Мистика поэзии

 ¦
             ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen)  _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
            …
            …

            М И С Т И К А   П О Э З И И .
            …

            МИСТИКА ПОЭЗИИ.

            МИСТИЧЕСКАЯ СУТЬ ПОЭЗИИ.
         
            Не суть важно, что такое есть поэзия, - призвание свыше, или вдохновенное состояние торжествующей или опечаленной души, благословение или проклятие, но в ней есть что-то нечеловеческое, подспудно скрывающее в себе неземное.

            Это утверждение основывается на том, что вдохновение, которым вдруг охватывается сознание человека, - есть особое состояние духа, характеризующееся его высоким подъемом и глубинным сосредоточением всех его умственных и душевных сил.

            При этом, имея знак какой-либо полярной эмоции (как позитивной, так и негативной), это состояние составляет квинтэссенцию индивидуального творчества, которое должным образом воспринимается, как явление, спонтанно проявившееся в глубине души, но в то же время имеющее и вневременное начало, которое получает свой импульс, извне.

            То есть, и саму высокую поэзию, и вдохновение, подспудно сопровождающее ее, можно воспринимать и как некий «дар высших сил», обитающих в других, недоступных простым смертным (возможно, за редким исключением) невидимых сфер бытия.

            Призвание, если обратиться к истокам данного слова, понимается как способность, либо склонность, к какому-либо определенному виду деятельности. Оно также используется для обозначения излюбленного дела жизни, при этом не являющегося основной профессией,  какого-либо конкретного человека, хотя встречаются и исключения из этого правила. Следуя общепринятому мнению, что Exception that proves the rule - исключения только подтверждают правило, ибо исключения всегда сильнее самого правила.

            В психологии призвание есть сочетание способности и желания заниматься чем-либо, при этом приобретение новых знаний, умений и навыков в рамках призвания обычно не вызывает особых трудностей и обычно происходит естественным путем.

            В данном месте, призвание необходимо связать с выше обозначенным вдохновением, как наличием внутренней мотивации к какому-либо виду деятельности. Эта связь имеет отношение не только к поэзии, но так же и ко всем видам организации человеческой деятельности, в которых человек находит себя, как творческая личность.

            Основной посыл данной публикации состоит в том, что вдохновение, вкупе с призванием, связанные с высоким поэтическим искусством, и отделенные от примитивного дилетантизма, перешагивают через бездну земной тщеты, приближаясь к некоему недосягаемому ориентиру идеала.

            Нет особой ясности в том, какой полярный знак необходимо привязать к высокой поэзии. Известно изречение величайшего богослова, одного из «отцов церкви», равно признаваемого и в католицизме, и в православии, Аврелия Августина Блаженного (354-430): «Поэзия - это (суть есть) дьявольское вино» /«Carmina est diaboli vinum» /. Не странно ли это услышать из уст одного из самых почитаемых христианских мыслителей всех времен и народов.

            Другой отличительной особенностью высокой поэзии является такое понятие, как гениальность. И, здесь мы, возможно, напрямую сталкиваемся с незримым воздействием на человеческую психику, если хотите, влиянием на душу, - некой потусторонней силы.

            Википедия определяет понятие гения, как человека с беспримерно выдающимися творческими способностями. Но если обратиться к истокам данного слова, то корни этого понятия обнаруживаются еще в древнеримской мифологии, где гении, - это всего лишь личные духи-хранители человека, ведающие появлением на свет своих «подопечных» и определяющие их характер.
         
            Однако, в связи с тем, что, как оказалось, достижения отдельных индивидуумов указывали на наличие особо мощного гения («духа-хранителя»), со временем это слово начало приобретать несколько иной смысл, а именно, - «вдохновение», «талант» (как дар, данный свыше, как данность свыше).

            Чем скажем, например, отличается обычная посредственность от гениальной непосредственности. Перефразируя малоизвестные широкой публике слова Христофора Колумба (1451-1506), можно сказать так, что посредственность отличается от гениальности только тем, что гений берется за дело, за которое посредственность никогда не взялась бы.

            И в общем, это верное утверждение, хотя все дело обстоит и не совсем точно так.

            У обычного человека его сознание обычно и занято обычными, насущными проблемами и их злободневным решением. Можно сказать, что они живут в этом мире, для этого мира и этим миром.

            Это ни хорошо, ни плохо, - просто это так.

            Двери души посредственности (посредственного, или обычного, человека) закрыты от неземного влияния, и, даже если бы в них «постучались», они не «открылись» бы не потому, что эти люди против встречи «гостей» в своем доме сознания, а только потому, что они просто бы не услышали этот стук.

            То есть, мембраны души обычного, «приземленного» человека, просто не настроены на те излучающиеся волны, которые позволяли бы им слышать неслышимые послания из стороннего мира.

            Другими словами, как говорят даосы, здесь необходимо уметь «видеть невидимое, слышать неслышимое, осязать неосязаемое».

            С этой точки зрения, гении - это духовные личности, обитающие в мире тонких бесплотных сущностей, как то ангелы, демоны, бесы, или даже просто души ушедших людей. [СВОБОДНА ЛИ ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ. ЭТОМУ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО ПРИМЕРОВ. - Протоиерей Андрей Ткачев. YouTube.].

            Так например, когда святитель Иоанн Златоуст (347-407) писал «Толкование на апостола Иоанна», келейник видел стоящего за его спиной старичка. В последующем времени келейник узнал этого старика на иконе - это был апостол Павел, нашептывающий Иоанну текст.

            Русский философ Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), который от марксизма пришел к христианской вере, написал в одной из своей книг такую фразу: «Гора религиозных фактов полностью покрывает холм скептицизма».

            Действительно, фактов, когда человек неожиданно соприкасался с действиями или явлениями тонкого мира, существует огромное множество.

            Итак, гениальности, - это люди, вступившие на путь контакта с этими духами-гениями (духовными сущностями), то есть, отворившие двери «постучавшим гостям», и впустившие их в во внутренние покои своего дома-сознания. Вошедшие в глубинные слои сознания, гении в различной степени начинают «курировать» (вести, направлять, опекать, осуществляя надзор, чтобы не дать отойти от задуманной цели) свои проекты и какие-либо начинания, воплощая в земном плане бытия свои замыслы через различных медиумов-посредников, в числе которых значатся и поэты.

            Как говорил Леонардо да Винчи (1452-1519): «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства».

            Психотип человека-гения - сознания, находящегося под влиянием духовной сущности стороннего мира, претворяющие свои проекты на земном уровне бытия - это совсем другая организация психики индивидуума, отличная от обычной, приземленной человеческой психики. Это как раз тот самый случай, про который говорится, что гениальность равна безумству.

            Частично или полностью, гении овладевают домом-сознанием «приютившего» их хозяина, или другими словами, разумом, - либо на дружественных началах, основанные на симпатии, а когда даже и полностью охватывая сознание человека враждебным порывом. Последнее обычно свойственно низшим инфернальным сущностям, - бесам (одержимость), и Евангелие описывает нам случаи изгнания бесов из одержимых, Господом нашим Иисусом Христом.

            Более высшие в плане иерархии темных сил сущности поступают более благоразумно, редко доводя дело до конфликта с «хозяином дома» (различные формы шизофрении).

            Часто случается так же и так, что гении просто «вбрасывают» в дом-сознание какую-нибудь, близкую по сути «хозяина дома», идею, в дальнейшем только прослеживая ее развитие, и при необходимости оказывая «кураторскую» помощь. Это так называемый бесконтактный способ передачи знания своим «подопечным».

            Существует короткое и емкое по содержанию крылатое выражение, такое, как «идеи в воздухе витают». Отсюда представление об «идеальном» в философской традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи).
         
            Другими словами, высокое искусство возможно есть осознанная, или даже, чаще всего, неосознанная человеком, связь с потусторонними силами. При всем этом личное присутствие этой силы для общения с этим человеком совсем необязательно, хотя подобное и не возбраняется, достаточно просто «поймать» идею на определенной волне, как говорится: «идеи в воздухе витают».

            У новосибирского поэта Валерия Викторовича Малышева (1940-2006) на эту тему есть потрясающее по смыслу значения,  стихотворение:

      
                Я внезапно проснулся,
                И напрягся в тиши:
                Это гений коснулся
                Потрясенной души!

                Бездной, бездной сквозило,
                Бытие оглуша.
                Страхом, волей и силой
                Заполнялась душа!

                Где он? - Глуше и глуше…
                Прикоснулся… иссяк…
                Соразмерную душу
                Не отыщет никак.

               
            С другой стороны, труд поэта сродни медиуму, который, как считается последователями спиритуализма, служит связующим звеном между двумя мирами, - материальным и духовным.

            Можно утверждать, что наш физический мир - это только малая часть большого космоса, образованная слиянием неведомых нам материй, в трехмерную форму. Люди доверяют видимой реальности, где человек рождается и умирает, но верят и в жизнь потустороннего мира, обители душ людей, ушедших из физического мира.

            Невидимая параллельная реальность оговаривается многими легендами и древними текстами. Многие исследователи паранормальных явлений утверждают, что существуют так называемые «коридоры времени», «порталы» или «звездные врата», где пространственно-временные реальности как бы соприкасаются друг с другом, и при определенных условиях между собой взаимодействуют.

            Люди, в зависимости от своего духовного развития и «открытости», в определенной мере неосознанно воспринимают эти общения, называя состоявшуюся связь интуицией, озарением, «шестым чувством», для истово верующих, - «Божиим гласом».

            Эпохальные открытия в области науки, благодаря подобным контактам, становятся переломными моментами в истории всего человечества.

            Вот только один пример из истории, когда недолгое существование нацистской Германии, имеющей оккультный характер, возвело науку и технику на недосягаемую высоту. Казалось, что перед нацистами отверзлась сама бездна преисподней, откуда они черпали свои высокие достижения технократического характера, которые по сей день двигают человечество к краю пропасти.

            В большинстве случаев незримыми контактерами «с той стороны» могут быть и «духи злобы поднебесной» («Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», Ефес. 6:12), являющиеся нам под различными личинами идей.

            Вспомните например, такую кощунственную мерзость, как вышедшую из-под пера «русского все», А.С. Пушкина, поэму «Гавриилиада», по-бесовски обыгрывающую сюжет Евангелия о Благовещении.

            Поэтому святые отцы и предупреждают нас, что, допуская в себя какие-нибудь греховные мысли и желания, этим самым мы можем открыть в своей душе дверь для вхождения этого духа, который может возбудить эту страсть в неестественно огромной силе.

            Так же можно сказать, что в сознании человека, одаренного богатым воображением, могут сразу и одновременно «жить» несколько сущностей, что может напоминать некоторые формы шизофрении, порой даже одержимости.

            При этом силам преисподней мешает проникать в человека только христианская жизнь: исповеди, Причащения Святых Тайн и молитвенное предстояние Богу.

            Поэты в этом случае совсем не исключение, и, более того, что они живут в одной с нами реальности, у них существует еще и свой внутренний мир, не совпадающий с этим, часто включающий не один, а множественность непознанных реальностей.


            ° • °°° • °° • °°° • °° • °°° • °° • °°° • °° • °°° • °° • °°° • °

               
            Он снился мне в тревожных снах,
                высокий и худой,
            служивший капитаном в кавалерии;
            Принявший с красной нечистью,
                свой последний бой,
            последний офицер потерянной
                империи…

            Вот например, опыт из жизни автора данной публикации, в котором им был написан ряд стихотворений, героем которого быть он никак не мог.

            Возможно, что состоялся неосознанный контакт, с одним из участников Белого движения, сформированного в ходе Гражданской войны 1917-1922 гг. в России, с целью свержения незаконно установленной советской власти. Большевики, насильно захватившие власть в стране, изначально не имели никакого права на осуществление власти и правосудия в российском государстве и, потому сопротивление против них было абсолютно законным и естественным правом народов России.


                Когда он умолкнет, топот конницы ярой,
                в ночи,
                Где безмолвие в сердце обозначится болью;
                Уходя в горн огня, с павших долг не взыщи,
                Не ушедших с войны, захлебнувшихся
                кровью.

                Рассыпались полки, шли лавою конного
                боя,
                Обнажённые шашки пылали в атаке огнём;
                Выносили нас лошади, преградив от покоя,
                Чтоб увидеть победу над космическим
                злом.

                Сокрушались основы порядка, и падали
                царства,
                В бесновании гады хулу повели на Христа;
                Скверное чванство жидовского бунтарства,
                Пригвоздила Святую Русь, к брусьям
                креста.

                Полыхала Россия в очагах ненасытных
                пожарищ,
                Отпускала живых, догоняя бранью, молва;
                Гнал полчища на битвы носатый товарищ,
                Обнажая подвохи и срывая с церквей,
                покрова.

                Будут искры сверкать сонмом огненных
                вёрст,
                И немало друзей ещё потеряешь в погонях,
                Поднимаясь конями до сорвавшихся звёзд,
                Оставляя их след на своих офицерских
                погонах.               
 
                Кто не предал, не предаст, и оставшийся
                в вере,
                Уберёг свою душу в свете пылких лампад;
                Где зажжётся звезда в немыслимой сфере,
                Заалев маяками и печалью минувших
                утрат.

                И какой такой мерой нам мерить за это
                злодейство,
                Где полно неудачных и трагических драм;
                Над страною воссел вождём фарисейства,
                Гений бездны и ада, торжествующий
                хам.

                Что с того, что в душе нет и малости
                веры,
                И теряя себя, не спеши торопиться уйти;
                Не объят наши годы белградские скверы,
                И на улицах Берна нам покоя теперь,
                не найти…


            Долгие огненные пути, потеря друзей, битвы и скоротечные схватки сопровождали этого человека по дорогам Гражданской войны.


