока жив». В эти моменты мы чувствовали, как сладкое таять у Его ног, и действительно ожидали, что все мы будем полными любви и послушания. Но увы, увы! Как скоро мы все забываем это, если Господь в мудрых целях удерживает свою сладкую, заставляющую таять сердце, смиряющую силу! Мы смотрим внутрь себя и вокруг с ужасным разочарованием, начинаем волноваться и роптать, и восстаем против Господа. Мы злимся на Его дела и действуем скорее как раздражительные, сварливые, избалованные дети, чем как благодарные сосуды милосердия, находящиеся в долгу перед свободной благодатью Бога за каждую услугу, которой мы пользуемся.
Так вот, если бы Господь не был Богом долготерпеливым, он не вынес бы таких нечестивых поступков. Но Его милосердная доброта такова, что он иногда мягко проверяет нас с некоторым своевременным упреком, а затем, рано или поздно, дает нам еще раз вкусить Своей любви. Некоторые из нас могут сказать во славу Господа, что Ему было угодно милостиво явить прощение нашей совести сладостным и благословенным применением искупления к нашей душе, и сказать нам: "Я спасение твое", и Он позволил нам в сладком духе усыновления сказать: " страх перед законом и рабство покинули нашу совесть, и наши грехи казались удаленными от нас, насколько восток от запада; мы никогда больше не ожидали их ужасного сообщества. Тогда мы могли почувствовать и петь: «Господь возлюбил меня и отдал Себя за меня». Мы чувствовали торжественную преданность Господу, отдавая Ему все свое сердце, и разум, и душу, и силу; и с чувством любви к Господу и благоговейным трепетом перед Его славным величием мы могли сказать и действительно сказали: «Но Ты с любовью к моей душе избавил ее от ямы тления» и т. д. (Ис. 38:17 KJV). С какой страстностью мы тогда обещали Господу, что будем постоянно любить, хвалить и поклоняться Ему, а также служить и чтить Его всем своим сердцем!
Разве некоторые из вас не были здесь? И как вы себя вели после таких торжественных моментов? Разве ваши глупые сердца не забрели на запретные пути? Разве некоторые из нас не должны признать, что мы «не обращали внимания на Скалу, которая родила нас, и Бога, создавшего нас» (Втор. 32.18 KJV), и отступили от сладких наслаждений Господа, в поиске удовольствия и удовлетворения чем-то, кроме присутствия, любви и истины Господа? Иногда мы оставлены искать покоя в этом мире; и порой, потерпев неудачу, мы пытались поддержать наш разум ложной радостью в учениях Евангелия, не чувствуя их силы и не извлекая из них никакой реальной добродетели, и какое-то время действовали с ясной головой, но с холодным сердцем, стараясь чем-то удовлетворить себя без реального общения с Господом, или чувства силы Божественных вещей. И таким образом в течение некоторого времени мы могли быть допущены к тому, чтобы продолжать пытаться сажать приятные растения и взращивать странные побеги, вызывать ложную уверенность, самонадеянную надежду, плотскую радость и уверенность; мы можем сеять семя внешнего благочестия, проявлять активность во внешних формах, иметь сносную долю плотского рвения и воображаемого плодородия, как религиозного, так и мирского характера; вставать утром, чтобы посеять наше семя и дать ему цветение, и быть заняты днем, чтобы наши растения росли; но «жатва будет грудой в день отчаяния и смертельной печали» (Ис. 17.11 KJV); наказующая рука Бога сметет весь наш воображаемый плод и на некоторое время оставит нас в разочаровании, недоумении, замешательстве и глубоком горе.
