Гриша и Дима - часть вторая,

Это часть вторая, которая должна была бы быть первой.
Нашла ещё одну тетрадь с записями детских высказываний. Записи за Гришей "от двух до пяти".

2 года

Гриша перед сном рассказывает сказку:
«Жила в домике на куриных ногах баба-яга. Она была такая злая, что сама себя съела.»
----------------------------

Мама – А может быть я баба-яга и тебя сейчас съем.
Гриша – А я сыночек бабы-яги, а сыночков не едят!
----------------------------

Гриша слушает пластинку со спектаклем «Золотой ключик».
Голос ведущего: «Появляется старая черепаха Тортилла…»
Гриша, ехидно улыбаясь:
«А она думает, что она новая!»
----------------------------

Бабушка - Кушай, Гриша, кушай, до потолка вырастешь.
Гриша - Мне тогда будет неудобно в дверь входить.
Бабушка – Извини, я не учла.
Через минуту бабушка опять повторяет фразу о том, что Гриша вырастет до потолка, если будет хорошо кушать.
Гриша – Бабушка, ты опять не учла?
----------------------------

Через пять мину после обеда:
- У меня котлета в животе.
Через пятнадцать минут после обеда:
- А теперь котлета у меня в коленках!
----------------------------

Мама – Гриша, представь, что у тебя есть волшебная палочка, ты пошёл в лес и встретил там волка. Что бы ты сделал?
Гриша – Я как стукну волка этой палкой!
----------------------------

Если у Гриши что-то не получается, он говорит:
- Ладно, бог с ним, сделай сама.
----------------------------

3 года

По телевизору показывают балет, танцует балерина.
Мама - Гриша, кто это?
Гриша – Это - красавица, она такая красивая!
----------------------------

Зимой в пустом дачном посёлке в Апрелевке, в доме у  Чумаковых, где я с детьми пересиживаю ожидание готовности строящейся кооперативной квартиры в Чертаново.
Гуляем с коляской с младенцем и с огромным хозяйским сенбернаром Полканом  по пустым улицам зимнего дачного посёлка. Гриша идёт и что-то всё время поёт.
Гриша – Мама, послушай, как я пою: «Ля-ля-ля--ля».
Мама – Хорошо поёшь, как птичка.
Гриша – Нет, я же пою «Ля-ля-ля-ля» а не «Кар-кар-кар»!
----------------------------

Въехали в новую трехкомнатную квартиру в Чертаново из 15-тиметровой комнаты в коммуналке. Нужна мебель, денег мало, своими силами Илья мастерит большой встроенный шкаф. Гриша крутится рядом. Чтоб он тоже «работал», папа купил ему детский набор столярных инструментов. Через несколько дней у них состоялся следующий разговор:

Папа – Гриша, что у тебя в руках?
Гриша – Рубанок.
Папа – А зачем нужен рубанок?
Гриша – Чтобы строгать.
Папа – А зачем нужно строгать?
Гриша – Чтобы мусор был.
Папа - ????
Гриша – Ну, чтобы пыль, мусор были.
Папа – А пила зачем?
Гриша – Чтобы пилить.
Папа – А зачем пилить?
Гриша -  Я же говорю, чтобы мусор был.
Папа – Вот я, Гриша, всё время пилю и строгаю, это потому, что я люблю мусор?
Гриша – Ну, да.
----------------------------

Гриша – Бабушка, это какой хлеб?
Бабушка – Белковый.
Гриша – Значит, это белкин хлеб?
----------------------------

Гриша – Снег холодный как карусель.
Мама - ???
Гриша – Я катался на карусели без варежек, а она такая холодная!
----------------------------

Гриша сочинил песню:

НОЧНАЯ ПЕСНЯ

С неба падают звёзды,
Светит луна.
Звёзды падают на горы,
А с гор падают камни.
Русалка грустит на земле.
Мать не разрешает ей грустить,
А она грустит всё равно.
А моя дочь перестала грустить.
Вот и песне конец,
Вот и сказке конец!

Песня исполняется только, когда на улице уже темно. Желательно чтобы на небе горели звёзды.
Вариации:
1. Первая строка изначально звучала так: «С неба падают дрова»,  но потом выяснилось, что под дровами подразумевались звёзды, видимо потому, что они горят.
2. Иногда после второй строчки идут слова «Гастролёры молчат», - но в силу неопределённости часто опускаются.
3. В четвёртой строке иногда поётся: «С гор падают звёзды», - Гриша поясняет, что при извержении вулкана вылетающие раскалённые камни похожи на звёзды.