                Алела даль смурным восходом,
                Светлел растекшийся рассвет;
                Пройдя до самых битв походом,
                Тускнел на поле свежий след.

                Шла конница, срываясь пылом,
                В атаку, россыпью, - вперёд;
                Тянулся стяг сатином стылым,
                Рванули кони вдруг, в галоп.

                Скрипели сёдла под бойцами,
                Входил в бой рысью, эскадрон;
                Сверкнула конница, клинками,
                Зажав пехоту с двух сторон.

                Мы шли упёрто, кони - ладом,
                Колол противник нас, штыком;
                Блестела яро смерть, булатом,
                С разинутым на взмахе, ртом.

                В атаке - натиском крылатым,
                Чтоб шашкой рубануть, вдогон;
                Летели с видом молодцеватым,
                Черен зажав в свою ладонь.

                Закончилось всё крайне скоро,
                Алела всюду кровь, в окрест;
                Шёл дальше эскадрон дозором,
                Неся на душах своих крест.


            Следующее стихотворение рассказывает о том, что наш герой был ранен, но выжил, и вновь бы отправился сражаться за Родину, если бы Белое движение не потерпело поражение в кровопролитных битвах против грядущего антихриста.


                Когда-то, на взлёте, опрокинув с седла,
                И выбрасывая наземь, с пулей на вздохе,
                Кидала судьба, как хотела меня, и несла,
                Вперёд, подавая к столу только крохи.

                Прогорала, дымясь, под ногами, земля,
                С хмурых небес навзничь падали звёзды;
                В который раз, в стычках, укрощая коня,
                Одолевал высоко беззвёздные вёрсты.

                Блеск сабель, гул конницы, крики: Ура!
                И заново в привычной мне конной атаке;
                Шрапнель нас сражала, тел павших гора,
                Сгущалась, оставив выживших в драке.

                Пусть если погибнуть здесь не судьба,
                И вновь поднимусь я из тихой постели,
                Встану, заслышав, как взвывает труба,
                Одевая полки в шерстяные шинели…


            Как можно понять из другого стихотворения, судьба сохранила жизнь этому офицеру, в горниле братоубийственной войны; он эмигрировал в Сербию, и окончил свои дни в Швейцарии. И скорее всего, не только: судя по ниже обозначенной вехе, транзитом наш герой поприсутствовал и в Германии:


                Осенний холодный ветер,
                Разбрызгивался остылый свет;
                Спадал сверху на город, вечер,
                Окутывая его в синий плед.

                Тьма укрыла улицы города,
                Скучающий осветился вокзал;
                Шуршанием осеннего золота,
                Дрезден вернуться звал…

                Кружилась листьями осень,
                От октябрьской стужи, дрожа;
                Брёл я в сени стройных сосен,
                Листвой под ногами шурша.

                Звёзды блестели в бездне,
                Влекла тайной Млечная синь;
                В витающий сумрак Дрезден,
                Звал за собою, в стынь…


            То есть, сознание поэта, писателя, художника, открыто не только падшим духам, но и востребовано душами людей, когда-то жившими на Земле. Так как в Божием творении смерти нет, есть только переход бестелесной души из тела физического мира в более тонкие миры, где в телах нет необходимости. А если это не так, тогда задайте себе вопрос, почему нам снятся покойники.

            После земной жизни, в которой правит зло («Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле», 1 Иоанна, 5:19), мы еще не получаем полную свободу, а как бы до поры находимся в заточении в том измерении, которое после смерти называется «вечным сном» («сон есть смерти брат»); до призыва ангельской трубы на Божий суд.

            Так например, создатель «Божественной комедии», Алигьери Данте (итал. Dante Alighieri, полное имя Дуранте дельи Алигьери; 1265-1321) начинает свою поэму с того, что уклонившись в глубоком сне с прямой дороги, пробуждается в темном лесу. То есть, здесь мы также видим продукт творчества, полученного под знаком сна.

            Незавершенные дела, неисполненные желания или невоплощенные мечты в этом, земном мире, просто побуждение общения, зачастую заставляют искать эти бестелесные души открытый для общения, человеческий разум.

            В итоге этого общения, совсем не касаясь здесь других областей человеческой деятельности, и появляются неповторимые шедевры в живописи, гениальные художественные романы, великолепные поэмы, или просто западающие в душу, стихи.

            …
             ••••• «» // °C_ ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ (Yandex Zen) ||||| ± _@.Eq&   
            …
            …


Рецензии
Пищу стихи с рождения. Почему-то рождаются и звучат. Сублимированная человеческая энергия. Прочитала с большим интересом.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   06.11.2020 09:20     Заявить о нарушении