Братья, разве некоторые из нас не почувствовали что-то из вышеперечисленного и не начали стонать под воздействием собственной глупости, и не ожидали, что милость Господа исчезла навсегда и что Он больше не будет благосклонен? Тем не менее, замечательно, что после всех наших злоупотреблений милостью Господа Он милостиво явился снова и благословил нас глубоким смирением, дав почувствовать Свою несравненную любовь и долготерпение, и обратил еле живую веру в настоящие упражнения в Триедином Боге. Таким образом, благословенный Дух доказал нам, что это был любящий и многострадальный Бог, который возложил на нас Свой нежный жезл, чтобы смести наши ложные надежды, радости и опоры, чтобы привести нас с плачем и мольбами к Своему подножию и привести к более духовному наслаждению Собой. Вместо того, чтобы позволить нам жить, или, скорее, голодать на плодах нашего отступничества, он заставил нас ненавидеть самих себя и возопить: «О Господь, я угнетен; ответь Мне»! В самом деле, друзья мои, мы можем погрузить свой разум во тьму, рабство и смятение, а наши сердца в ожесточение и навлечь на себя неописуемые страдания своими ужасными проступками, но мы не можем освободить наши души от рабства, вины и страданий. Здесь мы должны лежать или тонуть, пока милостивый Бог не пожелает избавить нас. Но когда долготерпеливый Бог дает нам увидеть и ощутить меру плодов наших поступков и дает возможность взывать к Нему о милосердии, исповедуя нашу низость, Его милостивое величие в свое время появляется и говорит нашим душам: «Я исцелю их отступничество, я буду любить их свободно» (Ос.14.4 KJV).
О, какие неописуемые милость, любовь и долготерпение благодать выражены в этих словах (Ос. 14.4-6)! И когда Господу угодно милостиво открыть разуму и запечатать на совести такие прославляющие Бога, смиряющие и возвышающие душу истины, это разбивает сердце явленной нам любовью и растапливает его в благодарности, хвале, и благодарении Богу за все благословения, которыми мы наслаждаемся, и за все благословения, обещанные в любви завета; и мы действительно и воистину доказываем, что Он для нас Бог долготерпеливый; ибо вместо того, чтобы излить на нас Свой гнев, чего мы вполне заслуживаем, Он наполняет нас радостью и миром в вере и дает нам возможность в духе и истине сказать: «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на зеленых пастбищах» и т. д. (Пс. 22.1,2). Да, Он делает это ради Своего благословенного имени. почести венчают Его чело, Его любящая доброта такова, что он ведет нас к тихим водам своей вечной любви и водам жизни, по Божественной реке Его несравненной благодати в Личности, Крови, послушании и полноте Господа Иисуса Христа, и Он заставляет нас чувствовать благословенное возрастание славного излияния Духа в душе, как Источника воды живой, так что с верою и духовным чувством мы пьем из реки благословение Господа, потоки которого радуют град Божий. Под этими освежающими потоками Его любви и смягчающими действиями Духа жизни и истины плоды Духа растут в душе, и в небесном покое мы ложимся на зеленые пастбища славных богатств свободной и суверенной благодати. Таким образом, мы получаем возможность сладко войти в самые великие и драгоценные обетования, которые да и аминь во Христе Иисусе, и живой верой мы едим плоть и пьем кровь Господа Агнца. Божественная жизнь и добродетель исходят от Него, и славное слово Его благодати падает на совесть, как дождь, и освежает, как роса (Втор.32.2) В эти благословенные времена Сам дорогой Господь нисходит на нас и в нас, как дождь. Благодаря этим Божественным проявлениям душа восстанавливается к благим чувствам, жизни и деятельности. Мы благословлены общением с Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом, и душа чувствует это, как если бы она была почти готова к полету в Царство славного блаженства, где она могла бы наполниться любовью и славой, без каких-либо дальнейших падений. В этом торжественном настроении, под благословенными помазаниями, учениями и водительством Бога-Духа, мы идем по стезям праведности, славной праведности Христа, которая относится ко всем верующим. Он ведет нас по пути истинной жизни и святости; и тогда настоящее духовное послушание не является задачей закона, оно не обременяет и не раздражает совесть, ибо поистине пути Господа - это пути приятные, и Его стези - стези мира; и мы чувствуем, что это наша пища и питье - исполнять волю Господа. Тогда истинно унижается Я и коронован Христос, и слава Триединого Бога устанавливается и поддерживается в совести, ибо мы чувствуем, что вся слава принадлежит Господу, и в святом чуде мы можем с чувством сказать: "Ты Бог мой, и я буду славить Тебя" и т. д. Пока дорогой Господь держит нас в этом благословенном расположении духа, дела между Богом и душой идут очень приятно, и мы наслаждаемся чем-то вроде славы Царства Божьего, устанавливаемого и поддерживаемого в нас силой Самого Господа, и мы никогда не хотим того, чтобы наши ноги снова соскользнули или что наше сладкое общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом когда-либо снова было прервано.
