В мире великих профи. Молодежное движен. Комсомол

Преамбула.
В Советском Союзе все объявлялось великим. Великие планы партии и правительства, великие пятилетки, великие достижения в науке и технике, великая система образования, великая промышленность, великая армия, великие деятели и специалисты... Считалось, что у нас наилучшие высшее образование, медицина, кинематография, театр, первоклассные  мирового уровня специалисты в НИИ, на заводах и в КБ, в гос. управлении и в муниципальном хозяйстве, а также - развитые профсоюзное и молодежное движения, низовая демократия и журналистика, ну, и, конечно же, замечательные балет, классическая музыка и художественная литература. Конец преамбулы 


В БСЭ (1969-78) про молодежь и молодежные движения говорилось:
1. М.д. - это  "борьба молодёжи за удовлетворение её социально-экономических и политических требований, а также её участие в общеполитической борьбе".
 - про молодежь буржуазных стран: "Молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Разочарование в идеалах буржуазного общества создаёт в сознании молодых обширный идеологический  вакуум, который значительной части молодежи. нечем заполнить. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости существующим обществом"
- про молодежь СССР: "В странах социализма молодёжь выступает активным участником общенародной борьбы за развитие социалистической экономики и культуры, социалистических общественных отношений, за мир и общественный прогресс".[1]

Это была общая часть и политическая подложка единственной действующей молодежной организации Советского Союза - комсомола. Изложенная подобным высокопарным слогом декларация скорей  отталкивала от себя, чем что-то проясняла. Но это и являлось характерным признаком общественной жизни в СССР: говорили одно, верили в другое, делали нечто среднее. Диссонанса не было. Срединное направление было и морально, и полезно, и не отрывалось от исходной идеи.
Плохо о комсомоле говорит шпана и разные живчики, которые считали, что умеют жить, договариваться с нужными людьми, которые стремились пролезть, обогатиться, получить привилегии и почести за счет других. Не припомню, чтобы на бюро или комитете комсомола исполняли поручение партийного или административного начальства и выступали с ходатайством о выдвижении недостойного или награждении незаслужившего. Да, таких и выдвигали и награждали, но помимо комсомольских квот.
Комсомольские структуры на производственных предприятиях 70-х - 80-х гг были слабые и никакой роли в управлении подразделений и подборе кадров не играли.
Сильными руководящие комсомольские структуры были в армии. Хотя в махровом расцвете армейской неуставщины винят чаще всего замполитов (и следом комсомольских активистов) надо отметить, что строжайшее соблюдение воинской дисциплины и законности - это первейшая обязанность командира,  а не замполита и, тем более, не секретаря комсомольской организации. У комсомольских штатных единиц не было административных рычагов,  их работа была малозаметная, а влияние опосредованное. Командир мог выйти и эффектно раздать направо-налево наказания, пообещать отдать под трибунал и т. п. Даже самый неумный и бесчестный он нравился больше, чем призывающий к совести и морали политработник [2]. При сложившейся конъюнктуре в армии (тотальном укрывательстве и приукрашивании на уровнях, начиная со средних командиров и батальонных замполитов), если бы не комсомольские секретари и их активы и не низовые замполиты - лейтенанты, старшие лейтенанты и капитаны - солдаты вообще бы перебили друг друга и добрались до офицеров.

Сильные комсомольские организации  были в вузах. Они наравне разговаривали с деканатом и ректоратом. Умные руководители этому радовались и приобретали активных и творчески мыслящих помощников; дураки - пугались и бесконечно пикировались или, еще хуже, мстили исподтишка.

Сильные комсомольские организации  существовали на комсомольских стройках. Но там сам бог велел.

Окуджава, по сегодняшним лексикологии и социальным критериям - умеренный либерал, т. е. по определению враг любой коммунистической атрибутики, до конца жизни вдохновенно исполнял "Комсомольская богиня" и "Комиссары в пыльных шлемах".



______________________________

1  Статьи "Молодежные движения", "Молодежь"
2  Произнесение пламенных речей считалось среди офицеров кичем - нарушало понятие солидности, командование же смотрело на такие проявления косо, ибо опасалось за свой авторитет (замполита не должно быть слишком много). А зря! Пламенная речь и убеждает, и побуждает сильно. Я наблюдал примеры, когда в подразделениях, еще вчера числящихся неблагополучными, ортодоксальные замполиты, комсорги и комиссарского типа командиры совершали чуть ли не мгновенный полный переворот - активистов становилось больше, чем хулиганов и насильников, и последние, вчерашние "герои" и хозяева казармы, не смели пикнуть.


Рецензии