Джозеф Филпот. Отчуждение и примирение

ОТЧУЖДЕНИЕ И ПРИМИРЕНИЕ
Джозеф Филпот (1862)

Кол.1.21-23

Раскрывая данный текст, я должен найти в нем четыре различных аспекта и кратко охарактеризовать каждый одним словом, чтобы произвести более четкое впечатление в вашей памяти.
I. Отчуждение: "Вы были отчужденными и врагами по своим злым делам".
II.Примирение: "Однако ныне примирены Его смертью"
III Представление: Чтобы представить вас святыми, непорочными и неповинными пред Собою».
IV. Постоянство. "Если будете стойки в вере... и не отойдете от надежды  благовествования, которое вы слышали".
I. Во-первых, давайте рассмотрим крайне болезненную тему, которой должны быть научены все, кто научен Богом - отчуждение. "И вы, кто были некогда отчужденными".
А. Попытаемся сначала отыскать значение этого термина, который используется апостолом для описания нашего состояния перед Богом по природе и практике. Что мы буквально понимаем под отчуждением или чуждостью? Эти два слова означают одно и то же, с более жестким или мягким оттенком: положение иностранца или пришельца в земле, на которую он не может притязать по рождению или наследованию. Можно заметить разницу между "чужим" или "иностранцем"; позвольте мне показать вам ее. Каждый иностранец в нашей стране является чужим, если он не натурализован, то есть не стал британским гражданином, отказавшись от верности своему суверену и приняв верность нашему. Также если урожденный англичанин поедет в Америку и откажется от верности нашему суверену, став гражданином Соединенных Штатов, то он отчуждается от своей бывшей страны и прежнего суверена,  и, как фактически произошло во многих случаях, его любовь может превратиться во вражду, и он может на самом деле бороться против страны, в которой он родился. В этом смысле, человек по своей природе не только иностранец, но отчужденный от Бога.
Был ли человека, однако, всегда чуждым Богу и врагом Ему? Всегда ли было это расстояние и разделение между ним и Богом? Нет, это не так. Разве не сказал Господь: сотворим человека по образу Своему, по подобию Своему? Разве, когда Он создал человека, Он не поместил его в саду всякого восторга и удовольствия, что и означает само слово Эдем? Разве Он не взглянул с небес и не нашел все дела рук Своих хорошими, а человека, как последнее из них, очень хорошим? Ибо к концу шестого дня человек стоял пред Господом созданным по образу Его, и Бог "увидел все, что Он создал, и вот, хорошо весьма", ибо конец творения поставил печать Божию на Его деле в целом. И когда, таким образом, Бог создал человека, тот имел сладкое общение с Ним в саду, в который Бог поместил его, ибо мы читаем, что Бог "ходил в раю во время прохлады дня" (Быт.3.8), как если бы Он пришел в прохладный вечер в сад, чтобы пообщаться лицом к лицу с разумным существом, которое Он создал. Тогда не было никакого ущерба в отношениях, никакой вражды, не было отчуждения. Бог и человек были друзьями, и, если можно так сказать, лучшими друзьями; ибо одна из сторон была благословлена, даруя, а другая - принимая.
Но увы, это благословенное состояние не продолжалось долго! Как долго оно было, мы не знаем, но, видимо, это был короткий период. Враг пришел украсть это счастье в саду, искуситель, некогда ангел света,  но теперь злодей, исполненный всякого коварства и злобы, которому Бог, в Своей непостижимой мудрости, допустил исполнить его адский замысел, сатана под видом змия смог искусить женщину; ей было разрешено соблазнить мужчину, который также не смог преодолеть искушение, и умышленно не подчинился повелению Бога, и, таким образом, с открытыми глазами ввел себя и весь будущий род человеческий в глубочайшую бездну греха и нищеты; все мы пали в нем. Это может показаться на первый взгляд странным, и некоторые называют это несправедливым; но мы были в нем как в нашем главе в завете, в чреслах его, как Левий был в чреслах Авраама (Евр.7.10), и таким образом, что он сделал, то и мы практически сделали в нем.
Писание ясно здесь - "одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, ибо в нем (я предпочитаю прямой смысл этой конструкции) всесогрешили... Ибо как преступлением одного смерть царствовала посредством одного, непослушанием одного сделались многие грешными" (Рим.5.12, 17,19). Я хотел бы прояснить это, и именно поэтому я намерен согласно Писанию проследить грех к его источнику.
Но что было следствием этого первородного греха, этого бунта и непослушания нашего прародителя? Отчуждение от Бога. В отношениях появилась зияющая трещина, и началось отчуждение. Те, кто когда-то были друзьями, теперь стали разделены, и, что было гораздо хуже, они стали врагами. И так широка, так глубока была эта бездна, что никто, даже Авраам не мог перейти ее, и Бог и человек не могли бы соединиться, если бы не вечная Божья цель любви и милости в человеку и не дело Его Возлюбленного Сына.
Но вы можете сказать: как это касается меня? Если Адам согрешил и упал, я не был в раю, как я мог помочь своему предку грешить против Бога? Я не был там, чтобы удержать его руку от запретного плода; почему же я, будучи невиновен, страдаю за это беззаконие?  Если человек сейчас совершает кражу или убийство, закон не наказывает невинных вместе с виновными. Но неужели вы полагаете, что у вас нет личных грехов и вы можете предстать пред Богом святыми и невинными? Нет, скажете вы, я не имею это в виду, поскольку я знаю, что я грешник". Но как вы стали грешником? Разве вы не видите, что семя греха было внесено сатаной в саму природу Адама, что это отчуждение было заложено сатаной в наше сердце, и как желудь, упавший в землю, вырастает в дуб, так грех вырос в нашей природе в большое дерево.