Но, мои дорогие друзья, существует вероятность того, что у нас возникнет искушение злоупотребить такой безграничной милостью, да, и в значительной мере мы будем падать под действием силы этого искушения. Гордость, проклятая гордость, может начать поднимать свою ненавистную голову, и тогда мы чувствуем склонность использовать наши возвышенные чувства как правило, по которому мы будем судить других; или если мы отойдем от этого, мы погрузимся в самые ужасные чувства греха, вины и нечистоты. Мы становимся обманутыми ужасными предложениями и искушениями сатаны, и нам остается на время действовать так, как если бы наши чувства были единственным критерием, по которому можно судить о жизненном благочестии. В этом состоянии мы воображаем, что не можем встретить дитя Божье нигде, кроме одного из этих двух мест, как если бы не было никакого духовного переживания между самым ужасным бедствием и ужасом разума, и самыми славными проявлениями любви и красоты Бога и возвышением света Его лица в душе. Мы можем быть уверены, что такое настроение обязательно в конце концов принесет нам душевное бесплодие. Но в то время как этот проклятый принцип гордости подпитывает нас, если к нам приходит бедный удрученный грешник, который в какой-то мере чувствует свое потерянное состояние и признается, что его грехи направлены против справедливого, святого и доброго Бога, и что он действительно чувствует себя несчастным из-за своих проступков, опасаясь, что Господь не помилует его, возможно, вместо того, чтобы с любовью спрашивать, как он был приведен в такое состояние; какова была его борьба под этим; как он чувствует себя в тайне между Богом и его собственной душой; действительно ли он был приведен в трепет перед словом Божьим и чувствовал, что Господь был бы святым, справедливым и добрым, если бы Он отбросил его и отправил в ад; исчезла ли его сила в себе и укрепилась ли надежда на себя; чувствовал ли он, что его сердце заболело из-за чувства отсроченной надежды; чувствует ли он настоящий стыд перед Богом и признается ли Ему в своих грехах, и взывает ли о милости, когда никто не видит его, кроме Господа; может ли он жить спокойно и беззаботно, или он вынужден вздыхать и стонать о милосердии, когда он уже не может говорить; помогают ли все его попытки помочь себе самому или делают его еще более беспомощным; думал ли он когда-нибудь о том, чтобы оставить все заботы о вечном, и временами он чувствовал ужасный бунт против Бога из-за того, что он так несчастен, и впоследствии был вынужден трепетать перед собственными чувствами и вздыхать о пощаде; облегчили ли его эти попытки отказаться от всякой заботы о вечном или закончились ли еще более глубокими душевными страданиями; чувствует ли он когда-нибудь хоть немного силы в обращении к Господу или чувствует ли проблеск надежды в его уме, и если да, то какова основа этой надежды; есть ли у него когда-нибудь сокрушение духа или таяние сердца перед Господом; встречает ли он время от времени небольшое ободрение, и если да, то откуда это ободрение; верит ли он на самом деле в утверждение, которое Бог сделал в Своем слове о Его святости и нечестивости создания; о его доброте и низости твари, о его величии и силе, а также о слабости и беспомощности грешника? Я говорю, что пока этот принцип гордости подпитывает нас, вместо того, чтобы пытаться вызвать настоящие чувства души, как вытаскивать воду из глубокого колодца, мы сразу начинаем и говорим: «О! Ты когда-нибудь был в аду? ? Ощущал ли ты гнев Божий и ужасы проклятых в своей душе? Был ли ты в тесном общении с сатаной, и, когда твой разум был почти сокрушен, чувствовал ли ты, что хочешь свергнуть Бога, если бы это было в твоей власти?". Эти и многие другие подобные вопросы мы, возможно, зададим ему, а затем, с некоторой радостью, скажем: «Я был там, и что ты думаешь о таком состоянии, как это? Ты, кажется, очень мало знаешь о таких вещах, а они реальны". И таким образом мы сразу же вешаем замок на уста бедной сломленной души и отсылаем ее прочь в великом томлении и тяжести. В самом деле, такой человек порой настолько подавлен нашими трудными вопросами, что он почти боится говорить с нами снова, и мы готовы ликовать в глубине своего собственного опыта и сказать себе: «Я дал ему понять это".
