Запрещенное кино. Дiд лiвого крайнього

Добрый вечер, уважаемые читатели!

Сегодня мы будем виртуально смотреть фильм «Дiд лiвого крайнього», снятый на киностудии имени Александра Довженко в 1973 году.

Этой публикацией я отдаю дань памяти Народному артисту Украины Миколе Яковченко.

Микола Федорович Яковченко – человек непростой судьбы. В 1944-74 годах он жил в Киеве и играл в театре имени Ивана Франко. К сожалению, Микола Федорович любил выпить, и это приводило к таким коллизиям, что о нем в Киеве ходили всякие небылицы.

Рассказывали:

- Бывали случаи, когда Микола Федорович заходил в киевский ресторан, подходил к какому-нибудь столику и просил у посетителей – «Заслуженному артисту республики Миколе Яковченко дайте на сто грамм!» Миколу Федоровича обычно приглашали за столик и угощали, а он рассказывал свои бесконечные байки;

- Однажды Микола Федорович крепко перебрал и потерял сознание, вызвали скорую, приехавшие врачи не нашли пульса и отвезли «тело» артиста в морг, где его как и положено стали раздевать. И вдруг в морге Заслуженный артист Яковченко ожил, понял, что он голый и стал требовать у санитаров одежду – ведь он опаздывает на репетицию!

- По Киеву Микола Федорович обычно гулял со своей таксой по кличке Фанфан, которую держал на длинном поводке, а если кто-нибудь спрашивал – «зачем у таксы такой длинный поводок?» - то получал ответ, что Фанфан не переносит запах спиртного;

- Во время съемок одного из фильмов (вероятно, «За двумя зайцами») за Миколой Федоровичем специально следили, чтобы он не выпивал, но к обеду от него все равно «пахло». Впоследствии узнали, что он «для голоса» пил сырые яйца, но в них заранее шприцом вливал немного водки.

Но было все это давно, и правда это или анекдоты – кто поручится?

После небольшого вступления перейдем собственно к просмотру фильма «Дiд лiвого крайнього». Главную роль в этом фильме играл Микола Федорович, запретить этот фильм  к прокату на Украине было невозможно, но чиновники отомстили актеру тем, что не разрешили прокат фильма в других республиках, и не выполнили дублирования фильма «Дiд лiвого крайнього» с украинского на русский язык. А причину для запрета всесоюзного проката выбрали УДИВИТЕЛЬНУЮ – якобы фильм «Дiд лiвого крайнього» пропагандировал МЕЩАНСТВО!

Это мы и обсудим.

Итак, уважаемые читатели, добро пожаловать в виртуальный кинозал!

Фильм, как вы помните, не дублирован на русский язык, и герои разговаривают на таком киевском наречии, которое с трудом может считаться литературным украинским языком. Что-то из сказанного я приведу на украинском языке с переводом, а что-то сразу на русском, ввиду того, что и герои сказали эти фразы фактически по-русски.

КАДР 00

Пролог фильма.

Кость Бессараб (Степанков) – воспользовался своим положением телеведущего и пригласил своего отца 67-летнего Трофима Бессараба (Яковченко) на телестудию для записи интервью в его первый нерабочий день. Накануне Трофим Иванович вышел на пенсию. Трофим Иванович недоволен ситуацией и после слов (в кадре):

«Один, приміром, робить з батька дурня, ставить дурні запитання».

«Один, к примеру, делает из отца дурака, задает глупые вопросы».

Покидает студию.

ТИТРЫ

«Дiд лiвого крайнього»

В главной роли Микола Яковченко (стал популярен после роли Кондрата – отца Максима в фильме «Максим Перепелица» 1955 года);

В ролях:

Юлия Петровна -  Валентина Сперантова (театральная актриса, стала известна после роли бабушки Симы из фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер»  1953 года);

Иван – Борислав Брондуков (стал популярен после роли Федулова из фильма «Афоня» 1975 года);
Кость – Кастянтин Степанков (знаменит своей ролью Ковпака в киноэпопее «Дума о Ковпаке» 1973-76 годов);
Полина – Антонина Лефтий (стала известна после роли Риты Устинович в телесериале «Как закалялась сталь» 1973 года);
Виталий – Анатолий Бышовец (знаменитый футболист и тренер, олимпийский чемпион 1988 года – тренер сборной СССР по футболу);
Максим – Василь Симчич (стал известен после роли Захара Беркута в фильме «Захар Беркут» 1971 года);
Катерина – Анна Яковченко;
Вовик – Владимир Шакало.