Но вы можете сказать: "Как мог один грех это сделать?". Но ведь капля сильного яда, скажем, стрихнина, может отравить целую бочку воды. Так грех распространился на тела и души всех потомков Адама, убивая в них Божественную жизнь и развращая нашу природу во всем. Но все-таки возникает вопрос: «Как это может добраться до нас?". Почему отчуждение, что сатана посеял в сердце человека через падение, может заразить всю человеческую расу? Но разве мы не читаем, что "Адам родил сына по подобию своему, по образу своему" (Быт.5.3). Падшие дети происходят от падших родителей. Таким образом, мы приходим в мир отчужденными от образа Божия, и это отчуждение наше неотъемлемое состояние, наш удел, наше несчастное наследие; это все, что принадлежит нам по праву во времени и в вечности.
1. Но посмотрим на последствия того, что значит быть отчужденным от образа Божия. Тот, Кто является Источником всяческого блаженства, не мог бы, даже если бы захотел, сделать отчужденное от Него существо по-настоящему счастливым; ибо отчуждение развивает грех, а грех есть отвращение к святости и ненависть к Божией справедливости.  Посмотрим же, как это состояние отчуждения от Бога продолжается, пока, наконец, не завершится в полном разорении. Мы приходим в мир отчужденными от образа Божия, ибо мы потеряли его в падении; мы возрастаем в отчуждении от Бога, и если мы умрем, таким образом, отчужденными, то что нас ждет, кроме вечной погибели от лица Его славы? Ибо нет никакого примирения или возрождения в могиле. Нет возможности прийти в состояние дружбы с Богом, когда дыхание оставит тело. Если мы умираем отчужденными от Бога, мы умираем под гневом Божьим.
2. Но посмотрим далее, что означает это слово для нас. В отчуждении от Бога мы отчуждены от познания Бога. Наш благословенный Господь в Своей ходатайственной молитве говорит: "Это есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и Иисуса Христа посланного Тобою». Поэтому отчуждение от познания Бога таково, что его неизбежным результатом становится смерть во грехе. Так говорит апостол язычников: "отчуждены от жизни Божией, по незнанию, что находится в них, из-за ожесточения сердца их" (Еф.4.18 KJV). Если познание Бога есть жизнь вечное, незнание Бога есть вечная смерть. Бог предлагает в Своем Слове познать Его и быть с Ним в мире, но от природы у нас нет никакого знания Бога и, следовательно, нет мира, ибо "нет мира нечестивым». Завеса невежества и неверия покрывает наше сердце (2 Кор.3.15), и, кроме того, сатана, бог этого мира, ослепляет наш разум и ожесточает нашу совесть, так что мы не видим свет и не хотим видеть его, потому что у нас есть внутреннее сознание того, что наши дела злы. Благодаря естественному свету совести и природной религии мы можем познать Бога в какой-то малой степени, как справедливого и святого Бога, Чьего недовольство мы боимся; но мы не можем знать его как Бога милости, благости и истины, ибо как Таковой Он не открылся нам, и мы, таким образом, не видели славу Его в лице Иисуса Христа.
3. Рассмотрим немного подробнее силу слова "отчуждение". Как говорит апостол, это прежде всего отчуждение от жизни Божией. Когда Господь начинает работу благодати в нашем сердце, Он делает нас причастниками новой, духовной и вечной жизни. Это жизнь в Иисусе как Главе завета, ибо Он является Главой Своего Тела, Церкви, и в возрождении Он сообщает от Своей полноты всем членам Своего мистического тела, в результате чего, поскольку они сделались причастниками благодати Его, они начинают жить с Ним и в Нем. Эта жизнь есть дар и дело Божие, и апостол называет ее Божией жизнью; это не значит, что она есть вечная жизнь Бога по Его сущности, которую Он имеет Сам в Себе как Самосущий Иегова, но жизнь в благодати, сообщаемая Им от Себя Своему народу.
Теперь в нашем естественном состоянии, мы отчуждены от этой жизни Бога, и чужды той жизни, которую мы имеем через веру в Сына Божия. Жизнь, которую мы имели в Адаме мы потеряли, будучи, как заявляет Писание, мертвы по преступлениям и грехам, и, таким образом, не в состоянии оживотворить наши собственные души. И мы не только чужды Ему, но отчуждены от Него, мы ненавидим и презираем Его, ибо, когда видим Его в других, мы смутно ощущаем, что наполнены горькой враждой и гордым презрением к Нему.
4. Но посмотрите чуть дальше.  Существует отчуждение от воли Бога, то есть Его явной воли, ибо тайную волю мы не знаем. Это воля, которую Он явил в Писании истины, и эта воля, которою мы пренебрегаем, сияет лучам святости, хотя эта последняя и не может влиять на невозрожденное сердце. Но этот совета, которого достаточно, чтобы осудить нас, недостаточно, чтобы убедить, хотя мы часто видим и чувствуем волю Божию как противоположную нашей.  Тем не менее, хотя мы видим отчуждение нашего сердца от этой воли, мы полны решимости иметь свой собственный путь и идти по нему, чего бы это нам не стоило. По сути, это глубочайший бунт. Именно поэтому у нас может не быть подчинения воли Божией в скорбях, и нет желания знать Его и исполнять Его волю, хотя наши уста могут тщетно вопиять: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
В. Но есть в нас и нечто еще хуже, чем это. То, что мы живем и умираем чуждыми Богу, обеспечивает нашу погибель, ибо как может получить обитель на небесах тот, кто отчужден от образа Бога, знания Его, Его жизни и Его воли? Но есть еще более страшное и более фатальное состояние, чем это. Когда сатана бросил семя греха в человеческий ум и укоренил его там, он внес в нас яд еще более сильный и глубоко действующий, чем просто отчуждение - а именно вражду. Одно это слово, кажется, может измерить высоту восстания человека и глубины падения человека, который, как заявляет наш текст, враг Богу по злым делам своим. Все грехи человеческие - не более чем пылинки в солнечном луче по сравнению с этим гигантским грехом вражды против Бога. Человек может быть распущенным плотски, он может грешить против своего ближнего, грабить, угнетать, убивать его. но если такие грехи справедливо осуждаемы по законам Бога и человека, все же, если смотреть в духовном свете, что они по сравнению с ужасным, проклятым грехом вражды против великого и славного Величества небес?