Или, если мы встретимся с одним из членов семьи Господа, который немного рассказывает о своем горе и о милости Господа к нему, о том, как он был приведен к ощущению и признанию своей мерзости, и о небольших намеках милосердия, которые он чувствовал в своей душе со сладкой тающей верой и чувством любви Христа к бедным грешникам, почувствовав, что небольшая часть этой любви разлилась в его сердце, и имел достаточно веры во Христа, чтобы увидеть некую меру Его красоты, любви и очарования, и получил возможность сказать: «Господь, я верю; помоги моему неверию»; или: «Господь, Ты знаешь, что я люблю Тебя; дай мне силу с чувством сказать: «Господь мой и Бог мой»; позволь мне почувствовать силу Твоей прощающей милости и искренне поверить в Тебя и возложить на Тебя все свои заботы". Так, вместо того, чтобы пытаться проследить и выявить различные движения Святого Духа в нем и его обращения в надежде, вере и любви к Господу, согласно научениям Духа, и таким образом ободрить его веру и надежду на Господа, мы сразу начинаем высокоумно и говорим: «Можешь ли ты с чувством сказать без всякого сомнения:«Господь возлюбил меня и отдал Себя за меня? Ты когда-нибудь чувствовал, что твое бремя вины снято мощным применением искупления к твоей совести, и славной верой во Христа вознесена ли твоя душа на небеса и имела ли она такие взгляды и чувства любви и славы Бога, а также свой интерес к ним, что была потеряна в изумлении, любви и хвале? Или ты когда-нибудь был крещены Духом в любовь и кровь Христа и купался в Нем, как в океане милосердия и благодати, и был приведен в Духе и истине к тому, чтобы сказать: "Господи, Ты мой Бог»?
Таким образом, кажемся, что мы не чувствуем слабых в вере или младенцев из семьи Божьей; и пока это так, мы можем быть уверены, что мы сами не находимся в сладком наслаждении этими благословенными вещами в нашей собственной душе; ибо хотя мы когда-то наслаждались ими, мы отступили от этой благословенной свободы пред Господом. Искушения дьявола и гордыня нашей старой природы унесли нас от того, чтобы воспользоваться чудесной добротой Господа по отношению к нам, чтобы это воспитало в нас возвышенные взгляды на наш собственный опыт и достижения; и таким образом мы оскорбляем благословенный Дух и в некоторой степени презираем бедных, немощных, измученых скорбящих на Сионе. Мои дорогие друзья, существует вероятность того, что в значительной степени останусь наедине с этой гордостью и твердостью ума (так я это называю) на длительное время. Когда мы находимся в этом состоянии, наши основные разговоры о религии, вероятно, касаются некоторых высоких ветвей доктринальной истины, ибо, как мы думаем, мы имели глубокое их понимание или опыт в былые дни, и мы пытаемся удовлетворить этим ум без настоящего чувства силы Божественной истины; а если какое-нибудь бедное, немощное, сломленное дитя Божье смогло немного наставить нас и привести к проверке нашего нынешнего опыта и спросить нас, какое сокрушение сердца или нежность совести мы чувствуем сейчас; или какие вдохи души к Богу в живой молитве или благочестивой борьбе с Господом мы имеем сейчас; или какими благословенными явлениями Господа наслаждается ныне наша душа; или какие сладкие исходы веры и любви к Господу и в Нём мы чувствуем сейчас; и можем ли мы сейчас истинно сказать, что «наше общение с Отцом и с Его Сыном, Иисусом Христом». Мы должны либо молчать, либо отвечать довольно грубо, либо говорить о том, что мы чувствовали и чем наслаждались давным-давно; но если правда действительно должна выйти наружу, сейчас в нас очень мало духовного чувства. Может случиться так, что время от времени возникает тайный вздох или стон под чувством нашей жалости к себе, которое может быть слишком отвратительным, чтобы его называть, и горя от потери нами блаженного наслаждения присутствием Господа; и Господь иногда терпит это, как жезл для нашей проклятой гордости, чтобы мы впали в состояние неописуемого мрака. В этом состоянии искушения сатаны, жестокосердие, тьма разума и ужасающее чувство неудовольствия Господа - наши главные товарищи, и нам остается чувствовать, что мы не можем и не осмеливаемся взывать о милосердии; пока, наконец, душа не погрузится в глубокий ужас и в горечи духа не закричит: «Окружили меня страх и трепет, и ужас объял меня» (Пс. 55.5), и мы кажемся самим себе самыми ужасными и отвратительными.
