Художник-керамист Новиков Ю. М. во времени и прост

     Этот коллаж как дополнение к моему  рассказу о творческом  пути художника, от Ленинграда, через вологодскую деревушку Ступново, в Москву и далее, до Сочи. 
    Это его руками и творческим полётом ума, души и сердца построена самая высокая изразцовая печь в мире. Она создана Новиковым не для рекорда,а для отопления центральной залы музея и обогрева своих работ в собственном доме в городе Сочи. На постройку этого чуда ушло восемь лет и более 600 изразцов собственного производства, с сюжетами  из  жизни художника, его семьи и друзей.





               Художник-керамист Новиков Ю.М.
                во времени и пространстве.

«…Все на свете перемелется, век сменится,
Пронесутся годы, словно с горки вниз.
Только ты, душа, суровой жизни пленница,
Из меня, как из темницы, смотришь ввысь…»
 « Душа болит»
 Михаил Шуфутинский.

               

      6 августа 2020 года  в городе  Сочи в Доме музее художника-керамиста Новикова Юрия Михайловича, стараниями арт-директора музея и вдовы художника Барсуковой Наталии Ивановны, открылась выставка «Юрий Новиков: художник, время, эпоха»  Исторические документы о творчестве и биографии художника.

    С  Юрой Новиковым  я познакомился  в нашем далёком  детстве, в 1953 или 1954 году, в моей деревне Ступново, куда его  мать Римма Арсентьевна привезла   на летний отдых к своей сестре Елизавете. В последующие годы Юра  приезжал на летние каникулы в деревню ещё раза три. Мы практически с первого дня его приезда познакомились и подружились. Повод для общения был более чем основательный. Он мечтал о море и я тоже,хотя  в глаза ещё не видел водной глади, кроме деревенского лягушачьего пруда, по которому мы с ним рассекали  «морскую волну» на дощатом плоту. И ещё одно основание для дружбы было то, что мы оба увлекались рисованием. У меня были цветные карандаши, целых шесть штук в коробке «Спартак»  и альбом для рисования. Юра уже в то время хорошо владел карандашом и  творчески помогал мне исправлять мои каракули и правильно подбирать цвета.  Я по сей день храню эти детские рисунки,а вот рисунок «Броненосец «Потемкин», который нарисовал с поправками Юры "на волну от хода корабля", осмелюсь с улыбкой показать Вам в коллаже.
   Об  одном из эпизодов  моего общения с Юрой Новиковым в далеком детстве, я в 2011 году, в своём сборнике  «В босоногое детство оставь открытой дверь», написал в рассказе «Зарисовка из детства Шурки Жгутова –
                "Из жизни пчёл и людей"
http://proza.ru/2011/09/30/1466               

    Я очень сожалею о том, что до сих пор не имел возможности  прикоснуться  руками, глазами и душой к живым произведениям искусства,  созданных  художником-керамистом Новиковым Юрием Михайловичем, но надеюсь, что, может быть, ещё успею это сделать. 
  По представленным в Интернете фотографиям  Дома музея керамики и  многообразия  тем в  творчестве художника, я сейчас глубже осознаю , что летние месяцы в детскую пору,  прожитые Юрой  в деревне оказали огромное влияние на формирование его  характера, глубины   внутреннего мира,  понимания   быта  жителей лесных деревень.
   Юра, будучи коренным ленинградцем, полагаю, что повзрослев,  оценил не только разницу условий жизни между ленинградцами и  жителями вологодских  деревушек, но и  сходство  характеров, душевной чистоты, доброжелательства в общении.
   Когда Юра занимался воссозданием изразцовых печей в Большом Петергофском дворце и, работая над серией блюд о Ленинграде, конечно же, и создавая «Дворы моего детства»,  он точно помнил, что затерянная в вологодских леса деревенька Ступново  имеет отношение к истокам Санкт-Петербурга и его личной жизни.
   Юрий Михайлович  знал, что Пётр Первый;
 -  «На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
…,  и думал он:
                ……