 Это грех, который живет за гробом. Многие грехи, хотя и не их последствия, умирают вместе с телом человека, потому что это телесные грехи. Но это грех, который идет в вечность с ним, и вспыхивает, как могучий вулкан из самых глубин бездны. Это грех бесов, и потому он связывает виновного рядом с ними в одних и тех же вечных узах, и обрекает его на то же место мучения. Сама мысль об этом ужасает, хотя в своей нечистой совести мы чувствуем порой, что это правда. О невыразимая вражда сердца против Бога живого! Я и вы в нашем естественном состоянии должны быть врагами Бога, ибо наш плотской ум, который является по сути нами самими, ибо это весь тот плотской образ Адама, с которым мы родились, не только делает нас враждебными Богу, но сам является враждой, что гораздо хуже и глубже, и потому отчаянно и неизлечимо,  потому что враг может примириться, но вражда никогда! Как же погибельно и страшно наше состояние и дела, и это касается любого человека, если он остается в этом мире не изменившимся, невозрожденным!
Если бы человек, чуждый Богу по своим знаниям, мысли и воле, мог после смерти подняться в присутствие Божие на небесах, то что он мог или стал бы делать там? Бог стал бы ему еще более чуждым, чем на земле, после того как он встретил бы Его лицом к лицу. Небесная святость - это счастье, но для кого? Для тех, кто может пользоваться его плодами. Какое счастье на небесах испытал бы тот, кто незнаком с этой святостью, без которой никто не увидит Господа? Что было бы делать вражде в сферах вечного мира и любви? Что значило бы для врагов Бога блаженство в Нем? Могли бы они петь песни хвалы в сладкий унисон с Его друзьями? Когда гордость вместе с сатаной вошла на небеса, он был изгнан вместе с нею. Как вражда войдет туда? Если бы это было возможно, само небо превратилось бы в ад.
С. Но продолжим далее углубляться в этот текст, раскрывающий глубокую и тесную тайну вражды против Бога. Посмотрим, где эта вражда и как она работает в нашем сердце, ибо это самое худшее, что в ней есть. Если бы она была только в теле или только в уме, ее можно было бы отсеять. Можно выполоть в саду сорняки и даже крепкий чертополох, но что мотыга сделает с дубом, ушедшим корнями глубоко в почву? Можно отрезать больной палец, но что сделаешь с полными язв легкими? Если бы эта вражда была лишь болезнью ума, ее можно было бы изгнать. Но весь наш ум полон ею, она заражает наше дыхание и кровь; что можно с ней сделать, если мы заражены до мозга костей? Человек, который сам на последнем издыхании, не вылечит себя, а тем более других. Ясно, что ничто, кроме могущественной силы Самого Бога, никогда не превратит этого врага в друга. Но даже сила самого Бога не может уничтожить вражду плотского ума, потому что мы уверены, по Его собственному свидетельству, что плотские помышления "закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим.8.7). Они должны умереть с нашими телами, если, конечно, мы хотим подняться в утро воскресения, чтобы увидеть Бога как Он есть, и стать сообразными Его славному образу. Пусть же зло плоти станет достоянием червей навсегда сгниет и погибнет в могиле, в которой даже наши кости должны превратиться в прах.
D. Но посмотрите и на другое выражение нашего текст: по злым делам. Мы видим, что эти дела есть лишь проявление нашей вражды против Бога. Это не мертвая вещь в сердце, не просто тихое, пассивное чувство, которое лежит неподвижно, как камень; но это проявляется в "злых делах" в осуществлении целей и намерений плотского ума в явных и неизбежных действиях. Вы знаете, как силен этот бунт. Мысли и слова могут быть мятежными, но злые дела есть настоящее восстание, и тот, кто не видит извинений для греховных дел, ежедневно совершаемых им, или даже помнит, что он сам сделал по плоти, поймет, что его плотские помышления всегда проявляются в этой горькой вражде.  Если бы мы возлюбили Бога по своей природе, мы бы исполняли Его волю и Его слово. Но если мы презираем Его волю и не подчиняемся Его слову, это явно доказывает, что мы не любим Его и даже не боимся Его, но на самом деле ненавидим Его.
Но я не буду больше останавливаться на этой мрачной теме, на этой печальной демонстрации человеческого зла и несчастья, хотя нам необходимо знать это для себя, чтобы мы вкусили эту горькую чашу в нашем собственном самом болезненном опыте, с которым мы можем познать сладость чаши спасения, когда она преподносится нашим устам по свободной и суверенной благодати.
II. Наш следующий пункт - это примирение.
Как сладко это слово, когда оно падает на слушающее ухо пробужденного грешника и силой Божьей приносится в верующее сердце! Первое действие благодати на душу - обличить нас в наших грехах ; и поскольку Господу Духу угодно обличить нас в грехе, Он постепенно открывает наши тайные комнаты и показывает нам, насколько мы по природе чужды Богу и благочестию, какие мы враги Его по своим злым делам, возлагая на нас вину этого отчуждения и вражду совести.
Но вместе с этой работой обличения в применении закона к совести та же Божественная сила зажигает тайное стремление к Богу, тоску по милости от Него и примирению с Ним. Большая ошибка думать, что в первых отношениях Бога с душой не ощущается ничего, кроме осуждения и вины. Обличенному грешнику может показаться, что это так, потому что его разум слишком темен, чтобы ясно читать написанное Богом на его совести; но это еще не все сомнения, страх и рабство. В большинстве случаев, поскольку я не отрицаю, что могут быть исключения, Господу бывает угодно время от времени смягчать и растапливать сердце, возбуждать тоску по примирению, и стремление выйти из того состояния похоти и смерти, в котором закон находит нас. Дух Божий производит это стремление к прощению и миру, изливаясь на душу как Дух благодати и мольбы. "Они придут с плачем, и со стенаниями Я поведу их" (Иер.31.9).