Здесь мы продолжаем тонуть, до тех пор, пока дорогой Господь не благоволит милостиво тем или иным образом проявить сладкую меру Своей любящей доброты и долготерпения, что он иногда делает, вызывая нежность совести прикосновением своей нежной любви, передавая дух молитвы и разжигая в нас духовный жар, пока душа не возопит всерьез: «Слушай, Господи, и помилуй меня; не скрывай от меня лица Твоего; не уклоняйся от раба Твоего в гневе. Ты был мне помощником; не оставляй меня и не покидай меня" (Пс.27. 9). Бедная душа одновременно чувствует и признает свою гордость, высокомерие и самонадеянность, а также искренне взывает о милосердии. Теперь они не расправляют крылья, словно вне досягаемости бедного, затоптанного, разбитого сердца грешника. Нет, грешники чувствуют себя достаточно низко, и удивляются лишь, что Господь не отверг их полностью от Себя; но таково долготерпение Господа, что Он милостиво благоволит услышать их крик и прийти им на помощь, и милостиво открывает Себя им как «Господь Бог, милосердный и добрый, долготерпеливый и преизобилующий добротой и благостью и истиной; милосердный к тысячам ролов, прощающий беззакония, преступления и грех" (Исх. 34.7). И хотя он временно наказывает Свой народ за грех, он не всегда будет укорять его и не будет простирать Свой гнев навеки; и если Он медлен на гнев, Он также щедр на милость. Он дает Своим людям возможность почувствовать это силой Своего благословенного Духа, и тогда нежная душа обязана сказать. «Он не поступил с нами по нашим грехам и не вознаградил нас за наши беззакония» (Пс. 103.10 KJV), Нет, благословенно Его милостивое имя! Нет; но вместо того, чтобы излить Свой мстительный гнев, он в конце концов разбил наши сердца явной милостью, превратил для нас наш траур в танцы, снял с нас вретище и препоясал нас радостью, чтобы мы могли любить, хвалить и обожать Его и помнить чудеса Его милости и долготерпения.
Но некоторые из моих друзей скажут: «Я никогда не попадал ни в такие глубины несчастья, ни в такие высоты радости; но одно я знаю и должен признаться, что я часто злоупотреблял маленькими намёками на милость Господа, которыми, надеюсь, я наслаждался, и я чувствую к своему стыду, что поступил очень неблагодарно по отношению к Господу, и удивляюсь Его долготерпению по отношению к такому негодяю, как я. Его нежная милость время от времени бросает меня в прах, и я могу сказать: «По милости Господа я не истреблен, потому что Его милосердие не угасает» (Плач 3:22) Дорогие мои, все мы - компания злоупотребляющих милосердием Господа. Все мы в большей или меньшей степени злоупотребляли Его общей милостью, а некоторые из нас злоупотребляли Его особой милостью. Какую холодность, твердость и формальность мы имели в поклонении Господу, какие блуждания ума и ужасные стремления к запретным вещам, какую неблагодарность за полученные благословения и какое раздражение против Господа, когда Он благоволил нарушить наши планы и удерживал от нас то, что мы считали нужным иметь! Насколько плотскими и мирскими мы часто были в наших стремлениях; как же горды и высокомерны некоторые из наших движений! Одним словом, мы должны признаться, что мы низки, и все же Господь пощадил нас. Вот мы, все мы, так или иначе должники милосердия; но некоторые из нас обязаны всем богатой, различающей благодати; и, несмотря на все наши неподобающие пути, мы все же одарены надеждой на Господа и Его милость, и мы здесь стоим как свидетели того, что Он - Бог долготерпеливый.
