Куш Тау. Гора преткновения... 2-03

У вас есть подходы к бюджетным средствам, суммы крупные - миллиард, другой. Но вы не знаете, как их прибрать к рукам? Тогда вам прямая - или не очень - дорога на Кипр, и не обязательно в офшор. Но вам там помогут.

Кипрский русскоязычный еженедельник "КипРус" характерен тем, что никаких краев не видит, когда принимается пинать всё российское. Тем не менее, в этом дурно пахнущем болоте извращенной до неузнаваемости информации можно отыскать материалы, в объективности которых трудно сомневаться. Так, недавно еженедельник опубликовал расследование "The Insider: краткий путеводитель по выводу денег из российского бюджета". (The Insider - российское интернет-издание, либерально-демократической направленности).

Главный источник дохода российских элит, чиновников и силовиков — это бюджетные деньги. Весь секрет успеха — вывести их с госконтрактов в офшоры или обналичить и спрятать в России. Для этого работают десятки крупных обнальных площадок и банков с силовым прикрытием.

Обналичивание «серых» денег происходит в России ежегодно в невероятных масштабах. Каждый год Центробанк выявляет «сомнительных операций» на сумму около триллиона рублей (по данным ЦБ, 721 миллиард рублей в 2019 году, 1,5 триллиона рублей — в 2018, ), и это только те сделки, которые отследил регулятор.

В последние годы сокращаются возможности использования банков для обналичивания средств, в 2013 году сгорели и были лишены лицензии 447 банков — в том числе за обнальную деятельность. А комиссия за обналичивание денег выросла с 2,4% в 2011 году до 15–20% в 2019 году.

Однако на практике просто сменились игроки и схемы. Если в сентябре 2016 года 8,5 миллиардов рублей наличными были найдены в квартире родственников полковника МВД, то в апреле 2019 — в полтора раза большая сумма — 12 миллиардов рублей было обнаружено в нескольких квартирах полковника ФСБ Кирилла Черкалина, начальника банковского отдела управления «К» ФСБ.

Издание The Insider разбиралось, как российская элита управляется с бюджетными деньгами россиян. На примере существующих уголовных дел The Insider рассказывает, как организованные группы чиновников, жуликов и силовиков проворачивают схемы, начиная с махинаций с госзакупками и заканчивая покупкой вилл в Биаррице.

Но махинаторы из Башкирской содовой компании (в народе их уже прозвали "СОДОмитами") почему-то до сих не попадали в поле зрения правосудия. Рамиль Рахматов (издание Proufu.ru) признается, что участие тех или иных акционеров в БСК – это довольно запутанная история. Сейчас 38,28% акций БСК принадлежит республиканскому АО «Региональный фонд», 57,18% – у АО «Башкирская химия», 4,5% акций находится у прочих миноритарных владельцев. В 2016-м из состава прямых акционеров вышел кипрский офшор «Модисанна Лимитед». Однако не стоит обманываться, так как  пакет этой компании перешел к «БашХиму», который принадлежит этому же офшору на 100%

Таким образом, можем мы констатировать, что БСК – это предприятие отнюдь не российское, точнее, оно принадлежит не российской компании. Кроме того, можем утверждать, что ее реальные владельцы вообще не живут в России, а предпочитают Канаду, Швейцарию и Англию.

Владельцев БСК можно условно поделить на две группы: башкирскую и московскую. В первую, владеющую половиной активов, входят Сергей Черников, Виктор Исламов и Альберт Харисов. Во вторую: Дмитрий Пяткин и Александр Фрайман. Фигура Альберта Харисова вызывает особый интерес, поскольку вписывается в схему, представленную The Insider.

Харисов родился семье Марата Харисова, будущего комсомольского и партийного деятеля, влиятельного сотрудника КГБ-ФСБ и позднее депутата Госсобрания РБ. Молодой Харисов в 1995 году окончил Академию ФСК РФ (сейчас – Академия ФСБ России). с 1995 по 1996 год он был сотрудником Службы безопасности президента РФ. Каким образом он попал на службу именно в эту организацию, а не отправился служить, например, в Управление ФСБ в Башкортостане или даже в Москве, пока остается загадкой. Затем он был назначен советником полномочного представителя президента Башкортостана при президенте РФ.

А в 2000 году Харисов стал советником полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе генерала Виктора Черкесова. Полпредство Черкесова больше напоминало небольшую спецслужбу, куда очень трудно попасть простому смертному. Тем не менее Харисов был сразу назначен советником. А в 2002 году он стал еще и федеральным инспектором по Ненецкому автономному округу, который входит в Северо-Западный регион. Отсюда и до кресла вице-премьера правительства республики Башкортостан было рукой подать.