Так было и со сборщиком налогов в храме, с блудным сыном в притче, с разбойником на кресте. Осуждение греха и молитва о милосердии в их случаях шли рука об руку. Таким образом, примирение становится самым приятным звуком для сердца, которое может, будучи научено и руководимо Богом, придерживаться любого пути или плана, с помощью которого оно может войти в состояние дружбы с Богом. Ум может быть очень темным, неверие может преобладать, совесть может быть полна вины, большие сомнения и страх могут овладеть душой, чтобы вся внутренняя работа Духа была окутана густой тьмой. Тем не менее, сквозь всю эту густую тьму лучи Божественного света время от времени будут освещать разум либо при проповеди Евангелия, либо при чтении Священных Писаний, либо посредством мягких движений Духа в сердце в тайной молитве.  Но все эти внутренние ощущения - «веревки любви и узы людей" есть то, посредством чего Господь влечет душу в дружбу с Самим Собой; ибо Его собственные слова таковы: «Я любил тебя вечной любовью; поэтому Я привлек тебя любящей добротой» (Иер.31.3 KJV). Это побуждает нас более подробно рассмотреть, что такое это примирение, открытое в Слове истины и в верующем сердце.
А. Примирение в своем изначальном возникновении и зарождении было свободным, добровольным, спонтанным действием со стороны Бога. Он никогда не советовался с разумом человека или ангела по этому поводу и ни в малейшей степени не позволял Своему замыслу зависеть от воли того или другого. Он не разработал плана, в котором он позволил бы твари поделиться мудростью плана с Самим Собой. Это было замыслено в вечности Им Самим и только Им Самим в Своей Троице Лиц, но в Единстве Сущности; и когда это было запланировано, было предписано в вечном завете, который, как особо закрепленный между Отцом и Сыном, назван в Священном Писании «советом мира между ними» (Зах. 6.13 KJV). На небесах был заложен план, там был установлен вечный указ, там неизменно определялся способ его исполнения. О, какой это был план и замысел! Это было не что иное, как то, что дорогой и единородный Сын Божий должен был прийти в этот мир, взять нашу природу в союз с Его собственной Божественной Личностью и Божеством, и в той природе, которая благодаря этому теснейшему союзу лично стала Его собственной, пострадать, истечь кровью и умереть за нас и вместо нас.
Но вы можете сказать: «Зачем  все это было нужно ? Разве Бог не мог простить человека без этой жертвы? Нужно ли было, чтобы Его собственный Сын умер, чтобы человек мог спастись?» Что наш Господь сказал своему Отцу в саду? «О мой Отец, если возможно, позволь этой чаше миновать меня - тем не менее, не как Я хочу, но как Ты». Божьей волей было, чтобы его Сын взял чашу печали и смерти и выпил ее до дна. Вы думаете, что молитва Христа в его агонии не побудила бы Отца придумать какой-то другой путь, если бы этот путь был возможен? Нет! не было, не могло быть иного пути, как верно говорит Харт, «потому что грех прощать без крови - никогда в Его природе не бывало».
Итак, насколько мы просвещены на основе Священного Писания истины, чтобы заглянуть в разум Бога, у человека не было возможности спастись без полного и адекватного искупления, без полного соблюдения закона, без искупления крови, которая должна была быть пролита и доставить совершенное удовлетворение. Но все это могло быть сделано только благодаря тому, что Сын Божий стал плотью и страдал ради нас. Мы должны довольствоваться этой верой, потому что наш разум не может проникнуть в эту небесную тайну; и когда мы введены в это учением свидетельством Благословенного Духа, мы не только будем довольны своей верой в это, но с благодарностью получим то, что Бог так щедро дает.
В. Однако, если присмотреться к этой небесной истине, открытой в Священных Писаниях, мы можем провести различие между примирением, совершаемым Кровью Христа, и примирением, явленным Божественной силой в сердце. Это две разные вещи, хотя и тесно связанные; и, по сути, последнее полностью вытекает из первого. Таким образом, Христос своей смертью на кресте примирил Своих людей с Богом, потому что он претерпел вместо них то наказание, предназначенное им за их беззакония. Так говорит апостол: «И примирить обоих с Богом в одном теле крестом» (Еф. 2.16.) "Когда мы были врагами, мы примирились с Богом смертью Его Сына» (Рим. 5.10); и также: «И заключив мир кровью креста Своего, чрез Него примирить все с Собой» (Кол. 1.20); «И все от Бога, Который примирил нас с Собой через Иисуса Христа». (2 Кор.5.18). Я цитирую эти отрывки, так как я хочу глубоко запечатлеть в ваших умах, что примирение с Богом для  нашей личности,происходит полностью через искупительную кровь Агнца.
Но есть еще одно примирение, не нашей личности, но наших сердец, о котором апостол говорит: «Мы просим вас от имени Христа примириться с Богом» (2 Кор. 5.20 KJV). Он не может иметь здесь в виду примирение людей лично, поскольку, по его словам, это уже было сделано, когда Бог примирил нас с Собой кровью на кресте; но он имеет в виду то внутреннее примирение сердца и привязанностнй, которое происходит в результате применения искупительной крови к совести, как мы находим это конкретнее в другом месте: «В Ком мы теперь получили (то есть внутренне и опытно) искупление»; как мы читаем на полях, это правильный перевод «примирение».(Рим. 5.11). Эти две вещи следует тщательно различать, потому что нет истинного мира совести, пока мы их смешиваем.
