Братская солидарность народов Центральной Азии

БРАТСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Твой истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти. Льстецов причислять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям.

СААДИ

Казахский и узбекский народы являются одними из основоположников современной тюркской культуры и литературы. Развитие литературы в Центральной Азии в общих чертах происходит в соответствии с основными историческими периодами сегодняшних республик. Сначала это феодально-династинный период (1350-1864), период в составе Российской империи (1865-1917), в советский период (1918-1991) и период обретения независимости (1991 по настоящее время).
Я сейчас не буду вдаваться в подробные литературные течения, — Движения и в каком стиле они писались. Важным во все времена для литераторов было отражение той действительности, в котором они жили. Из дошедших нам книг мы зримо улавливаем политическое и общественное развитие тех лет.
Как и в любой культуре, так и в Центрально-Азиатской литературе проглядывается романтическое движение, реалисты, суфисты, модернизм, постмодернизм, авангардисты и т.д. Очень много поэтов посвятивших свою жизнь проповеди ислама, много поэзии проникнутой лиризмом, мистицизмом и сатирического дара.
Произведения Алишера Навои и произведения нашего Абая, их новый образ мыслей привел к художественной революции, которые возродили чувство гордости и истоки литературы своих народов. Все поэты Центральной Азии были сильны мощью своих образов при описании проблем и суровых условий жизни, в котором они родились. Их поэзия рассудительна, и они используют слова с точностью, с которой математик использует цифры при решении задач.
Сегодня традиции своих предков продолжают многие талантливые писатели и поэты узбекского и казахского народов. У нас живет братство. Как-то один поэт сказал:

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же, мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья, мы родные!
Вот, вот в чем ненавидят нас!

И сегодня продолжают писать и посвящать друг другу восторженные слова любви и благодарности наши писатели и поэты. Например, прекрасно передает в своей поэзии свои видения после посещения Казахстана великий поэт Абдулла Арипов в стихотворении ";озо;истон охуси".
А как красиво описывает природу Казахстана и призывает казахов идти в ногу со временем Гафур Гулом в своем стихотворении "Ёнма-ён кетайлик". Казахский поэт Гафур Каирбеков писал в своем стихотворении ";ос ж;рек", что мы, казахи, всегда ценили и ценим дружбу с братьями-узбеками. Казахский поэт Сырбай Мауленов до- статочно достойно и удачно воспевает узбекского джигита Фархада и красивую Ширин в "Сырдарья кырында". Более полувека назад на- писанные стихи "Досымны; арманы" Гали Орманова и сегодня не потеряли свою актуальность.
И таких примеров можно приводить достаточно много. Казахские писатели и поэты переводили и переводят множество литературных произведений братского узбекского народа, и наоборот. Большую работу в этом направлении делает, я бы сказал, маститый узбекский переводчик, уроженец Казахстана, ныне живущий в Узбекистане Носыр Фазылов. Этот незаурядный и талантливый человек вот уже на протяжении многих лет является золотым мостом культуры и, в частности, литературы между нашими народами.
Полагаю, наши соответствующие государственные структуры, курирующие образование и культуру, должны обратить внимание на усиление изучения истории, культуры братских тюркских народов и внесение в учебные программы школ, колледжей и ВУЗОВ своих республик, рассказывающие нашу общую историю, культуру, духовность и братское родство, которое будет консолидировать наши народы.
Именно основы взаимоуважения, взаимопонимания, поддержки между людыми, народами и государствами закладывается человеку еше с детских лет. Этот пример я беру из своей личной жизни. То воспитание в духе интернационализма, которое я получил в детские и юношеские годы осталось во мне и по сей день. Для меня все люди братья, несмотря на цвет кожи и вероисповедания.
Давайте будем искренними: кем для себя сегоднящшняя наша моло- дежь считает, например, грузин из Грузии, молдован из Молдовы, литовцев из Литвы бывшего СССР? Конечно же, они, прежде всего, для них просто иностранцы. А для меня и моего поколения они были и остаются братьями. Мы в свое время жили в одной стране, у нас была одна Родина, и за нeе мы готовы были отдать жизнь, и отдавали... Уже в семье, в детском саду, школах и дальше веласы идеологическая работа на государственном уровне по сближению наций и народностей в интересах государства.
Если аналогичная работа будет вестись в наших республиках, то недалек тот день, когда, несмотря на имеющие границы, мы все равно будем чувствовать что мы братья, и что нам вместе легче будет выживать в этом сложном мире. Региональная безопасность сегодня как никогда актуальна. Есть силы, которым не нужна наша братская солидарность. Им тогда будет легче нас "приручать".
Немало в истории наших народов примеров, когда один братский народ противопоставлялся другому, в ход шли интриги, шантажи и другие мыслимые и немыслимые игры грязной геополитики. Не учитывались мнения авторитетных людей народов, исторические факты при решении некоторых щекотливых вопросов. Все было И всегда переживали за свои народы, за всеобщее братство передовые умы общества. К сожалению, мы еще недостаточно "вытащили" их из забвения. Пройденный ими путь, ратный и патриотический подвиг во имя своего народа должно воспеваться нами во имя будущего и расцвета страны. Жизнь предшествовавших поколений должна быть примером для настоящих и будущих поколений.
Сегодня спустя двадцать лет после обретения независимости народов Центральной Азии, время диктует нам по-новому взглянуть в 10, что делается вокруг нас. Разве мы знали или понимали как нелегко нам будет пройти путь в двадцать лет? Мы уже сегодня не те, о были даже пять лет назад. Время неумолимо летит вперед. Мир меняется на глазах одного поколения.
Конечно же, самым главным для нас народов Центральной Азии - является сохранение искренних братских отношений, несмотря на прагматизм современной жизни. Да, прагматизм нужен, но не на столько же, чтобы это доводить до состояния удовлетворения теми, кто делает все, чтобы завладеть умами и богатствами благословенной земли. Если кто-либо из нас будет думать и считать, что только он умнее и могущественнее, то плохи наши дела.
У всех народов есть свои амбиции. Но есть вещи, которые перед мировой политикой лучше не выпячивать. Ведь соседи много специфичнее и без лишних слов, действий понимают друг друга нежели дальний сосед. А значит, есть возможность укрепления и народы на усиления авторитета в мире. Обособленность и пренебрежение друг другом - это готовый "ключ" для включения определенных действий со стороны недругов, чтобы развалить страну изнутри или через ближайших соседей.
Несмотря на разность политических или экономических взглядов политика единства для братских народов намного благоприятна и полезна, в прямом и переносном смысле, нежели политика самостоятельности и политика дружбы с супердержавами.


Рецензии