Песнь о красотах Боко-Которского залива 1

Готовясь к поездке в незнакомую мне Черногорию, я узнавала, что здесь есть интересненького, кроме моря и природных чудесностей. Прочитала про Боко-Которский залив, но сразу не запомнила названия. В голове остался не то Бото-Которский, не то Кото-Ботарский, оказалось, что все очень легко запомнить. В заливе находится древний город Котор, а залив находится,  вроде как, сбоку Котора, на черногорском языке залив называется Бока Которска - другими словами, Которский Бок.

Мы купили билеты на экскурсию в залив и на четвертый день нашего черногорского отпуска отправились  в незабываемую поездку. Группа собралась многонациональная – русские, поляки, немцы, датчане, американцы. В положенном месте и в положенный час уселись в автобус и отправились в Тиват. Уже в автобусе наш молоденький экскурсовод Милош – типичный черногорец (высокий, темноволосый, с бородой) - начал знакомить нас с особенностями своего края. Он вел экскурсию на двух языках – на русском и английском (представляю, как это трудно!). Он разрешил называть его по-русски Михаилом или по-английски Майклом. Но нам больше понравилось его настоящее имя. Удивительно, что Милош не имеет лингвистического образования, он учился на экономиста, но на последнем курсе понял, что экономика не его дело. Иностранные языки он учит самостоятельно и судя по тому, что мы слышали, очень успешно. Это лишний раз говорит о том, что изучить иностранный язык можно самостоятельно – было бы желание и возможность разговаривать с носителями языка. У него чудесное чувство юмора, которое он реализует на всех известных ему языках. Вот умница! Нам удалось пообщаться с Милошом в свободное время – он охотно отвечал на вопросы, рассказывал о своей стране и соотечественниках. В приватной беседе Милош признался, что он, как и все черногорцы, ленив. Существует стереотип о лени черногорцев, средиземноморский климат, якобы, способствует неспешности во всем. Однако, самостоятельно выучить два иностранных языка не под силу ленивому человеку. Тут скрывается какая-то другая особенность черногорцев – при общепризнанной ленивой натуре они умеют трудиться и обладают неплохими природными способностями.

«Боко-Которский залив – самая красивая долька Черногории», - утверждает Милош. Это так мило прозвучало, что мы не стали указывать Милошу на его ошибку. Пусть будет долька!

В Тивате у нас пересадка на катер, дальше наша прогулка будет морской. Но до посадки на судно Милош дал нам возможность посмотреть город. Весь туристический люд из нашей группы двинулся знакомиться с каким-то дорогущим проектом под названием «Порто Монтенегро» - это стоянка для яхт (марина). «Порто Монтенегро» является проектом класса «люкс» с развитой инфраструктурой и лучшим яхт-клубом на Адриатике. Общая стоимость проекта оценивается в сумму более одного миллиарда долларов США. Черногорцы ждут, что  марина, рассчитанная на 630 яхт-мест, в том числе 150 супер-яхт (более 150 м в длину), станет суперпопулярным местом для богачей всего мира – вторым Монако. Ну-ну, посмотрим!

Нам показалось, что времени для дальних прогулок слишком мало, да и стадным чувством мы не заражены, поэтому мы не пошли со всеми к дорогущему яхт-клубу, а погуляли по набережной и чуть зашли вглубь города. Тиват – маленький и очаровательный городок. Набережная нарядная – на чистой каменной мостовой невысокие белоснежные здания в средиземноморском стиле, пальмы, между ними лавочки, синь неба и безбрежность моря. Во время нашей короткой прогулки мы нашли здание 16 века, о котором вскользь упомянул Милош. Это загородный дом Буча – летняя резиденция одной знатной тиватской семьи (Летниковац Буча). Во дворике дома находится маленькая часовенка Святого Михаила, мы к ней подошли, но внутрь нас не пустили – мы попали во внеурочный час. Вся территория резиденции, окруженная каменной стеной, теперь музей. Несмотря на то, что Тиват древний город - первое поселение на его территории появилось еще в III веке до н.э. – древности здесь почти не осталось. Город в течение своей истории переходил во власть разных государств – сначала Иллирии (древнее название западной части Балканского полустрова), потом идет черед Римской империи и Византии, Сербии, Венеции, Турции, Австрии и, наконец, Черногории. Теперь Тиват современный город, о его древности напоминает немногое. Вот одну такую старинную диковину мы и осмотрели.
В моих поездках у меня вечно что-то случается с фотоаппаратом. Просто колдовство какое-то! Именно в Тивате, в самом начале самого красочного дня отпуска мой фотик перестал фотографировать – закончилось питание. Тьфу ты! Теперь вся надежда на Танин телефон.