C. Но поскольку я показал вам примирение наших личностей, я постараюсь показать вам примирение нашего сердца.
1. Первый шаг к этому - примирение совести.  Мы знаем, до боли знаем, что такое угрызения совести. Эту совесть Писание называет "порочной" или «нечистой» (Евр. 10.22) не потому, что она сама по себе зла, а потому, что она свидетельствует нам о зле. Пока эта совесть не очищена кровью Христа, сердце не примирится с Богом. Поэтому апостол говорит: «Тем более кровь Христа, Который через вечного Духа принес Себя непорочным Богу, очистит вашу совесть от мертвых дел для служения Богу живому». (Евр. 9.14.) Поэтому мы не можем «приближаться к Богу с искренним сердцем, с полной уверенностью в вере», пока наше сердце не будет «очищено от порочной совести». (Евр. 10.22.) Но когда кровь кропления, который говорит лучше, чем кровь Авеля, таким образом очищает совесть от вины, скверны и мертвых дел; когда вина за грех устранена и прощение провозглашается, тогда любовь к Богу изливается в сердце, а Его милость открывается душе. Эта совестью теперь получает примирение, поскольку больше нет закона, гнева и страха, порождающих вражду и разделение.
2. Но дальше идет примирение сердца и привязанностей.  «Сын мой, отдай мне свое сердце». (Прит. 23:26.) «Крепко сердце мое, Боже, крепко сердце мое; буду петь и восхвалять». (Пс.57.7.) «Возлагайте свои привязанности на то, что выше, а не на то, что на земле» (Кол. 3.2 KJV). Но наши сердца и привязанности по своей природе отчуждены от любви Божьей, постоянно блуждая за чужим, они идут за идолами и ищут удовлетворения в земных вещах.Таким образом, эти наши чувства необходимо примирить, то есть привести домой, собрать их в лоно Господа, заставить течь в сладкой гармонии с любовью Бога, чтобы они могли быть сосредоточены там, где Иисус сидит одесную Бога. Но это примирение привязанностей проникает в душу только вместе с любовью к Богу, изливаемой в сердце. Любовь порождает любовь. «Мы любим Его, потому что он первым полюбил нас». «Любовь Христа объемлет нас». Таким образом, когда Господу угодно заронить в душу чувство Его благости, любви и милосердия, это побуждает нас горячо любить Его чистым сердцем. Без некоторой доли этой небесной любви всякая религия - всего лишь задание и бремя, утомительное служение раба, а не любящее послушание ребенка. Но «любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Тот, кто не любит, не знает Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4.7-8). Блажен тот, кто может сказать: «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь; и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в Нем» (1 Иоан.4.16).
3. Но, как необходимое последствие этого, следующим будет примирение нашей воли, того мощного принципа ума, который Беньян хорошо называет «господином», ибо, это действительно господин - или госпожа - всех способностей, или, используя другое образное выражение, движущая сила души и тела. Но в естественном состоянии эта воля, со всей своей силой и мощью, со всем поездом, который она покорно тащит, прямо противоположна воле Бога. Бог любит то, что она ненавидит; что любит Бог, она ненавидит. И поскольку это будет влиять на наши слова и действия, то, что Бог запретил нам как говорить, так и делать, мы говорим и практикуем. Таким образом, в этом состоянии наша воля и воля Бога полностью расходятся. Но какое примирение может быть с Богом внутренне, в чувствах, на опыте, если наша воля противоречит Его воле? Чтобы быть единым целым, они должны быть сближены, взаимно гармонизированы друг с другом; и поскольку наша воля по своей природе зла, Бог не может и не будет менять Свое добро на наше зло. Поэтому наша воля состоит в том, чтобы раствориться в воле Бога, иначе мы не будем едины с Богом и не примиримся с Ним полностью.
Но поскольку я не могу сделать это сам, мне нужна сила, которая должна быть вложена в мою душу, чтобы примирить мою волю с волей Бога, и это возможно и может быть сделано только по благодати Духа, показывающей мне, в чем заключается воля Божья, и сдерживающей меня всеми благочестивыми мотивами подчиниться Ему. Но Его воля во многих случаях может очень противоречить моей. Путь, по которому мне, возможно, придется идти, может быть тернистым, путем бедствий, искушений и глубоких несчастий; и могут постоянно происходить вещи, которые могут очень расстравивить и раздражать мой естественный нрав, унижать мою гордость, терзать мою плоть и ранить мои чувства. Как же тогда, в этих болезненных обстоятельствах, когда мой плотский ум все еще остается прежним, поскольку он был полон вражды и непокорности, моя воля подчинится Богу и Его воле?  Силой Его вседостаточной и всемогущей милости, растворяющей мою волю в подчинении Ему!
Это невозможно? Часто так кажется. Но разве Господь не сказал Своему апостолу: «Достаточно для тебя благодати Моей» (2 Кор.12.9 KJV). А разве этой благодати нам не достаточно? Несомненно, если Господь требует это. Таким образом происходит примирение нашей воли даже с невзгодами, бедами и тернистым путем скорбей, по которому Господу угодно вести Своих святых. Но когда их воля таким образом примиряется с волей Бога, тогда они видят, что путь, которым Он ведёт их, является правильным, хотя и труднопроходимым, поскольку он ведет их к тому «городу, у которого есть основание, и чей Строитель и Создатель - Бог".
Я расширил эти моменты, чтобы более ясно показать вам, что примирение имеет два очень разных аспекта, которые мы должны тщательно разделять, иначе мы впадем в печальную путаницу, так как мы будем смешивать «работу Христа на кресте» с «действием Святого Духа на сердце». Таким образом, происходит примирение наших личностей Кровью Агнца и примирение нашей совести, сердца и воли внутренними действиями Духа Божьего, особенно в том, что раскрывает Христа, делает Его драгоценным и ограничивает нас  с каждым Божьим принуждением двигаться, ходить и действовать в страхе и любви Божьей.
В нашем тексте апостол говорит главным образом о примирении наших личностей . Это является и всегда должно быть основой другого; потому что это произошло только потому, что Христос примирил нас с Богом в теле Своей плоти, приняв нашу природу в союз со Своей собственной Божественной Личностью, предложив это чистое и священное человечество на кресте, а затем умер как жертва оскорбленному правосудию Бога, чтобы любое раскрытие милосердия могло течь в сердцах, любой мир мог быть испытан в совести, или любая любовь могла быть раскрыта в силе для души.