На институтской детской ёлке, традиционно устраиваемой на старое рождество, Гриша вызвался спеть свою «Ночную песню» перед публикой, вышел на импровизированную сцену, но стушевался и быстро вернулся на место, так ничего и не спев.
----------------------------

4 года

Гриша – Когда люди спят, тогда по телевизору показывают сны.
----------------------------

Читали «Доктора Айболита» Чуковского.
Через несколько дней
Гриша - Врачи всегда могут разбойников победить!
----------------------------

Гриша – Скоро зима будет. Давай, мама, уедем на всю зиму в Африку как птицы, я не хочу тут жить зимой.
----------------------------

Гриша показывает на большую грязную лужу из вод реки Чертановки:
- А вот тут живут русалки, у которых хвосты как у рыб. Они очень балованные – днём спят, а по ночам вылезают и балуются. А живут они в этих колёсах (показывает на плавающие в луже покрышки от автомобилей).
----------------------------

По дороге в детский сад.
Гриша – А сейчас в Африке другая мама тоже ведёт своего сыночка в детский сад, и он ей говорит: «Мама, давай уедем далеко-далеко, в Чертаново!»
----------------------------

После мытья я решила постричь Грише чёлку.
Мама – Гриша, только, пожалуйста, не вертись, а то получится неровно. Не вертись… Вот видишь, ты вертишься, и у меня получается криво.
Гриша – Мама, а тебе сколько лет?
Мама – Двадцать семь.
Гриша – Вот тебе двадцать семь лет, а ты не можешь  меня ровно постричь!
----------------------------

Гриша называет меня преимущественно по имени, чем иногда смущает соседей и их детей. Как-то в магазине он извёл меня тем, что через слово повторял: «Джамиля, Джамиля, Джамиля, послушай меня…». Мне это надоело, и я попросила меня больше по имени не называть.
Гриша – А как же надо? Джамиля Рашидовна?
----------------------------

Гриша всем рассказывает, что он зайчик, а Дима, по его мнению, обезьянка.
----------------------------

По дороге домой из детского сада:
Гриша – Как вы с Димой вошли в детский сад? Ворота были открыты?
Мама – Открыты.
Гриша – В нашей группе нет ключа от ворот, а ворота надо запирать потому, что приходят злые собаки.
Мама – Что, действительно приходят? Ты их видел?
Гриша – Да, сегодня одна приходила. Чёрная, кудрявая, ну как у Саши. (У соседа Саши карликовый пудель.)
Мама – А может быть она была добрая.
Гриша – Нет, она была дикого вида. Она сначала заглядывала к нам в окно, потом запрыгнула на крышу. А когда мы вышли гулять, я на неё вскочил и поехал верхом как на лошади. Она как прыгнет, потом ещё прыгнет, а я за рога держался и не упал.
Мама – У собаки рога!?
Гриша – Это оказалась корова. Мы с ней в Африку приехали.
Мама – Чёрная, кудрявая как Сашина собака корова?!
Гриша – Да. Но нам надо было возвращаться, корова подпрыгнула и вот показалась Москва, и мы приехали в нашу группу.
Мама – Так это была летающая корова?
Гриша – Нет, к ней был просто привязан воздушный шар.

Через 3 дня.
Возвращаемся из детского сада.
Мама – Гриша, расскажи мне, что у вас сегодня было в детском саду интересного.
Гриша – Ну, что, что... Опять корова приходила, чёрная. Я на ней катался. Мы к ней в гости ездили, в Африку, она ведь в Африке живёт. Корова подпрыгнула высоко-высоко прямо до космоса, и мы там космонавтов встретили. Они предложили мне запасной скафандр, но я сказал: «Спасибо, но я не хочу быть космонавтом, я сейчас иду в гости к корове.»
Мама – И какой у коровы дом?
Гриша – Какой, какой… Она в пещере живёт. У неё там посуда, кастрюли роскошные.
Мама – Она, что же, из кастрюль ест?
Гриша – Нет, из тарелок. Она положила на тарелки сено и мне предложила.
Мама – А из чего она пьёт?
Гриша – Из чашек. У неё две чашки – одна для неё, другая для гостя, для меня. А потом мы пошли гулять.
Мама – Что ты видел по дороге?
Гриша – Когда я шёл по Африке, я видел крокодила. Он хотел меня съесть, но корова сказала ему: «Не ешь Гришу, это мой друг.»  И крокодил меня не съел.
Мама – Кого ты ещё видел?
Гриша – Видел слона. Он обещал к нам в детский сад прийти.
Мама – А ты корову к нам в гости пригласил?
Гриша – У неё дел много, она только в детский сад приходит. В Африке ведь такая жара, что она днём приходит к нам. Обещала ещё прийти.
----------------------------

Выходим из детского сада. Перед дверью стоит закутанный мальчик лет двух. Гриша с ним о чём-то заговорил, а когда я подошла, он, оценивающе оглядывая малыша, говорит:
Гриша – Давай его возьмём себе.
Мама – Это может не понравиться маме этого мальчика, к тому же у нас дома есть почти такой же.
Гриша – А я не хочу, чтоб у нас дома было два маленьких мальчика.
Мама – Но у нас только один маленький, Дима.
Гриша – Нет, ещё я, а я не хочу, чтоб было два.
Мама – Ты хочешь, чтоб был один?
Гриша – Нет, я хочу, чтоб было три.
Мама – Ну где же взять третьего?
Гриша – Где все берут? Давай посоветуемся с твоими сотрудниками, может они нам помогут завести третьего ребёнка.
----------------------------

Гриша – Зачем вы купили машину «Победа»?
Мама – А что, она тебе не нравится?
Гриша – Надо было такси купить.
----------------------------

В гости пришла моя подруга Маша. Сидим на кухне.
Маша спрашивает: «Ну, что поедем летом к морю?». Я говорю, что да. «А где мы деньги возьмём?» - любопытствует Маша. Тут вступает в разговор Гриша:
«Где-где, бутылки сдадим и поедем, у нас много бутылок».
----------------------------

Бабушка приезжала в гости, но очень быстро собралась назад. Все уговаривают её ещё остаться, уговаривает и Гриша:
Гриша - Вера Петровна, останьтесь, пожалуйста, а то я с вами поеду.
----------------------------

Гриша – Мама, почему ты на меня кричишь?
Мама – Понимаешь, Гриша, у меня сейчас много неприятностей, я болею, устаю и легко раздражаюсь. Так, что я кричу на тебя не потому, что ты плохой, а потому, что я сама сейчас не очень хорошая, злая.
Гриша – Та больше не кричи, а то, оттого что ты злая, и я стану злым, а я не хочу быть злым.
----------------------------

Гриша не переносит, когда на него покрикивают или говорят с ним «сердитым» голосом. Он сразу закрывается, будто бы его бьют и кричит: «Не говори так!!!»
----------------------------

5 лет

Гриша играет в Мишу:
Гриша - Я не Гриша, я – Миша. Я пришёл, когда мама дверь открывала, чтобы мусор вынести. Гриша ушёл, а я пришёл.  Я ваш сосед, живу под Сашей, у которого мама Наташа.
Мама – Миша, а ты уже взрослый?
Гриша – Да.
Мама – Ты работаешь или ещё учишься?
Гриша – Я учусь плавать в бассейне.
Мама – А с кем ты живёшь?
Гриша – У меня большая семья: бабушка, дедушка, дядя, тётя…
Мама – А дети у тебя есть?
Гриша – Есть. У меня пятеро детей, но они у меня ещё в животе сидят. У меня в животе мальчики. У женщин в животе девочки, а у мужчин мальчики.
----------------------------

На строящейся даче у бабушки Гриша что-то мастерит с помощью ножовки из детского столярного набора. Чтобы перепилить палку, он кладёт её на скамейку, но палка  всё время съезжает.  Чтобы закрепить палку Гриша сажает на неё Диму, но палка из-под него тоже выскакивает. Чтобы утяжелить Диме на колени Гриша кладёт кирпич.
Картина – Димка на скамейке с кирпичом на коленях распевает во всё горло песню собственного сочинения: «Мы солдаты и милиционеры, это очень хорошо!», - а Гриша пытается распилить торчащую из-под брата деревяшку.
----------------------------


Вытираю Грише нос и сетую:
Мама – Кто мне подсунул такого сопливого сына?
Гриша – Кто, кто? Сама, твоя яйцеклетка.
----------------------------

Я пою песню: «Первым делом, первым делом самолёты, ну а девушки? А девушки потом.»
Гриша – А почему девушки потом?
Мама – А ты хотел бы, чтобы сначала девушки, а потом самолёты?
Гриша – Нет, пусть девушек совсем не будет. Я не хочу, чтоб на них ездили.
----------------------------

Гриша очень любознателен и всё время задаёт вопросы, на которые я стараюсь найти понятный ответ.
На Соколе у нас в гостях дедушка - папа Лёва.
За обедом:
Гриша – Мама, что такое синхрофазотрон?
Мама – Это сложный научный физический прибор для исследования элементарных частиц, из которых состоят атомы…
Дедушка – Джамиля, зачем ты забиваешь ребёнку голову всякими глупостями?
Мама – Он же сам спросил?
Дедушка – Мало ли какую глупость он спросит?
----------------------------


Рецензии