Мозговой шторм на телевидении

Впервые о мозговом штурме (англ. Вrainstorming) я прочитал в зарубежном научном журнале. Этот метод был предложен американцем Алексом Осборном в конце 1930-х годов. Он предназначен для решения проблем на основе обсуждения любых возможных гипотез и вариантов. Прочитал статью и задумался над тем, как приспособить метод в моей конструкторской практике.

Пытался найти литературу на эту тему, но безрезультатно. В журнальной статье оставалось много «белых пятен», поэтому придётся додумываться самому.

C такой идеей в голове я направился к начальнику отдела, надеясь на его поддержку. Но здесь случился облом, так как мой шеф только посмеялся, высказав, что я витаю в эмпиреях. Вместе с тем, разрешил мне попытаться провести опыт, предупредив, что сам за него никакой ответственности не несёт.

В это время  отделу поставили задание на конструирование устройства для резки непрерывно поступающей массы на куски определённых размеров. Моментально у меня возник план использовать «штурмовую» методику.

Я выступил перед коллегами, где рассказал о сути мозгового штурма. Главное, высказывать идеи по теме, не останавливаясь даже на самых диких и несуразных. При этом критика не допускалась. Все идеи записываются, а по завершении штурма они анализируются.

Предложил всем присутствующим поучаствовать в эксперименте. Отозвались семеро, а их вдохновителем и руководителем назначил себя.

Не буду останавливаться на поступивших идеях, но при их анализе выбрали самую перспективную – летучие ножницы. Вскоре моя группа принялась за их разработку. Забегая наперёд, могу сказать, что проект оказался успешным.

На заводе возникла проблема, которая не поддавалась решению. Вот тут, как нельзя кстати, пригодился уже опробованный мозговой штурм. Наша группа не подвела, когда пришла к оригинальной идее, помогшей вывести завод из тупика. Наши усилия не оказались незамеченными со стороны руководства. Нас тепло поздравили и крупно премировали.

Неведомыми путями об этом узнали на телевидении, и пригласили меня участвовать в передаче.

В то время телевидение делало первые шаги. Передачи местной телестудии велись по три часа и не каждый день. А смотрели их на телевизорах с экраном размером с почтовый конверт. Чтобы лучше разглядеть изображение, непременным их атрибутом служила стеклянная линза, наполненная водой.

На телестудии меня встретила молодая девушка Людмила, редактор и ведущая программы. Она долго расспрашивала о мозговом штурме и его применении, записывая беседу на магнитофон и делая пометки в блокноте. Сразу предупредила меня, что передача будет в прямом эфире, поэтому к ней надо хорошо подготовиться. Текст моего выступления должен завизировать главный редактор, а мне для ознакомления будет выслан по почте. В заключение, редактор посоветовала во время передачи сохранять спокойствие, как и во время этой беседы. Главное, следить за своей речью, не экать и мэкать.

Через несколько дней я получил напечатанные на машинке вопросы ведущей и мои ответы. Ляп почти не было, а те, что были, легко поправить. Заучивать наизусть не требовалось. Вместе с тем, до меня дошло, что можно было рассказать более интересно, но уже ничего изменить нельзя, так как текст утверждён главредом.

Вскоре позвонила Людмила и сказала, что передача состоится завтра в девятнадцать тридцать, но мне следует явиться на телестудию не позже чем за час до начала.

Слух о предстоящем моим выступлением на ТВ стал известен на заводе, в нашем доме и среди моих знакомых. А их не хотелось разочаровывать.

До телестудии меня повёз коллега Сергей на своей машине. В пути мы благополучно попали в ДТП, когда перед перекрёстком врезалась в машину, резко затормозившую. Я не пострадал, а Серёжа получил сильный удар в грудную клетку. Мне пришлось вызвать скорую помощь, разобраться с тормозом и доставить парня в больницу скорой помощи.

Когда вышел оттуда, глянул на часы и замер. До начала передачи оставалось немногим более получаса. Скоро поймал такси и запыхавшись вбежал в телестудию.

- Где вы так долго пропадали? Из-за вас могла сорваться передача! – с гневом на меня обрушилась редактор.
- Простите меня, но по дороге к вам я попал в ДТП и спасал товарища.
- Надеюсь, что вы его спасли. А сейчас ещё раз прочтите сценарий, а моя помощница приведёт ваше лицо в порядок.

Я раскрыл папку с текстом, и у меня потемнело в глазах. Там вместо него лежал также напечатанный на машинке служебный документ. Я запаниковал, ведь в моей памяти не сохранилось то, что подлежало озвучке. Не избежать позора, если буду отвечать невпопад. Напряг память, но она продолжала беззаботно спать. Нужно было срочно искать выход из созданной мной ситуации.