….Здесь будет город заложён…»,
 собрал на строительство Санкт-Петербурга  сотни  мастеровых людей и  тысячи рабочего люда из вологодских, псковских, новгородских и архангельских волостей.  Потомки этих строителей города на Неве  и стали коренными ленинградцами-петербуржцами.
     Как я понимаю, общение Юры с  художником земли русской Ильёй Глазуновым тоже  оказало благотворное влияние на поиск  и развитие его  творческой  индивидуальности.
     Окунувшись в  мир жизни русской  деревни,  Юра, когда  тетя Лиза  подавала ему по утрам и вечером большую кружку парного молока, понял, что  без коровушки-кормилицы   «Майки»  его двоюродным братьям и тёте Лизе, ну никак, не выжить.
     В дождливую пору  Юра всем телом ощутил тепло русской печки и проникся головой, что печь в доме царица. Всё начинается от печки и крутится вокруг неё.  Она и греет, и еду готовит, и болезни простудные за ночь лечит. Где бы ещё, как не в деревне, он, бегая  с нами по лесам, научился ориентироваться  в незнакомой местности и находить в густом лесу  дорогу к дому. Где как  не в деревенском  пруду, он запомнил  выпученные глаза лягушки и дружный лягушачий хор с руладами на разные голоса во время икромёта.
    Из нашей деревни Ступново  Юра  вынес это всё , а потом своими руками, вложив  душу и своё видение ушедшего мира, показал нам его  ожившим вновь для  будущих наших потомков.       
 
     К сожалению,  после 1956 года Юра  больше  не приезжал  на каникулы в деревню, а я в 1960 году уехал «выходить в люди» в  азиатские дали к дядюшке в город Сталинабад, где поступил учиться в профтехучилище и в 9-й класс вечерней школы.
  Больше наши судьбы не дали нам шанса встретиться вновь и поговорить: - А помнишь? - а ты помнишь?
     Да, конечно же, всё-всё мы помним. Сейчас мы те дни помним лучше, чем сегодняшнее утро.

  Как-то, приехав  к своей  матери  в деревню Назарово, я там встретил  тётю Римму, мать Юры.  Она в тот год ,наверное, последний раз, приезжала на Назарово и была в гостях у моей мамы Елизаветы Ивановны. Они обе были участницами войны, а  в молодости уехали работать из деревни в Ленинград. Это для них  и стало основой  дружеского общения.   При нашей встрече  тетя Римма мне рассказала о личной жизни и творческих успехах Юры и дала его московские номера телефонов. Я неоднократно пытался до него дозвониться. Однажды на мой звонок трубку телефона подняла  женщина, которая  без подробностей сказала, что Юрий Михайлович отсутствует и его долго не будет.  Все остальные мои звонки  по этим номерам так и остались без ответа.
    Как сказал Пауло Коэльо в своей знаменитой книге «Алхимик»
  «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось...»
     Я не терял веру и надежду, что свидимся мы с Юрой в этой жизни. Годы шли, откладывая нашу встречу на потом.  Вселенная не торопилась сделать нам подарок из прошлой детской жизни. 
    Но всё-таки моё время пришло!
    Благодаря тому, что в нашу жизнь, и в мою тоже,  вошёл Интернет, как «… водопровод,  сработанный ещё рабами Рима...», я нашёл в его паутине … Музей керамики и Новикова Юрия Михайловича в нём.
         Это случилось 21 января 2017 года в 21=32.
    «Юра, дорогой мой дружище, я так рад, что сейчас услышал тебя и пообщался. На душе так стало добро и легко. Так что теперь всегда рядом и на связи. Доброго вечера и ночи. Жму руку, Сашка.  Телефон твой записал.»
     Воскресенье, 6 августа 2017, 9:16 +03:00 от keramic_museum <keramic_museum@mail.ru>:
Это был День рождения Юры. Мы  уже намечали встречу с ним в Сочи. Юра мне написал:      
   «СПАСИБО ДОРОГОЙ ДРУГ. ЖДУ  В СОЧИ ВАС ВСЮ СЕМЬЮ .ЮРИЙ. НАТАЛЬЯ.»

     Однако, во «Вселенной Пауло Коэльо» что–то оборвалось, а в моей душе поселилась солёная горечь потери  друга детства.
     Я получил скорбное известие от супруги Юры Наталии о том, что Юрий Михайлович- МАСТЕР КЕРАМИКИ 6 сентября 2018 года  на своём лифте «вознесся» прямо туда»
 «… Для меня — будто ветром задуло костёр,…»
 