Но обратите внимание в связи с этим, как крест Христа, кровь Агнца, открывает путь подлому грешнику приблизиться к Богу. Ни один из его грехов, если ему дано поверить во имя Единородного Сына Божьего, не будет засвидетельствован против него; все они брошены за спину Бога, все смыты в источнике Его искупительной Крови, все покрыты одеждой праведности Эммануила. «Итак, теперь нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе, живущим не по плоти, но по Духу». (Рим. 8.1) Но когда мы чувствуем наше потерянное, негодное состояние и с верой получаем познание Крови и праведности Христа, мы хотим наслаждаться милостью, жить под сладкими проявлениями благодати, хотим,  чтобы наши души были подчинены действию Духа, открывающего эти вещи с помощью Божественной силы и запечатлевающего их в сердце Своим освобождающим, спасающим и освящающим влиянием. Таким образом, примирение Кровью Агнца - это не бесплодное учение или сухие размышления, это не просто статья здравого вероучения, которое мы можем получить на основании свидетельства Писания, но истина, несущая всякую благодать, дерево, наполненное плодами Евангелия, источник всей внутренней и внешней святости.
Чем больше мы знаем о том, что Иисус Христос примирил нас с Богом и приблизил к Нему кровью Агнца, чем глубже мы понимаем тайну креста, тем больше свободы доступа к Богу мы испытаем и тем больше мы будем радоваться в надежде на Его славу. Если человек смотрит на эти вещи как на простую догадку, это ясно показывает, что он не находится под учением Духа. Если бы Дух внес Кровь креста в его совесть и любовь к Богу в его душу, он ощутил бы блаженство этих небесных истин и нашел бы в них самый милостивый и благословенный источник жизни и мира в своем сокровенном духе.
III. И теперь следующее - представление: "представить вас святыми". Все мы должны однажды предстать перед судом Божьим. Но как мы будем стоять перед этим судом? В нашей собственной праведности или в праведности Христа? Вы знаете, каков был конец того гостя, которого застали на свадебном пиру без свадебного платья. Вы помните слова, которые произнес хозяин пира: «Свяжите его по рукам и ногам, возьмите и брось во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Таков будет приговор Хозяина дома всем, кто предстает перед Богом без брачной одежды. Но наш благословенный Господь, как сказано в нашем тексте, представляет Свой народ «святым, непорочным и непоколебимым в глазах Бога».
А. Если мы рассмотрим немного более внимательно эту Божественную тайну представления, мы можем сказать, что в трех разных случаях Господь таким образом представляет Свой народ перед Богом.
1. Когда Его народ впервые явился в нем как избранные члены Его мистического тела, перед глазами Бога была представлена Церковь, которая будет сиять во всей своей красоте и блеске в своем будущем прославленном состоянии. Таким образом, она была прекрасна в Его красоте (Иез. 16.14); прекрасна этой красотой («Да пребудет с нами красота Господа нашего Бога», Пс.90.17 KJV); свята Его святостью («Ибо и Освящающий, и освященные суть одно», Евр. 2:11); и совершенна в Его совершенстве («Чтобы они могли быть совершенны в одном»).
2. Снова, когда Он умер на кресте, воскрес из мертвых, взошел на высоты и сел по правую руку от Отца как ее Глава, Представитель и Поручитель во дворах блаженства, тогда в мистическом смысле Вознесенный Спаситель представил свою Церковь перед глазами своего Небесного Отца, омытую от всего ее загрязнения в источнике Его драгоценной Крови и оправданную вменением Его совершенного послушания. Говоря об этом, Писание особенно настаивает в истине, столь благословенно приложенной к нашему нынешнему состоянию, когда мы чувствуем себя оскверненными грехом. Да, даже сейчас святые могут иногда петь: «Тому, Кто возлюбил нас и омыл нас Своей Кровью от наших грехов» (Откр. 1.5). Также говорится, что святые «омыли свои одежды и убелили их кровью Агнца». (Откр. 7.14.) Таким образом, в мистическом смысле, наш благословенный Господь представил Свой народ, когда он поднялся на высоту перед очами Отца, омытым Его кровью и облеченным в Его праведность, чтобы Его люди явились в Нем без пятна или изъяна.
3. И затем наступит это венчающее дело в великий день, когда Он представит их перед престолом Своего Отца во всех красотах святости , не только как искупленных Его Кровью, но как освященных Его Духом, славных душой, как совершенно святых и славных телом, как Его прославленный образ. Тогда Он сможет сказать своему Небесному Отцу, представляя их таким образом во славе: «Вот Я и дети, которых Ты мне дал».
В. Но поскольку в нашем тексте говорится о представлении как о следующем после примирения, несомненно, именно это последнее имеет в виду апостол, когда он говорит,  что Христос хочет «представить вас святыми и непорочными в Его глазах». Похоже, что здесь он также направляет наши мысли к двум различным способам, которыми народ Божий должен быть наконец представлен перед престолом Всевышнего. Кажется,  первый способ рассматривает внешнее, а второй - внутреннее состояние Его людей.
1. Их внешнее состояние. Во-первых, они должны быть представлены «непорочными и непоколебимыми». Я понимаю под этими словами их полное оправдание перед престолом Божьим в великий день. Подумайте только, в каком состоянии должен находиться человек телом и душой, чтобы Божий глаз не видел в нем недостатков, когда в Его глазах небеса нечисты и Он обвиняет и Своих ангелов? Кем должен быть этот человек или в каком состоянии он должен стоять, чтобы быть абсолютно невиновным перед глазами бесконечной Чистоты? Несомненно, ни один человек не может иметь смелости думать, что он может предстать перед Богом таким образом без обвинений в собственном послушании. Разве вы, самый темный и самый невежественный из вас, не имеете достаточного света убеждения в вашей совести, чтобы сказать это, так что даже вы, не имеющие Божественного учения, достаточно убеждены в грехе, чтобы это заставило вас бежать к некоему  представлению о Божьей милости и надежде на нее?