Помните же, мои дорогие друзья, какими должниками суверенной любви Бога мы являемся; и пусть дивная, славная, таинственная свободная благодать Божья по отношению к нам, бедным, оскверненным негодяям, внушает страх нашему разуму. И когда либо плотские удовольствия, либо плотские аппетиты, либо искушения сатаны уводят нас с пути праведности на путь плотских наслаждений, будь то чрезмерная еда или питье, или любой другой способ удовлетворения плоти, пусть мы получим возможность сделать паузу и с чувством сказать: «Как я могу сделать это бесчестие для Бога, угодное плоти против Бога? Господь, заставь меня поистине ненавидеть все, что противоречит Твоей чести». Разве дорогой Господь время от времени не давал нам доказательства того, что мы - члены Его благословенного тела, плоть от Его плоти и Его костей (Еф. 5.30), и что Его милостивое величие полюбил нас и отдал Он Себя за нас, чтобы освятить и очистить нас омовением водой слова, и чтобы он мог представить нас Себе как славную Церковь, не имеющую пятна и порока, или чего-нибудь подобного, но чтобы мы были святыми и непорочными? Я говорю, мои дорогие друзья, не чувствовали ли мы, благодаря богатству Божьей благодати, сладкую меру этой несравненной любви? И будем ли мы баловать это бедное тело гордостью и роскошью или заниматься чем-нибудь приятным для плоти? Не дай Бог! Господь поможет нам с чувством вспомнить торжественную меру того, чего стоило Господу жизни и славы избавить нас от всякого беззакония; и пусть страдания, муки и душераздирающая агония, и предсмертный пот и стоны Посредника Богочеловека займут такое место в нашей совести, которое, согласно Божественным научениям Святого Духа, позволит нам ненавидеть грех во всех его проявлениях и воздерживаться от всякой приятной плоти роскоши. Таким образом мы сможем заградить уста противников, и не будем позволять сами себе ставить друг другу камни преткновения или ранить дело Христа. Пусть долготерпение Господа приведет наши души к тому, чтобы в глубоком смирении бодрствовать и молиться, чтобы мы не впали в искушение. Пусть Он никогда не позволит нас довериться собственному сердцу и ни в чем не даст полагаться на собственное понимание; но давайте помнить о нашей слабости и глупости, а также ежедневно взирать на Него и взывать к Господу о мудрости и силе. Пусть мы в Духе и истине будем убегать от заботы о себе и искренне возлагать все свои заботы на Господа, ложиться к Его благословенным стопам, опираться на Его грудь, рассказывать Ему обо всех наших нуждах, искушениях и печалях и изливать Ему наши души. Дай Бог, чтобы мы чувствовали, что полностью полагаемся на Господа, и как таковые цеплялись за Него и действительно черпали от Него жизнь и добродетель; и какое бы положение в жизни или в Церкви Божьей мы ни занимали, пусть мы действительно позаботимся о том, чтобы иметь свое место, поскольку оно дано Евангелием Христа. Пусть мы будем слышать, чувствовать и действовать по наставлению Господа Иоанну: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Иоан.2.15) Пусть жизнь, любовь, благодать, истина, нежность, сострадание, милосердие и долготерпение Господа влекут наши души в сладкое послушание, и пусть Его честь и слава займут глубокое место в наших сердцах и управят нашу жизнь. И, таким образом, пусть мы сможем доказать, что долготерпение Господа привело нас к истинному покаянию и, по учению благословенного Духа, позволило нам искать Его славы и прославлять Его благословенное имя. Как члены тела Христова, пусть мы будем жить в Нем и ощущать, что он живет в нас, надежда славы и слава надежды. Аминь.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №220082600030