Александр Жгутов. 31 декабря 2018, 15:31
Кому: keramic_museum
    «Вот такая наша жизнь, Наталия. Мои искренние  соболезнования и Вам, и мне самому. Так горько для меня, что не смогли с ним встретиться в этом году. Наташа,  если у Вас этот адрес останется, то и я ,как будет возможность приехать на отдых в Сочи, свяжусь с вами и мы с женой посетим Вас. Хочу побывать там, где Юра жил и работал.  Тоскливо стало на душе от этого горького известия. Крепитесь, и пусть он живым остается в вашей душе и сердце.  Обнимаем Вас и соболезнуем искренне и всем сердцем.»
    Теперь  я поддерживаю связь с Домом музеем Юрия Новикова через его арт-директора Наталию Ивановну и рад,  что смог оказать Дому музею хоть какую-то помощь при  подготовке материала о вологодской линии родословной Юрия Михайловича.
    Повторюсь, что три деревенских лета в жизни Юры и творческое содружество с художником Глазуновым Ильей, оказали благотворное влияние на творческий почерк и яркую  индивидуальность художника -керамиста, соединенную с интуитивным чувством смешивания  красок и материала .
    В своем пласте «Ступново» , Юра в 2010 году выразил то, что хранилось в нём и ожило в его работе. Я, как  живой свидетель, смею утверждать: -  Да, это наша деревенька Ступново: это те самые изгороди около наших домов, это мой домик-банька рядом с большим домом тети Лизы и огромной печкой в нём, где он  жил в тепле и скромном деревенском уюте. Это тот самый лягушачий пруд и наш плот, как Каравелла, уносит нас по бурным волнам  жизненных судеб   
  На одной из фотографий работ, я вижу, как  Юрий Михайлович душевно прижимает к сердцу,  как дитя, своё  произведение, наполненное глубоким философским смыслом с изображением  заснеженной   деревушки. Это же сама  РУСЬ.
«…Острова свои обогреваем
И живем без лишнего добра,
Да всегда с огнем и урожаем,
С колыбельным пеньем до утра...
Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой - деревушка,
Может быть, вот этот уголок...»

       Здесь же Юрий Михайлович подобен  вологодскому   поэту Рубцову Николаю Михайловичу, только он-  поэт в керамике.
      А еще одна  работа Новикова  «Лошадь. Ночное»
Это же в точности наше ночное приключение в июле 1955 года.  Двоюродному брату Юры и еще нескольким парням в разгар сенокосной поры  пришла очередь пасти ночью колхозных лошадей  на лесных полянах. Меня и Юру парни взяли с собой. Мы сидели у костра, слушали  байки- страшилки парней, которыми они  нас проверяли на «вшивость».

     Ночь звездная, искры от костра до небес.  Ржание в тёмном лесу  стреноженных коней и постепенное погружение в сон как в омут. Раннее утро, и пробуждение  с первыми лучами июльского солнца. 
 «…Всё люблю без памяти в деревенском стане я,
Будоражит сердце мне в сумерках полей
Крики перепёлок, ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней…»
( Н. Рубцов. 1966 г. «Деревенские ночи»)
    По сути, с тех пор, наверное, в Юре и продолжала  жить наша деревня, будоражила его ум, сердце и душу, не давая покоя трудолюбивым рукам .
     Загляните в глаза его «Лягушке» и обратите  внимание на «стадо его коров в майолике», которое теперь вечно пасётся на стене музея карамики, и вы поймёте всю глубину и  значимость работ большого советского и российского керамиста.
     Художник-керамист Новиков  огромным трудом своих рук слепил себя из глины собственного замеса Печником высшей изразцовой огранки.
     Теплом его рук, души и сердца наполнен и дышит его Дом музей ( даже через Интернет я чувствую  ауру  пространства музея).
    В  его авторском исполнении в  России и в других странах и по сей день топятся изразцовые камины.
     Жизнь и творчество  художника –керамиста Новикова  Ю. М. -  это полёт  в спирали времени и пространстве.

 
 
    Гор. Вологда.
    Август 2020 года.


Рецензии
Саша! Как ты душевно написал о своём талантливом друге с любовью и теплом. Как жаль,что вы не встретились в его музее и он рано ушёл. Обязательно найду его работы, и если буду в Сочи, то непременно пойду в музей. Я с детства люблю изразцовые печки, часто грелась около них... Спасибо,что открыл мне новую планету,Сашенька. С теплом и сердечностью-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   12.12.2020 23:50     Заявить о нарушении
Доброго дня Оля. В интернете есть страница Википедии, частного музея Юрия Новикова и другие, где есть его работы.
http://soczi2015.ru/v-sochi-rabotaet-muzej-keramiki-yuriya-novikova/

Александр Жгутов   13.12.2020 09:56   Заявить о нарушении
Не знаю, может быть с этой ссылки и не откроется.

Александр Жгутов   13.12.2020 09:58   Заявить о нарушении
Спасибо,Саша! Я найду непременно. С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   13.12.2020 12:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.