Дальше мы отправляемся в морское путешествие по Боко-Которскому заливу. Вся наша многонациональная группа сидела на открытом кораблике. Кстати сказать, интернет по-разному объясняет слова «корабль» и «судно». Корабль, видите ли,  это всегда крупное морское судно военного  или промыслового назначения. Так что мы совершали нашу морскую прогулку на открытом пассажирском судне, даже суденышке, поскольку оно вмещало человек 25-30. Перед нами открывается широкая панорама гористых берегов, большая часть которых покрыта зеленой порослью, а нижняя часть с прибрежной полосой занята черногорскими городами. Это сказочная, фантастическая, невероятная природная красота, я бы сказала красотень! Залив не широк и не узок, а в самый раз для таких трусишек как мы с Таней (мы обе страшимся безбрежности и в открытое море не поплыли бы ни за какие пряники). Обзор великолепный - оба берега можно наблюдать с любого места на судне. По обеим сторонам по берегу рассыпаны малюсенькие белые домики с оранжево-красными черепичными крышами – как будто для гномиков, среди домиков иногда выскакивают башенки, остроконечные шпили и пузатые купола церквей. Нет, все-таки здесь живут люди.

Вода в заливе удивительно зеленая, наш кораблик режет волну – она шипит и пенится у бортов, от воды с ветерком идет прохлада. И несмотря на то, что мы взяли с собой джинсовые куртки, нам совсем нежарко. А я еще покашливаю.  Таня укутывает меня ярко-желтым вафельным полотенцем. Я тут не одна такая. В полотенца закуталась еще пара девчонок. В нашей группе был один немолодой мужчина с исковерканными ногами, на суше он передвигался с помощью двух инвалидских палок, при этом ноги его не очень слушались. Я со своей левой ногой рядом с ним просто балерина, даже стыдно стало. Он в компании еще трех туристов, среди которых возможно, жена. Поразительно, что человек с такими проблемами отправился посмотреть мир – честь ему и хвала!  Во время прогулки я узнала, что компания с инвалидом родом из Дании, и выразила свое восхищение его упорством: «Вы – настоящий герой!»

Недалеко от входа в Боко-Которский залив на небольшом острове мы обнаружили круговую крепость. И крепость, и островок носят имя Мамула по имени австрийского генерала Лазаря Мамулы, который построил эту крепость в оборонительных целях. Во время мировых войн она использовалась как тюрьма, в общем, это черногорский форт Боярд. Сегодня Крепость Мамула – своеобразный форпост, по одну сторону которого черногорское побережье, а по другую – уже Хорватия, другая страна в «плавучей» доступности.

Милош рассказывает нам о городах залива, а мы смотрим то влево, то вправо. С правой стороны – всегда город Херцег-Нови. Какой, однако, протяженный город! Пожалуй, он может посоперничать в длине с нашим Волгоградом. Мы так долго  плыли, а город все не кончался. Наконец у нас остановка - это Херцег-Нови, Старый город.  Мы здесь будем долго. Милош рассказывает, что здесь можно посмотреть, обозначает время встречи на судне и дальше говорит: «Все, кто хочет подняться по лестнице вверх, идет за мной. Кто не хочет, все равно идет за мной». Другой дороги тут просто нет. От портовой зоны по каменной лестнице все туристы поднимаются  вверх – в гору. Весь старый город умещается между  крепостью в самом низу и крепостной башней наверху. Он расположился на разных уровнях, между площадками, где теснятся здания, каменные лестницы, тоннели, переходы. Интересно, кто-нибудь считал, сколько здесь всего ступенек? Поросшие зеленью земляные стены очень напоминают Монако. Кажется, здесь человек борется с природой. Кругом пышно цветущие растения – Херцег-Нови называют ботаническим садом Черногории, потому что сюда столетиями свозили экзотические растения из разных концов земли. И в этой прелестной растительности высятся старинные башни, крепостные стены, современные и не очень современные здания самых разных архитектурных стилей. Мы с Татьяной не сразу поднялись наверх, где-то в середине  нашего восхождения мы остановились в антикварном магазинчике, поцапали руками некоторые вещицы, я приценилась к старинному подсвечнику, который ни в коем случае не стала бы покупать по причине его недюжинного размера. Вспомнила, как моя двоюродная сестра-москвичка, объехавшая полмира, тащила из какой-то страны большую статуэтку – да просто тяжеленную статую коня. Я на такие подвиги не способна. Для этого нужно путешествовать с мужчиной, в этот раз его со мной нет. По причине жуткой тесноты в Херцег-Нови практически нет пешеходных дорожек,  все привилегии отданы транспорту, а бедным пешеходам приходится двигаться по стеночке или вдоль движущихся автомобилей. Чем выше мы взбирались, тем красивее открывались виды на море. Внизу оставались частные домики, пышные сады, парки, открытые кафешки в пальмах, дальше морские воды и гористый берег по ту сторону Боко-Которского залива. Здесь мы  пообедали в кафе, я попробовала черногорский суп чорба с телятиной, потом ели запеченные блинчики с ветчиной и сыром - одну порцию на двоих. Осоловевшие после плотного обеда, мы умудрились подняться еще на несколько пролетов знаменитой лестницы вверх и попали на площадь Белависта со знаменитой часовой башней (Сахат Кула). На башне были установлены часы, чтобы жители города знали, что пришло время молиться в мечети, находившейся неподалеку.  Неожиданно я заметила, что где бы я ни была в моих путешествиях, я никогда не вижу, какое время показывают часы. Я могу даже рассматривать циферблат и стрелки, и циферки, но никогда не знаю времени. Только дома на фотографиях я смотрю на часовое время на часах. В отпуске я наслаждаюсь безвременьем… На другие крепости – Кровавую и Спаньолу у нас не хватило ни времени, ни сил. Мы загодя спустились вниз, там, в ожидании нашей группы и Милоша, мы прогулялись по набережной и обнаружили памятник боснийскому королю Твртко I (тут вспоминаю лекции по языкознанию: скопление согласных звуков в западно-славянских языках – мне нравятся такие слова)  – основателю города Херцег-Нови. Город был основан в 14 веке как город-крепость, при правлении короля Твртко I Босния стала одним из сильных государств на Балканах. А памятник современный, его поставили буквально несколько лет назад.
 
Следующая остановка - Голубой грот. Вся группа пересаживается на катер меньших размеров, поскольку грот находится под крутым обрывом. Высота сводов составляет около 25 метров, но сам вход на вид низкий и узкий, просто дивишься, как капитану удалось протиснуть катер, нигде не зацепившись. Глубина в некоторых местах, если верить Интернету, достигает 45 метров. Есть и другой вход в пещеру, более низкий, наверное, сюда не пройдет никакой катерок, само отверстие дает возможность освещать внутреннее пространство.  А внутри – чудо природы! За счет преломления солнечных лучей вода в гроте приобретает необычный насыщенный голубовато-зеленоватый оттенок, блики от воды отражаются на каменистых сводах со свешивающимися сосульками- сталактитами, окрашивая их с художественной небрежностью импрессионистов. Вся эта удивительная игра красок возможна в солнечные дни. Нам с солнцем повезло. Конечно, в первую очередь, все бросились делать снимки волшебной природной красоты, а капитан сказал на английском языке, что здесь можно плавать.  Двое туристов – муж и жена, по нашим домыслам, американцы быстро разделись и прыгнули в воду, при этом муж вооружился очками с трубкой. Туристы оживились, с завистью и восторгом наблюдая за американской парочкой за бортом катера. «Как водичка?» - спрашиваю я мужчину. По физиономии поняла, что холодновата. Больше плавать никто не решался. Взгрустнув говорю подруге: «Таня, плавают одни американцы…», а имею в виду: тут они всех заткнули за пояс. И тут моя Таня, моя Танечка, Татьяночка моя в миг сбрасывает с себя верхнюю одежду (купальник был надет заранее – о возможности окупнуться нас предупреждали устроители экскурсии) и с криком «За Россию!» бросается в воду… Вот какая у меня подруга! Я кричу: «Браво, Раша!», чтоб всем понятно было, кто примкнул к смельчакам из Америки. Трое избранных из нашей сегодняшней туристической братии отметились в гроте – это навсегда останется в памяти пловцов и тех, кто наблюдал за ними с борта судна. Мы с Таней точно запомним этот фантастический момент. Однако это еще не вся история. Плавает наша тройка отважных, и вдруг раздается пронзительный свистящий сигнал. «Что это было? - по-русски вопрошаю я у народа, забыв, что меня поймут лишь несколько соотечественников, и продолжаю с надеждой в голосе,  - Ну, не акулы же?» Про акул понимает только Татьяна, но первая из воды не выходит – знай наших! Довольно быстро пловцы взбираются на борт катера под аплодисменты туристов-наблюдателей и катер выплывает из грота. Вытираю Таню полотенцем, наливаю ей кофе. Посматриваю на американцев – они тоже вытираются и одеваются. Мужчина вытягивает руку с оттопыренным большим пальцем – это Татьяне! «Во!» - отвечаю я ему тем же жестом. Моя пловчиха пьет кофе, а я сижу рядом, постепенно выкатывая грудь колесом – я с ней рядом сидела!!