После чего и началась реорганизация высокорентабельных предприятий республики в кормушку для немногих

Последний ее этап курировал лично глава Администрации Президента РБ Владимир Балабанов, который после успешного ее завершения незамедлительно оставил госслужбу и до настоящего времени является топ-менеджером АО «Башкирская содовая компания». К слову, все те же злые языки утверждают, что сегодня вознаграждения и заработная плата Балабанова в БСК составляют не менее 1 млн рублей в месяц.

Нельзя сказать, что операция по размытию республиканского пакета «Соды» прошла без огрехов. Фактически был осуществлен вывод государственных активов в офшорную юрисдикцию. Руководство республики и лично Рустэм Хамитов получили свою долю яростной критики, и были даже попытки организовать импичмент главе республики. Вместе с тем после нескольких лет молчания глава региона Хамитов вдруг высказался за сохранение шихана Торатау и необходимость поиска альтернативных источников сырья для БСК.

19 апреля 2018 года глава Башкортостана Рустэм Хамитов в ходе "прямой линии" с телезрителями республики заявил, что Шиханы "находятся под охраной закона и снять статус памятников невозможно". "Если по каким-то причинам не устраивает качество сырья — меняйте технологию", — обратился к владельцам БСК глава региона и добавил, что надеется на то, что "здравый смысл у собственников этого предприятия возобладает, и вместо того, чтобы устраивать, разворачивать эту конфликтную ситуацию, идти против населения, граждан, природы, законов общества, должно прийти осознание". На следующий день представители "БСК", комментируя высказывания главы республики, характеризуют их как "фантазии" и "популистские лозунги".

24 мая министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заявил о необходимости передать Шиханы содовой компании. Требования общественности республики оставить горы в покое министр объясняет происками "турецких конкурентов" "БСК". Через пять дней в Москве происходит "рабочая встреча" Дениса Мантурова и Рустэма Хамитова; детали встречи остаются неизвестными.

В том же году Хамитов объявил о своей досрочной отставке. Вместо него в Башкирию пришел новый глава - назначенец Кремля.

Когда в этом году конфликт вокруг БСК и шихана Куш Тау достиг пиковых значений, власти республики решили все же не идти на поводу у СОДОмитов. Минприроды России получило письмо главы республики Башкирия с предложением создать на горе Куш Тау особо охраняемую природную территорию регионального значения (ООПТ). Минприроды России со своей стороны готово оказать содействие в создании ООПТ, сообщает  РИА Новости со ссылкой на ведомство. В то же время руководство БСК предупреждает «Мы стоим на позиции, что у нас сырья осталось на два года. Поэтому сокращаем инвестпрограмму. Вынуждены сокращать объемы производства, что в конечном итоге в среднесрочной перспективе приведет к сокращению численности персонала".

Министр промышленности Башкирии Александр Шельдяев считает, что "это попытка шантажа правительства и безответственный шаг со стороны собственников и руководства компании. У нас есть возможность решить сырьевую проблему БСК и у нас есть понимание, как это сделать, есть альтернативные источники сырья. Поэтому мы предлагаем топ-менеджменту «БСК» прийти в себя и прекратить нас шантажировать. На наш взгляд, БСК может работать эффективнее и сокращений можно избежать, а акционеры просто не хотят делиться прибылью. Мы провели анализ расходов БСК и выявили непрофильные расходы. Так, только содержание офиса «Башхима» на ул. Полянка в Москве обходится БСК в 1,5 млрд рублей в год».

Глава республики Хабиров пообещал инициировать разбирательство, как народное достояние оказалось в частных руках.

А в свежем номере "Ведомостей" сообщается, что "Президент высказался о конфликте в Башкирии на совещании с членами правительства 26 августа. Со ссылкой на документы Путин отметил: не похоже, чтобы нынешние собственники БСК были заинтересованы в развитии компании и региона, где она присутствует. Контрольный пакет БСК принадлежит частным лицам, деньги в развитие практически не инвестируются, в регионе не остаются. «Где деньги? Известно где – в офшоре», – заявил президент. По его данным, в прошлом году больше 100% чистой прибыли БСК было направлено на дивиденды, такая же ситуация была и годом раньше. «Они [деньги] идут туда, где проживают контролирующие акционеры. Мы свободная страна, но надо и о людях подумать», – резюмировал президент.

Генпрокуратура начала проверку сделок с акциями Башкирской содовой компании

Фото Рияза Исхакова. Баррикады на подходе к лагерю защитников Куш Тау.


Рецензии