В чем принципиальное отличие эволюции от селекции?

«Эволюционный метод не способен создать нечто принципиально новое», - заявил биолог в своей лекции «Программирование на ДНК» (https://www.youtube.com/watch?v=bJef71DgqaA&feature=emb_logo). Под «эволюционным методом» он имел в виду селекцию, т.е. искусственный отбор, в ходе которого отбираются и скрещиваются особи с каким-либо нужным и полезным признаком. Таким образом можно выводить сорта растений, породы животных и даже людей. Всё, что размножается, можно подвергать селекции.

И селекция действительно не способна создать нечто принципиально новое. Можно вывести породу очень маленьких или очень больших собак, пушистых или лысых, но все равно это будет собака, а не кошка или зебра, или какой-то абсолютно новый вид с совершенно новыми признаками.

Но если мы говорим о самой эволюции, то мы видим, что она только тем и занимается, что создает каждый раз нечто «принципиально новое». Сначала были одноклеточные, потом появились многоклеточные организмы, водоросли, грибы, растения, насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие… Мы видим, что эволюция – это не просто рекомбинация имеющихся признаков, а в высшей степени творческий процесс.

В чем же принципиальное отличие эволюции от селекции? Давайте попробуем в этом разобраться.

Принято выделять 3 основных положения теории эволюции:

1. Наследственность (потомки похожи на родителей)

2. Изменчивость (потомки могут отличаться от родителей)

3. Отбор (более приспособленные потомки имеют больше шансов на размножение).

При селекции мы выбираем один или несколько (ограниченное количество) признаков, которые мы хотим развить у данной популяции, и все время отбираем для скрещивания только тех особей, у которых этот набор признаков развит максимально.

Разница между искусственным и естественным отбором заключается лишь в том, КТО и КАК делает выбор.

В случае искусственного отбора выбор делает селекционер, который хочет получить желаемый результат – например, быка, дающего много мяса.

В случае естественного отбора выбор делает сам бык. Ну, разумеется, с согласия коровы.

Мы не можем знать точно, какими соображениями руководствуется бык при выборе коровы, поэтому дальше, говоря об эволюции, будем рассуждать от первого лица. Как МЫ выбираем партнера? Какие признаки и качества мы считаем привлекательными, и почему?

Наверное, делая выбор по каким-то отдельным внешним признакам (длинные ноги, например) или атрибутам социального успеха (богатство, статус, признанный интеллект), мы совершаем всё тот же искусственный отбор, только сами при этом являемся участниками селекции.

Само слово селекция означает в переводе с латинского «выбирать». Делая выбор, предпочитая какой-то значимый признак, мы задаем направление нашей дальнейшей специализации. И если наши дети, потомки продолжат эту линию, то через энное количество поколений сформируется популяция людей с ярко выраженным ценным для нас набором признаков. При этом сформируется и соответствующая культура, образ жизни, менталитет – то, что мы в совокупности называем этносом.

Так происходит разделение направлений развития, как бы разветвление эволюции. Но это не объясняет механизм появления новых признаков, каких-то принципиально новых форм жизни.

Помимо селекции, разделения, должен происходить синтез. Только в этом случае возможно создание чего-то принципиально нового. И вот об этой стороне эволюции мы практически ничего не знаем.

Для того чтобы понять эту сторону эволюции, нужно исследовать не половой выбор, а САМОРАЗВИТИЕ человека. То есть, разобраться с тем, что мы ценим и пытаемся развивать в самих себе, а не в других людях. Что для нас есть истинная ценность, а не предназначено для других, для соблазнения, привлечения, на продажу или обмен? За что мы любим в себе Человека?

В этом случае мы не выделяем какой-то один признак или функцию, а рассматриваем их все в совокупности, в целом. Поэтому здесь нет выбора, нет направления развития, а значит, нет движения и энергии. Мы оказываемся в самом центре самосознания. И это есть то самое место, где рождается синтез, происходит творчество.

Здесь я хотела бы снова сослаться на лекцию «Программирование на ДНК». Если вы посмотрите видео, на 7 минуте 42 секунде лектор начинает объяснять, что такое теория, и для чего ученые их производят:

«Есть у нас природа. В природе есть какие-то явления. Задача ученого – придумать какое-то объяснение для этих явлений. Эти объяснения и называются теориями. В самом начале этого поиска у нас есть куча явлений, и есть какие-то объяснения для них… Это какие-то маленькие теории, объясняющие одно какое-то явление.... Это плохая ситуация, но с чего-то надо начинать. Потом ученые думают дальше, как-то спорят друг с другом, у них возникает желание как-то сократить количество объяснений для окружающего мира. Они находят какое-то объяснение, которое объясняет все явления, которые в настоящий момент наблюдаются. Эта теория будет уже хорошей. Но по-настоящему хорошей теория становится в тот момент, когда она не только объясняет явления, но также предсказывает и даёт какие-то практические, прикладные следствия из себя».

Вот это стремление найти наиболее общее, объединяющее для множества разных явлений и признаков, - это то, что лежит в основе эволюции нашего СОЗНАНИЯ. Благодаря ему мы способны видеть не только различия, но и то, что их объединяет и порождает, мы способны классифицировать, систематизировать, структурировать информацию, находить наиболее общие признаки и законы природы.

То есть, одновременно с тем, что на материальном уровне происходит селекция, разделение, увеличивается количество признаков, явлений, видов, в сознании происходит обратный процесс – их структурирование, синтез, рождение новых смыслов. И именно этот процесс сопровождается переходом на новые уровни эволюции, когда происходят КАЧЕСТВЕННЫЕ изменения, появляются совершенно новые признаки, виды, способности, происходят СИСТЕМНЫЕ преобразования.

Не обязательно быть профессиональным ученым, чтобы развивать сознание. Скорее, это наоборот мешает. В лекции речь идет о научном, теоретическом познании. И проблема в том, что есть множество объяснений, теорий, направлений в науке: физика, химия, биология и т.д. И каждое из них по-своему пытается объяснять природные явления. Но какой-то единой научной теории, объясняющей все явления, нет. Потому что синтез происходит не в науке, а в живом сознании.

Рост сознания – это физическое, информационно-энергетическое явление. Оно ощущается как внутренний рост, как всё большее понимание и ощущение смысла жизни и происходящих в нем явлений. И на каком-то уровне развития сознания понимание становится настолько полным и глубоким, что ум перестает искать объяснения для кого-то. Наступает состояние максимальной осознанности и непосредственного творчества.

Эволюцию жизни нельзя понять до конца, изучая только со стороны, логически – умом оценивающим, устремленным в каком-то направлении, разделяющим признаки на полезные и вредные, ищущим причины вне себя. Только исследуя себя, расширяя самосознание, можно получить полное, целостное понимание.


Рецензии