Старец

Старец.

   Люблю бродить по живописным окрестностям нашего городка, в сопровождении своего постоянного и преданного спутника Полкана. Как-то нежарким летним днём, после обеда, отправились мы с ним на прогулку в лесок, который раскинулся на берегу небольшой, чистой реки. Подойдя к реке, мы прошли километра полтора вдоль её берега, обошли огромную иву, свисающую над самой водой и очутились на небольшой, залитой ярким солнцем полянке, на которой было разбросано несколько небольших валунов, а у самой воды лежал ствол сухого дерева. Мы и раньше как-то с Полканом гуляли вдоль реки, но я никак не мог вспомнить эту полянку. Пройдя ещё немного, мы заметили возле поваленного дерева невысокого седого как лунь старика, возле которого лежала целая гора сухих веток. Видимо, он собирался развести костер.
   - Добрый день, поздоровался я, - мы вам не помешаем?
   - Добрый день, - ответил старик, положив на землю большую сухую ветку, которую держал в руках и подошёл к нам поближе. Полкан подбежал к старику и стал лизать ему руку, как будто давно его знал. Старик погладил собаку по голове и, показывая на сухое дерево, сказал:
   - Присаживайтесь, будьте гостем.
Я поблагодарил его и уселся на ствол.
   - Вы посидите, а я пока разожгу костёр, - сказал старик
   - Может вам помочь? - спросил я.
   - Да нет, спасибо, я сам справлюсь, для меня это привычное дело. Старик поломал несколько тоненьких веточек, сложил их в кучку и поджёг.
Когда костёр хорошо разгорелся, старик подошел ко мне и уселся рядом. Пока он садился, я успел украдкой его рассмотреть. Он был невысокого роста, длинные седые волосы свисали до широких плеч, белая борода касалась груди, от глаз отходили небольшие морщинки, а переносицу украшала одинокая глубокая морщина, которая выдавала сильный характер старика. Глаза его показались мне до боли знакомыми, как будто их проникновенный добрый взгляд я знал много лет. Одет он был в длинную серую мантию, свисающую до самой земли, а на ногах были новые сандалии светло-коричневого цвета.
   - Мы, случайно, не могли с вами раньше видеться, - спросил я, - мне очень знакомо ваше лицо.
Старик ухмыльнулся.
   - Кто знает, мир так тесен, всё может быть, - как-то уклончиво ответил он.
После небольшой паузы он повернулся ко мне и, глядя в глаза, спросил:
   - Как твои девочки, все ли у них хорошо?
Я несколько удивился про себя этому вопросу, но ответил:
   - Спасибо, всё у них хорошо, слава Богу они здоровы. Старшая недавно успешно сдала вступительные экзамены в Одесскую Академию управления, а младшая продолжает нас радовать успехами в музыкальной школе.
   - А как мама, всё так же помогает сестре по хозяйству?
Этому вопросу я удивился ещё больше.
   - Да, она у нас молодец, вот только жалуется на сильные боли в ногах, а так всё хорошо, работает по дому, за птицей и коровой ухаживает, да и в огороде любит возиться.
   - Ничего не поделать, ноги - проблема пожилых людей, сказал старик, - ей ведь уже больше восьмидесяти.
Полкан, все это время лежавший у самого костра, поднялся и подошел к старику, понюхал его морщинистую руку, улегся рядом и положил голову ему на ноги. "Что с собакой"? - подумал я. "С чужими она всегда  насторожена и никогда к ним даже на шаг не приближается, а тут даже дает себя гладить".
   - Брат твой не собирается приехать этим летом к вам гости, он ведь не был на родине уже, кажется, три года?
Тут я не удержался и спросил старика:
   - Откуда вы столько знаете про меня и про мою семью? Я ведь вас впервые вижу, хотя глаза ваши мне очень знакомы.
   - Так я живу многие годы совсем рядом с вами, просто вы меня, видимо, не замечаете.
Я посмотрел на него пристально, но никак не мог вспомнить где он живёт. Старик встал, подложил в костер несколько веток, и снова сел, погладив не шелохнувшегося Полкана. Немного помолчав, старик ответил:
   - Я живу совсем недалеко от вас, но так как я очень много странствую, возможно вы меня и не запомнили. Затем старик почти до самого вечера рассказывал о своих странствиях, о местах, где бывал и о людях, с которыми встречался. У меня создалось впечатление, что везде, где он только ни был, ему встречались только хорошие люди, о плохих он ни разу в своём рассказе не упомянул. Приближался вечер. Лучи солнца, ярко освещавшие стволы деревьев, медленно стали подбираться к веткам, пока не задержались на верхушках. Казалось они утомились за день и на миг задремали. Я медленно встал, поправил брюки и обратился к мирно спавшему псу:
   - Ну что, Полканчик, скоро стемнеет, нам пора. Просыпайся уже, пошли.
Собака не пошевельнулась, только повела ухом. Старик погладил собаку и слегка подтолкнул её в мою сторону:
   - Ступай, пёсик, хозяин зовет. Дома отоспишься.
   - А вы не идёте разве? - спросил я старика. - Скоро стемнеет, а до города идти не менее получаса.
   - Нет, спасибо, я ещё посижу. Тут так тихо и спокойно. Люблю слушать вечерних сверчков и птичек, да и звёзды совсем скоро засияют. Мне с ними о многом нужно поговорить.
Я попрощался и медленным шагом пошёл прочь. Полкан нехотя поплёлся за мной, а старик смотрел нам вслед, пока мы не скрылись за деревьями.
   Ночью я почти не сомкнул глаз, всё никак не мог понять как же я не запомнил старика, который, оказывается, все эти годы жил по соседству. Еле дождавшись утра, наспех позавтракав, вместе со своим спутником снова отправился на вчерашнее место. Проходя мимо соседского дома, я увидел соседку, тетю Марту, которая возилась в своем полисаднике.
   - Доброе утро, тетя Марта, поздоровался я. - Хороший сегодня будет день.
Она приветливо улыбнулась и поправила косынку.
   - Тётя Марта, вы всю свою жизнь живёте на этой улице, не знаете, случайно, где живет седой, невысокий широкоплечий, подтянутый старик? - спросил я её и подробно описал ей своего вчерашнего собеседника.
Но тётя Марта только удивилась и не смогла вспомнить про такого человека.
   - Видела как-то во дворе у соседки, что живет напротив, какого-то похожего, по твоему описанию, старика, но он там не живёт. Я спросила соседку кто это был у неё, она ответила, что это её дальний родственник, который зашёл её проведать.
   Мы с Полканом продолжили свой путь и через полчаса были у реки. Когда обогнули большую иву, за которой находилась полянка с валунами и с поваленным деревом, то я застыл как вкопанный. Никакой поляны в этом месте не оказалось. Ни валунов, ни сухого дерева, никаких бы то ни было следов вчерашнего костра. Я вернулся к иве, огляделся вокруг, но ничего не поменялось.
   - Что за мистика? - произнёс я тихо.
Посмотрел на Полкана, который стоял у самой реки и усиленно обнюхивал берег. Я подошёл к нему, присел рядом в траву.
   - Полкан, ты что-то понимаешь?
Я не мог прийти в себя от испытанного шока и долго неподвижно сидел у берега, глядя на воду...
   Прошло много лет после этого случая. Дети давно выучились и остались жить в Одессе, внуки уже стали совсем большими. Голову мою и усы покрыла седина, но добрый старик из той нашей давней встречи никак не выходил из головы. Однажды утром, когда я брился в ванной, долго разглядывал своё лицо, свои седые волосы, морщинки возле глаз, затем остановил взгляд на глубокой морщине, что тянулась поперек переносицы.
   - Совсем стала как у того старика, подумал я. Долго и внимательно смотрел в свои тронутые усталостью прожитых лет, но такие же блестящие, как в молодости, глаза. Подумалось:
   - "Как они напоминают"...
И тут меня обожгло холодным потом. Ноги подкосились так, что я еле устоял. Добрыми, тёплыми глазами на меня из зеркала смотрел старик, странник, которого я когда-то много лет назад встретил у реки...


Рецензии