Мы снова пересаживаемся с катерка на наше судно. Впереди горы. Одна из них гора Ловчен – символ и национальное достояние Черногории. Она находится далеко отсюда, но мы видим ее, так как она самая высокая.  Говорят, с ее вершины Jezerski vrh (Йезерски врх – опять скопление согласных!) видна вся Черногория, в том числе национальный парк Дурмитор и Скадарское озеро – то, что в этот раз мы не увидим. Там же находится мавзолей Петра Негоша, черногорского правителя, мудреца и поэта. А еще недалеко находится историческая столица Черногории – город Цетинье. Катастрофически не успеваем все это посетить! Видимо, в следующий раз… может быть…

Теперь снова плывем по заливу, Татьяна фотографирует живописные берега, соляные штольни, крохотные крепости и остатки крепостных стен на небольших островках и мысах. Необычно смотрится скалистый и покрытый растительностью остров Sveti Djordje (Свети Джордже) недалеко от города Пераст. Милош продолжат экскурсию из рубки судна. Мы проходим в носовую часть нашего моторного судна и обнаруживаем, что здесь лучше слышно Милоша, и очень хороший обзор впереди, притом мы здесь почти одни. Когда Милош делает перерыв и включает музыку, мы начинаем танцевать по привычке (в тренажерном зале между подходами мы всегда пританцовываем).
Господи, какая же здесь неземная красота! Иногда кажется, что земля и небо поменялись местами,  природные краски смешиваются – аквамарин с богатым травяным цветом, темно-зеленый с благородно-изумрудными просветами, небесная лазурь с сапфировыми разводами, нефритовые мазки на темно-оливковом фоне. Получается картина, написанная волшебной кистью, и дух захватывает от созерцания этой бесконечной  природной неповторимости и от сознания присутствия в ней!

Вот уж, правда, по Черногорскому побережью рассыпаны жемчужины природы. Следующая жемчужина Боко-Которского залива имеет и архитектурно-историческое значение. Это рукотворный остров Богородицы-на-Рифе (Госпа-од-Шкрпьела – язык сломаешь, пока выговоришь). По легенде в 15 веке рядом с городом Перастом на рифе недалеко от берега братья-рыбаки нашли чудотворную икону Божьей матери с младенцем и она, якобы, излечила одного из них от болезни. Горожане решили построить в этом месте остров, для чего укладывали вокруг рифа, торчащего из воды, старые корабли, нагружая их камнями. Кроме того, был издан указ, по которому все проходящие судна должны были бросить камень у рифа. На постройку ушло более 100 кораблей и 200 лет. На площадке образовавшегося острова в 1630 году была построена католическая церковь Богородицы-на-Рифе. Мы побывали на острове и посетили церковь. Она небольшая, уютная и очень почитаемая – я это всегда чувствую. Внутри церкви в алтаре, изготовленном из каррарского мрамора,  установлена та самая икона Мадонны с младенцем. На стенах храма на больших щитах висят серебряные (обетные) пластинки, подаренные моряками и рыбаками, спасенными в море благодаря молитвам Богородице-на-Рифе. На каждой пластинке выгравирована дата спасения того или иного судна. Стены и потолок украшают росписи известного художника эпохи барокко — Трипо Коколя, работавшего над своими творениями 10 лет. Потолок церкви выглядит грандиозно - не хуже, чем в любом художественном музее Европы. Картины разделены объемными рифлеными рамками, которые образуют своеобразный золоченый рисунок. В Перасте родилась новая традиция – невесты после свадьбы не кидают свои букеты в толпу девушек, а оставляют их в церкви на острове – это дар Божьей матери. По обеим сторонам алтаря на стенах висят высушенные букетики.

Из церкви мы поднимаемся на второй этаж в музей. Здесь довольно интересные экспонаты: старинные вещицы, фарфоровая посуда, первый в Черногории христианский крест 3 века н.э. Одна комната посвящена дарам посетителей церкви и жителей Пераста. В основном это картины и иконы. Здесь же выставлена изюминка церкви - знаменитый гобелен, который 25 лет вышивала некая Ясинта, ожидая своего то ли возлюбленного, то ли мужа, который отправился в длительное и опасное путешествие. Это тоже икона. Ясинта плела гобеленовую икону с помощью золотых и серебряных нитей, а также из своих волос. Волосы ангелочков женщина как раз вышивала своими волосами и тут хорошо прослеживается протяженность работы: сначала волосы теплого каштанового цвета, постепенно переходящего во все более светлый тон, и, наконец, совершенно белые. Как только работа была окончена, женщина ослепла. Конечно, всю информацию мы получали от Милоша. Он предложил нам самим закончить историю Ясинты. Я вылезла, как всегда, со своим неисправимым оптимизмом: она дождалась любимого и они были счастливы до самой смерти. Были и другие варианты, но Милош сделал свой вывод. Неважно, дождалась Ясинта своего моряка или нет, за годы кропотливого труда она научилась терпению, искусству и любви. Красивая история, но мне больше нравится моя версия.


Рецензии