Как же тогда может любой человек, имеющий свет жизни в своей груди, хотя бы на мгновение подумать, что он может предстать перед престолом всевидящего Бога, непорочным и непоколебимым, если ему придется стоять там в своей собственной праведности? Нет! Ни один человек никогда не сможет выдержать пристального внимания справедливого и святого Бога, если его собственные добрые дела - его единственное признание. Только омытые от всех наших грехов Кровью Агнца, только облеченные в Его безупречную праведность, мы можем стоять перед престолом, как говорит Иоанн, «без вины». (Откр. 14.5) Самый святой человек на земле должен утонуть под гневом Божьим, если у него нет ничего другого, кроме послушания собственных рук.
2. Их внутреннее состояние. Но апостол употребляет выражение «святой», насколько я понимаю, не только в смысле освящения в силу союза со Христом, как «освящение, что Бог сотворил нам», но также и в смысле той внутренней святости, которая совершается в сердце по благодати Духа. В этой же главе апостол призывает нас «благодарить Отца, сделавшего нас пригодными для наследия святых во свете». Таким образом, мы видим, что Церковь стоит не только во внешней красоте, украшенной брачным одеянием Христовой праведности, но и во внутренней красоте, и это красота, освященная Его Духом. И то и другое выражено в словах Псалма: «Дочь царя вся величественна внутри; одежды ее вышиты золотом» (Пс.45.13 KJV). Одежда из золота - праведность Христа; внутренняя слава - это ее совершенное освящение Духом. Это «красоты святости», в которых она появится (Пс.110.3).
Таким образом, мы также находим апостола, соединяющего оправдание и освящение: «Но омылись, но освятились, но вы оправдались именем Господа Иисуса и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6.11.) Без этой внутренней святости нет входа во дворы блаженства, ибо без нее мы не годимся для них. Может ли птица жить в воде или рыба в воздухе? Воздух - это стихия птицы, вода - стихия рыбы; но каждый умирает вне своей стихии. Итак, невозрожденный, неосвященный грешник не может жить в присутствии Бога. Сама яркость и великолепие, бесконечная чистота и невыразимое величие Бога Небесного убили бы его; поразили как тысячей молний!
Но даже у того, кто действительно боится Бога, может возникнуть вопрос: «Подхожу ли я для небес? Я не чувствую себя таковым; я не свят, но развращен и мерзок». Теперь мы должны помнить, что в этой нынешней жизни наша святость несовершенна; она несовершенна не по своей природе, а по своему развитию. Сразу же, когда Святой Дух насаждает Божественную жизнь в душе, она пригодна для небес, потому что в этой Божественной операции Он передает семя совершенной святости. Разве не так было с разбойником на кресте? В тот самый день, когда Святой Дух оживил его душу, он был со Христом в раю, Святым Духом сделанный таким же совершенным, каким он всегда будет.
Мы, видимо, можем сравнить это семя святости с семенем в шелухе. Семя прорастает и разрастается, но все еще окружено шелухой. Но когда шелуха отваливается с телом, падающим в могилу, тогда то семя святости, которое насадил благословенный Дух, распространится по всей душе, проникая везде и, так сказать, полностью освящая каждую способность. И, наконец, когда тело воскреснет во славе из могилы в утро воскресения, и душа, и тело будут совершенно святыми, поскольку оба они будут полностью соответствовать славной человечности Господа с небес. Затем наступит славное представление святых Бога перед престолом Отца без пятен, пороков или чего-либо подобного.
IV. Теперь к нашему последнему пункту, который я назвал стойкостью: «Если вы стоите в вере, основанной и утвержденной, и не отступите от надежды Евангелия, которое вы слышали».
А. Насколько это личный призыв - насколько прямолинейный вызов! "Если вы стоите".  Всякая религия должна быть личной. Вы можете иметь веру - ваша вера меня не спасет . У меня может быть вера - моя вера не спасет вас . Я должен жить сам; я должен умереть сам. Моя религия, чтобы спасти мою душу, должна быть единой, созданной в моем сердце силой Божьей. Ваша религия, если она предназначена для спасения вашей души, должна быть произведена в вашей душе той же Божественной силой. Итак, вот доказательство ее - постоянство. «Тот, кто претерпит до конца», и только он спасется. Если у вас есть вера избранных Божьих, если это всего лишь горчичное зерно, вы уже спасены в Господе Иисусе Христе  вечным спасением. Но если вы откажетесь от своего исповедания, откажетесь от своей религии, уйдете в мир, впадете в заблуждение, откажетесь от того, что вы любите, и снова вернетесь, как собака, к своей блевотине, и, как свинья, которую вымыли, будете валяться в грязи, что это докажет? Что святой Божий отпал и погиб? Нет! но что вы не святой; что вы действительно никогда не получали истину в любви к ней через научение и свидетельство благословенного Духа; что ваша вера - это не вера избранных Божьих, а просто естественное убеждение вашего разума, простая доктринальная спекуляция. Ибо, если бы вы обладали истинной и живой верой, «концом» ее было бы, как заявляет Петр, «спасение души вашей» (1 Пет.1.9).
Таким образом, это причина того, почему Писание уделяет такое внимание терпению и стойкости, не для выражения каких-либо сомнений в том, что истинный святой Бога будет настойчивым до конца, а для того, чтобы показать, что там, где нет этой стойкости, там и вера не дар или дело Божье, а просто «естественная вера» в слово истины, без какого-либо приложения его в силе к сердцу. Таким образом, стойкость веры, и сама эта вера, которую я описал как дар и дело Божье, является доказательством ее реальности.