Пришлось признаться Людмиле, что текста у меня нет. С явным неудовольствием она протянула мне свой. При этом предупредила, что заглядывать в текст можно лишь в момент, когда она задаёт вопросы и телекамера направлена на неё.

Невзирая на щекотливость ситуации, я овладел своими эмоциями и вроде успокоился. Теперь надо сосредоточиться на своих ответах. И здесь моя неподготовленность не преминула сказаться. Надо было чётко отвечать на поставленные вопросы, не болтая ничего лишнего. Типичная сцена с нерадивым студентом и въедливым профессором. Разница была в том, что в отличие от них на нас нацелены телекамеры, передавая сигналы телезрителям.

В начале передачи ведущая после вступительной речи задала мне первый вопрос, но с моим ответом произошла заминка. Я попал в какой-то ступор и не мог произнести ни слова. Наступила неловкая пауза. Мне на выручку бросилась Люда и повторила вопрос немного другими словами. Отступать не было куда, поэтому я подал голос, отвечая как по заученному. От былого спокойствия не осталось ни следа, но надо держаться. Во время моего выступления Людмила показывала одобрительный знак большим пальцем.

При втором вопросе я бегло осмотрел листок, стараясь запомнить ключевые слова. А ведь буду говорить о том, что хорошо мне знакомо, так что причин для волнения нет. Надо только расслабиться и сделать вид, что телекамер не вижу.

На третьем вопросе тревога меня будто отпустила. Я настолько раскрепостился, что меня понесло на разговоры, превышающие сценарий. Остановился после того, как Люда стала махать мне руками.

Мучительное выступление продолжалось. Я сидел как на иголках, при этом надо было придерживаться утверждённого текста, следить за голосом и делать спокойное лицо. В таких адских условиях, кажется, мне удалось донести то, что хотел сказать.

Окончание передачи я принял как спасение от долгого мучения. Моё участие длилось всего четверть часа, но чувствовал себя, словно разгружал вагон с углём. Рубашка плотно  приклеилась к потной спине. Это был не мозговой штурм, а самый настоящий мозговой шторм.

- Ну, и как мой дебют? – с натянутой улыбкой спросил у Люды.
- Ужасный! Вначале я подумала, что мы с треском провалимся. Но потом вы взяли себя в руки и повели естественно, а под конец показали себя молодцом. Я прекрасно понимаю ваши волнения, поскольку и сама прошла через такое.
- До меня не доходило, что могу так растеряться перед телекамерой. Спасибо за те спасательные круги, которые подбрасывали мне!
- Это моя работа ведущей. Также моя ошибка, что не провела с вами репетицию. Благодарю вас за участие в передаче!
- А в следующий раз пригласите меня, если чего?
- Вне всякого сомнения. Ведь вы прошли боевое крещение, - улыбнулась Людмила.

Идя домой, я задумывался о том, как домашние отнеслись к моему выступлению. Встретили меня восторженно. Оказалось, что они вместе с соседями смотрели ТВ, сверяя сказанное мной с оставленным текстом. На удивление, большой разницы они не заметили. Обратили внимание на мою заминку в начале передачи и поинтересовались её причиной.

- Хорошие артисты умеют держать паузу. А разве я плохой артист? – ответил со смехом.

Пришлось рассказать обо всех перипетиях в телестудии.

На следующий день на заводе я стал знаменитостью. Мои коллеги, знакомые и незнакомые люди душевно поздравляли меня с телевыступлением, пожимали руки. Задавали вопросы, в том числе и щекотливые. Мне оставалось только благодарить и отвечать на вопросы.

Благодаря, как сказали бы сейчас, пиару на ТВ, нашей группе стали поступать заказы от страждущих решать разные проблемы. Мы их принимали, конечно, не бесплатно.

Один из членов нашей группы Стасик надумал жениться, в то же время, не решаясь сделать шаг для этого. Он и подкинул коллегам идею помозговать на эту тему. Вопрос не такой простой, как может показаться. Даже мудрый философ Сократ не всегда мог дать правильный совет. Но с прогрессивным методом нам по плечу и такая задача, а помочь коллеге – святое дело.

Перед началом штурмовки я предложил группе высказывать не только идеи, но и кратко их обосновывать. Для затравки выступил Стасик, обрисовав обстановку.

Не буду подробно рассказывать о ходе дебатов, в результате которых пришли к заключению, что коллеге следует жениться.

Как показало время, наш вердикт был верным и брак пары, одобренный нами, оказался счастливым. А это лишний раз подтвердило успешность мозгового штурма.


Рецензии
А Стасика будущая теща смотрела передачу? :)

Леонид Брайко   18.06.2021 23:58     Заявить о нарушении
Будущая теща не только смотрела передачу, но смотрела её с пристрастием:)
Спасибо, Леонид!

Олег Маляренко   19.06.2021 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.