Сценарий: Ивана Драча (украинский поэт, прозаик и общественный деятель, в 2006 году удостоен звания Герой Украины) и Леонида Осики (стал известен как режиссер фильма «Захар Беркут»  1971 года).

Режиссер-постановщик – Леонид Осика.

Композитор Владимир Губа («Старый киевский романс» - финальная песня фильма «Дiд лiвого крайнього», написанная Губой на слова Куринского, вышла за рамки фильма и исполняется и сегодня, в 2020 году она стал основой клипа, снятого на день города Киева).
Текст песен: В.Куринский, И.Конончук.

КАДР 01

На следующий день маляр-пенсионер Трофим Иванович приходит на квартиру к Косте и извиняется:

Т.И.: Кость, перепало тобі за мене?

Костя, перепало тебе за меня?

К: Ничего не перепало!

В ходе разговора Костя предлагает отцу жениться, но Трофим только смеется. Кость уходит, а Трофим остается в богатой квартире телеведущего. Есть для него и дело – нужно подкрасить батарею – чем Трофим и занимается (в кадре).

КАДР 02

Трофим Иванович красит батарею, и тут дверь в квартиру открывает своим ключом девушка – это Полина. Она не знает отца Кости, и спрашивает – кто он такой. Трофим Иванович вынужден представиться, что он батька Кости. Полина ведет себя как хозяйка, переодевается, принимает ванну, а когда Трофим Иванович завершает работу предлагает ему рюмку горилки (в кадре).

КАДР 03

Из квартиры Кости Трофим уходит на киевские улицы – ему нужно забрать внуков из детского сада. По дороге ему встретился дом, на котором в двух люльках висят маляры, но они ремонтные работы не ведут, а слушают на портативный радиоприемник репортаж о футбольном матче. Трофим пытается расспросить маляров,- из какой они бригады – те только отмахиваются, и просят не мешать слушать футбол. Трофим обижается такому неуважению и с криком «Я тебе дам футбол!» ловкими ударами ноги опрокидывает на тротуар два ведра с краской (в кадре) и уходит.

КАДР 04

Внуки забраны и доставлены по назначению. Поход Трофима по киевским улицам продолжается. Самый младший сын Трофима – Иван (Брондуков) - единственный из детей пошел по его стопам – он тоже маляр. Трофим решает проверить как там дела у сына. Иван вынужден опустить свою люльку вниз, «взять на борт» отца и подниматься на уровень третьего этажа. И тут произошла небольшая авария – ручную лебедку со стороны Трофима заклинило, и люлька встала. Иван постучал в окно – его открыла пожилая женщина – Юлия Петровна (Сперантова). Иван попросил у Юлии Петровны телефон, позвонил в контору (в кадре) и вызвал аварийную вышку. Пока Иван звонил, старики немного разговорились, Юлия Петровна приглашает Трофима Ивановича в гости – Трофим обещает.

КАДР 05

Кадр переносит нас в квартиру Трофима Бессараба, у которого живет его младший сын Иван. На экране говорят о футболе. На этот раз телеведущий Костя Бессараб берет интервью у своего племянника Виталия Бессараба (Бышовец) – звезды советской сборной по футболу – накануне важнейшего отборочного матча между сборной СССР и другой командой (не называется).
Начинается интервью словами:

К: Отже, принциповий матч с футболу!

Итак, принципиальный футбольный матч

В конце интервью Костя спрашивает Виталия – «А гол забьете?», Виталий отвечает – «Постараюсь!» (в кадре).

КАДР 06

Трофим Иванович приходит в гости к Юлии Петровне. Она говорит, что ждала его, сажает за стол, где стоит бутылка вина. По стенам у Юлии Петровны развешаны куклы – оказывается, она работала актрисой в Киевском кукольном театре.

Трофим Иванович сокрушается:

Т.И.: Шкода, так і не був у вашому театрі!

Жаль, так и не был в вашем театре!

От Юлии Петровны Трофим Иванович по вечернему Киеву приходит в квартиру своей дочери Катерины (Яковченко), там уже находятся Иван. Он объявляет, что Трофим Иванович хочет жениться. Новость неожиданная – Катерина возражает отцу, но он непреклонен (в кадре). Появляется Костя с Полиной, которую он представляет своей семье – старшему брату Максиму (Симчич), младшему Ивану, сестре Катерине, ее мужу огромному Вовику (Шакало) и отцу Трофиму Ивановичу:

К.: Це Поля, моя співробітниця!

Это Поля, моя сотрудница!

Трофим Иванович и Полина делают вид, что не знакомы, и знакомятся вторично.

КАДР 07

А собралась семья Бессарабов по случаю трансляции футбольного матча сборной СССР, в составе которой на левом краю нападения играет Виталий Бессараб – сын Максима и внук Трофима. При этом Трофим Иванович немного поупирался, аппеллируя к тому, что у них семейный совет и футбол смотреть некогда, но его не слушают – телевизор включен.

На экране моменты футбольного матча:
- к воротам противника прорывается Блохин (Блохин играет самого себя!) – нет результата;
- прорыв Бессараба (Бышовец) – удар – штанга!
- еще прорыв Бессараба – удар – «Г-О-О-О-Л!» (в кадре);
- еще прорыв Бессараба – до линии штрафной защитники соперника срубают его грубым подкатом – и наносят тяжелую травму.

Матч завершен – Сборная СССР побеждает 1:0.

КАДР 08

На следующий день Трофим Иванович приходит на работу к своему сыну Максиму – директору института. Непрерывно все сотрудники спрашивают у Максима Трофимыча – как дела у его сына Виталия  с ногой. Максим отвечает: «травма».

В кабинете у сына Максима Трофим  Иванович не успевает начать свой разговор, как тому  звонит сам президент Академии наук Украины. После нескольких дежурных вопросов президент тоже интересуется состоянием ноги футболиста Виталия Бессараба. Трофим кладет трубку и говорит отцу:

«Будь ты хоть доктором, академиком, лауреатом, и все равно ты батька знаменитого футболиста!»
«А ты дед левого крайнего – всего навсего!»

А Трофим Иванович задает свой вопрос: - что же делать с женитьбой! Максим уклоняется от ответа и предлагает отцу решить свою проблему самостоятельно (в кадре).

Трофиму Ивановичу такое непонятное отношение сильно не нравиться, а предъявить свою будущую супругу нужно. Но как?

КАДР 09

Решение проблемы отца находит Иван. Все ходят на Киевский рынок – нужно детей Трофима там собрать, и там как бы случайно они встретят Трофима Ивановича и Юлию Петровну. И вот Трофим Иванович приводит Юлию Петровну на Киевский крытый рынок, и там, в условленном месте он обнаруживает Ивана в черных очках, и бьет его по плечу.

Иван изображает удивление: «Какая встреча, Трофим Иванович!»

Т.И. «А где остальные?»

Иван опешил от простоты батьки.

«Какие остальные? А… Ну, ты конспиратор!»

Иван машет своему брату Максиму, а Трофим испуганно поворачивается к Юлии Петровне, которая очень удивлена сложивщейся ситуацией – она, действительно, ничего не знала о «конспиративном замысле» Ивана и Трофима (в кадре).

Все дети Трофима Ивановича подходят и по очереди здороваются с его пожилой избранницей Юлией Петровной.

КАДР 10

Трофим Иванович и Юлия Петровна посещают в больнице травмированного Виталия Бессараба (в кадре). Футболист бодрится, и обещает деду не только бегать, но и играть. С Виталием знакомится Юлия Петровна (в кадре). Дед пытается поговорить с внуком, но к нему все время приходят очаровательные посетительницы – одна уходит, другая приходит, третья уже приходила. Дед покидает палату внука со словами: «Головой работай!». Виталий его успокаивает: «Работаю, работаю, до свиданья!»

КАДР 11

Трофим  Иванович и Юлия Петровна на теплоходе «Иван Франко» уплывают по Днепру в краткое «свадебное» путешествие к родственникам Юлии Петровны – они приглашены на свадьбу. Отца провожают все дети – но настроение у него неважное – он спорит с капитаном, задержавшим посадку, грубо говорит с Иваном и Костей.

На пароходе Трофим выходит из пассажирской каюты на открытую палубу покурить. Молодежь на палубе играет на гитаре – Трофим этим заинтересовался.

Гитарист – Трофиму: Ну що діду подобається?

                Ну что дед, нравится?

Т: Нравиться!

Гитарист: А может сам сыграешь!

Т.: А что, сыграю!

Трофим берет гитару и вполне уверенно играет и поет (в кадре) песню со строчкой: «Пусти полковник меня до дому!»

КАДР 12

А в Киеве уже осень. Поля и Костя сидят за столиком в летнем кафе с видом на Днепр. Поля предъявляет Косте претензии, и говорит, что она не понимает – кто же она?

К.: Чего же ты хочешь?»
П.: Уже ничего не хочу.

Поля не согласна быть вечной любовницей Кости и уходит.

КАДР 13

Трофим Иванович и Юлия Петровна добрались по Днепру на теплоходе до речного поселка, в котором на берегу становятся гостями на свадьбе внучатой племянницы Юлии Петровны. Тамада предоставляет слово Трофиму Ивановичу – гостю из Киева – и Трофим Иванович не ударил в грязь лицом – он сказал новобрачным очень хорошие, умные и добрые слова (в кадре).

Вечером на «Метеоре» Трофим Иванович и Юлия Петровна возвращаются в Киев. На причале стариков встречает Иван. Приехавший со свадьбы и слегка не протрезвевший Трофим Иванович говорит сыну, что и самому Ивану пора жениться, на что тот отвечает, что он то свои проблемы решит, а вот Костя расстался с Полиной.

КАДР 14

А тем временем Виталия выписали из больницы – полученная в последнем победном матче травма не позволит ему играть в футбол никогда. Виталий приходит на Киевский республиканский стадион, на футбольном поле которого он играл 12 лет, а вечером встречается в кафе-мороженое с дедом (в кадре).

Трофим Иванович спрашивает у внука: «Что делать будешь?»

Виталий не знает ответа на этот острый жизненый вопрос, поэтому отвечает так: «Правда, деду, в том, что ты в 67 лет стал пенсионером, а я в 27!»

Пока дед и внук беседуют, к ним за столик подсаживается поклонник Виталия с бутылкой шампанского. Бессарабы раскланиваются – и уходят.

КАДР 15

Все Бессарабы собрались в гостях у Юлии Петровны. Появляется гитара – первым играет Трофим Иванович. Он поет песню со словами «заспивала канарейка» (это «Старый киевский романс» композитора Владимира Губы на слова Куринского). Гитара переходит в руки Максима, который продолжает эту же песню. Затем играет и поет Костя – он смотрит на Полину, которая сидит рядом, но та с Костей не разговаривает. Гитара переходит к Ивану – он продолжает семейный концерт. 

За столом семейства Бессарабов и знаменитый футболист Виталий Бессараб – он пришел с одной из своих многочисленных подружек. Трофим Иванович уводит своего внука от стола на балкон.

Виталий говорит деду: «Я никогда не видел, деду, что ты играешь на гитаре. Придешь ко мне!»

Трофим Иванович: «Приду!» и целует внука. 

Фильм закончен.

КОММЕНТАРИЙ

Удивительное запрещенное  кино мы виртуально посмотрели сегодня!

Фильм «Дiд лiвого крайнього» наполнен легкой поэтической грустью, пусть он несколько эклектичен, но уж чего - чего, а МЕЩАНСТВА в нем нет и в помине.

Сценаристы – поэт Иван Драч и прозаик Леонид Осыка - как бы объединили судьбы двух реальных исторических персонажей  Анатолия Бышовца, знаменитого советского футболиста, которого действительно травма выбила из игры в 27 лет, и актера Миколы Яковченко, которому народного артиста присвоили только в 70 лет.

Уверенно сыграл самого себя актер Яковченко, но также уверенно сыграл самого себя и Анатолий Бышовец – только ради этого нужно посмотреть этот фильм.

Атмосфера фильма поддерживается и музыкой композитора Губы, и песнями на слова Куринского и Конончука.

Финальная сцена, основанная на песне «Старый киевский романс», которую по очереди с игрой на гитаре исполняют и Трофим Иванович и его дети, может считаться одной из ЛУЧШИХ СЦЕН ВСЕГО УКРАИНСКОГО КИНО СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ!

Но я могу понять и чиновников – фильм «Дiд лiвого крайнього», вероятно, излишне «КИЕВСКИЙ» и он опоздал в этом своем качестве – «киевские» фильмы завершились с падением правления Хрущева в 1964 году.

Но как представить себе дедушку Яковченко и его детей и внуков вне Киева? Этого не смогли выполнить сценаристы, и этим воспользовались чиновники.

До будущих встреч, друзья! Смотрите кино!


Рецензии