Но иногда в прошлом мы можем надеяться на будущее. Может быть, прошло много лет с тех пор, как Господь впервые призвал вас по Своей благодати. Что позволило вам стоять в Его деле по сей день? Как ваша вера сохранилась среди стольких искушений и испытаний, такого большого внутреннего и внешнего противостояния, стольких сражений вовне, стольких страхов внутри? Вы хорошо знаете, что вы все еще стоите не благодаря собственным усилиям, но по чистой благодати Божьей. «Получив помощь от Бога, я пребываю до сего дня» (Деян. 26.22), - было свидетельством Павла и будет им всех, кто имеет его веру и его наследие.
В. Но заметьте также, что апостол говорит об их "обоснованности" и "утверждении", то есть о вере, которую они не только исповедовали, но и реально обладали ею. Слово "обоснованность" означает твёрдое основание. Бог заложил основание на Сионе, в Личности Своего дорогого Сына. Следовательно, быть «обоснованным» или "основательным" - значит прочно опираться на этот фундамент; не для того лишь, чтобы просто стоять на нем, но для того, чтобы прочно стоять.
Слово "особенно", кажется, означает такое положение на фундаменте, что его нельзя сдвинуть с места. Вы знаете, что здание, скажем, мост, должно осесть, прежде чем у нас будет какая-либо гарантия, что оно устоит. Когда строительные леса для арки убирают, архитектору приходится беспокоиться о том, насколько хорошо мост осядет и насколько.
Итак, по благодати - люди, имеющие исповедание, кажутся хорошо идущими, полны рвения и серьезности. Но давайте подождем и посмотрим, устоят ли они против преследований, искушений, силы греха, развращения своего сердца и уловок врага. Рано или поздно все рухнут, кроме тех, кого Господь держит своей могучей силой через веру ко спасению. Таким образом, блаженство живой веры в том, что Господь непременно продолжит начатую им работу. Но как важно проверять себя, находимся ли мы в вере и стоим ли мы в ней благодаря постоянным действиям Святого Духа прочно и основательно на Скале веков!
В. Но апостол добавляет еще одно доказательство того, что мы находимся среди тех, кого Господь представит святыми, непорочными и непоколебимыми в очах Божьих, которых «нельзя оторвать от надежды Евангелия, которое они слышали". Евангелие, когда оно становится силой Божьей ко спасению для верующего сердца, превозносит то, что Писание называет «доброй надеждой через благодать».
Многие годы вы слышите Евангелиеиз моих уст. Я желаю проповедовать Евангелие и ничего, кроме Евангелия, и, если такова воля Бога, со Святым Духом, ниспосланным с небес, чтобы это могло сопровождаться Божественной силой для вашей души. С Божьей помощью и благословением, пусть я никогда не откажусь от этого, но буду проповедовать Евангелие, все Евангелие и ничего, кроме Евангелия, слышите вы или нет. Но когда вы приняли Евангелие как весть от Бога , это было сладким звуком в вашем сердце, потому что оно пришло не как слово человека, но как слово Божье, "в силе и в Святом Духе и с большой уверенностью". Вы видели и чувствовали его свободу, его сладость, его блаженство, его силу, ибо временами оно разбивало ваше сердце, плавило вашу душу, смягчало ваш дух. С ним пришли прощение и мир, свет, жизнь, свобода и любовь; и, таким образом, когда вы приняли и почувствовали силу Евангелия в своей душе, это позволило вам бросить якорь за завесу.
Так вот, если вы когда-либо ощущали эту силу в своем сердце, вы никогда не должны «отходить от надежды Евангелия»; то есть из надежды в вашей душе, которую таким образом возвысила сила Евангелия. Какие бы искушения ни нападали на вас, какие бы сомнения или страхи ни беспокоили вас, никогда, никогда не оставляйте свою надежду. Могущественной силой Бога, несмотря на каждого врага и каждый страх, вы должны по-прежнему верить против неверия, по-прежнему надеяться против отчаяния, по-прежнему любить, несмотря на холод, тьму и смерть. Но вы говорите: «Я не могу этого сделать, как и кто-либо из нас, потому что я бедное, беспомощное создание». Мы все тоже; но сила Христа превосходит слабость. «Каков твой день, так и будет твоя сила». Ибо помните, что если вы не стоите в вере основанной и утвержденной,это докажет, что вы никогда не получали ее со властью.
Но если вы продолжаете это делать, это дает вам благословенное свидетельство того, что вы, которые когда-то были отчуждены, теперь примирились с Богом. И если вы сможете поверить в это и почувствовать это утешение, это укрепит вас в ожидании того благословенного дня, когда Христос представит вас своему Небесному Отцу, не бедного, немощного, жалкого грешника, как сейчас, но облаченным в Его совершенную праведность, с телом, не похожим на ваше настоящее, ослабленное болезнью, возрастом и окруженное немощью, но воскресшим силой Божьей и полностью соответствующим образу прославленного человечества Его дорогого Сына.
Если эти вещи тепепь устарели, они должны оставаться такими, потому что у меня нет новых доктрин, которые я мог бы выдвинуть; если они стары, Господь может вскоре сделать их новыми, приложив их с новой силой к вашей душе, потому что Он посылает Свой Дух и обновляет лицо земли. Для моего собственного спасения и утешения мне не нужны никакие новые доктрины, но я действительно хочу больше ощущать их силу и день за днем все больше и больше жить под их влиянием. И как я надеюсь жить, так и я надеюсь умереть благодаря этим учениям. Я не буду желать ничего другого на смертном одре, кроме сладкого переживания Божьей любви, милосердия и истины, которые поддержат меня, когда мои глаза закроются, а сердце и плоть откажут. Затем, чтобы найти здесь Господа, силу моего сердца и мою благословенную долю в будущем, я буду готов отдать Ему мой уходящий дух. Итак, я рекомендую вам это Евангелие от всего сердца. Вы не можете сказать, что не слышали это из моих уст. Господь благословит это в вашей душе и запечатает  Своей небесной силой на вашей совести.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии