Конкуренты поволжских мукомолов

   К началу 1880-х гг. широкую известность обрела продукция купцов Башкировых, которые почти что в прямом смысле «завалили» Клинский уезд первосортной мукой. Это неудивительно: из 60 пломб, обнаруженных на «хлебном» месте, порядка 45 составляют оттиски нижегородской и самарской мельниц. Однако поволжские мукомолы не были единственными на хлеботорговом поприще: в нашем городе у них имелись серьёзные конкуренты.

                Товарищество бр. Коняевыхъ въ Твери
   Пломбы тверских мукомолов Коняевых представлены в меньшем числе: их всего 3. Тем не менее, существует две разновидности данных оттисков. Первая содержит идентичные надписи на обеих сторонах: «Товарищество бр. Коняевыхъ * въ Твери». Такая же надпись размещена на аверсе второй разновидности. А вот на её реверсе находится трёхзначный номер товарной партии.
   В 1875 г. был основан «Торговый дом братьев Коняевых», объединивший капиталы купцов 1-ой гильдии Николая (?-1893 гг.) и Алексея (1832-1908 гг.) Андреевичей. Поначалу братья вели торговлю одним лишь зерном, но затем занялись более прибыльным делом: купив несколько водяных мельниц, начали продавать и муку.
   Спустя четыре года Коняевы, арендовав на 90 лет землю городской набережной, приступили к строительству каменной паровой мельницы. «Постройка мельницы со всъми машинами и приспособленiями обошлась въ 400.000 руб., перемалывать же она можетъ при 50 рабочихъ до 500 четв. въ сутки (1,5 тонны – прим. авт)… По своему устройству, по сбереженiю человъческой силы и топлива мельница эта есть лучшая въ губернiи; мало того: по отзывамъ знатоковъ, она представляетъ собой послъднее слово нынъшней мельничной техники» – свидетельствует «Историко-статистическое описанiе Тверской губернiи» [2, с.120-121].
   Высокое качество продукции подтверждают пять золотых медалей, причём четыре из них были получены на международных выставках. С тверской мельницы муку везли на продажу, главным образом, на север и северо-запад России. Поставки муки в уездный Клин начались в последние годы XIX века – об этом косвенно говорят надписи на пломбах: в 1896 г. Торговый дом братьев Коняевых был преобразован в Товарищество с капиталом в 800 тыс. руб.
   К началу XX века это было крупное торгово-мукомольное предприятие с развитой инфраструктурой: к основным строениям добавились электростанция, баня, больница, а также квартиры для служащих. Производственные корпуса, контору и жилой дом владельцев соединила первая в городе телефонная линия. Чтобы не зависеть от речных перевозок, Коняевы проложили собственную железнодорожную ветку. В таком виде мельницу запечатлел в 1908 г. В.А. Беликов: какое-то время клинский фотограф выпускал и тверские открытки.

                Тво Бутурлиновской паров. мельн.
   Чтобы атрибутировать пломбу, найденную на «хлебном» месте в единственном экземпляре, пришлось изрядно потрудиться: помехой была как её плохая сохранность, так и непрочекан отдельных букв. Надпись удалось прочесть после сопоставления с аналогичным оттиском из музейного собрания. Лицевая сторона пломбы содержит исчерпывающую информацию о производстве: «Тво Бутурлиновской паров. мельн.»; на оборотной размещён номер товарной партии.
   Согласно энциклопедическому словарю «Брокгауз и Ефрон», «слобода Бутурлиновка – первая во всей [Воронежской] губернiи, какъ по населенности, так и по промышленной дъятельности». По состоянию на 1890 г., на 4342 двора приходилось 28899 душ обоего пола; «имелось 6 православныхъ церквей, 4 начальныхъ училища, больница, богадъльня». В станице работали «2 винокуренныхъ завода, 3 кирпичныхъ, 2 клееваренныхъ…» [1, с.89].
   Рождение мукомольного производства связано с именем купца 1-ой гильдии Василия Михайловича Кащенко (?-1886 гг.): хлебной торговлей он стал заниматься ещё в 1861 г. Впоследствии дело продолжили трое его сыновей: Алексей, Александр и Иван. В 1887 г. они основали торговый дом «Василий Кащенко и сыновья», который стал одним из крупнейших на Кавказе и юго-востоке России. В фирму входило множество предприятий – в том числе, кожевенное производство, крупорушка и маслобойный завод.
   Бутурлиновская паровая мельница была построена Алексеем Кащенко в 1896 г. В то время она считалась крупнейшей в Воронежской губернии. Сотни тысяч пудов ржи, пшеницы, овса отправлялись с одноимённой железнодорожной станции. Операции с хлебом имели широкий размах: фирма закупала хлеб Северного Кавказа, Дона, Нижнего Поволжья и отправляла в Новороссийск, Ригу и Кёнигсберг.
Являясь щедрыми меценатами, братья Кащенко оставили по себе добрую память. В Бутурлиновке ими был выстроен Преображенский собор – точная, но уменьшенная копия Храма Христа Спасителя. Немалую часть дохода братья жертвовали на пропитание голодных во время неурожая 1891-1892 гг., помогали обществу «Красного Креста» в русско-японскую войну.

                Заводъ Гивартовскаго въ Москвъ
   Для выпечки хлеба одной муки недостаточно. Необходима закваска. Пломбы владельца московского дрожжевого завода – купца 1-ой гильдии Бенедикта Антоновича Гивартовского (1826-1893 гг.) – также были обнаружены на «хлебном» месте. Крупно- и мелкоформатные оттиски данного фабриканта практически идентичны. Их лицевая сторона содержит надпись: «Б.А. Гивартовскаго»; оборотная указывает на место производства: «въ Москвъ».
   Винокуренно-дрожжевой завод был основан в 1870 г. Основной продукцией был зерновой спирт, а дрожжи делали из вторичного сырья. По методике Берлинского института бродильных производств, пекарские дрожжи выращивали в дубовых чанах, а затем сепарировали на германском оборудовании. Производство было полукустарным, с преобладающей долей ручного труда.
   На большинстве торговых оттисков XIX века не указан год – их можно датировать лишь приблизительно, по косвенным признакам. Единственная среднеформатная пломба Гивартовского также скрывала свой возраст: если надпись лицевой стороны читалась хорошо и была полностью идентична другим оттискам этого купца, то легенда оборотной скрывалась под окислами. После расчистки удалось её частично прочесть: «..нерн…обществ..».
   «Акционерное общество Московского дрожжевого завода Б.А. Гивартовского» было образовано в 1881 г. и стало одним из первых специализированных дрожжевых предприятий в мировой практике. На Нижегородской выставке 1896 г. московскому заводу была присуждена высшая награда – Золотая медаль. Во многом это заслуга Романа Бенедиктовича Гивартовского, который стал директором предприятия вскоре после смерти отца, и оставался на этой должности до 1930 г.
   Пережив революцию, войну и перестройку, дрожжевой завод продолжил работу и в современной России. Конечно, за столь долгий срок неоднократно модернизировалось производство, были выстроены новые корпуса. К сожалению, пару лет назад завод был фактически ликвидирован. Такая же участь постигла и другое детище Бенедикта Гивартовского – Трёхгорный пивоваренный завод: предприятие с 130-летней историей прекратило своё существование в 2006 г.
   За старинными пломбами скрываются не только торгово-экономические связи, но и человеческие судьбы. Династия поволжских мукомолов Башкировых, тверские купцы Коняевы, владелец Бутурлиновской мельницы Кащенко, московский заводчик Гивартовский – эти люди приучили жителей Клинского уезда к доброй выпечке: ржаному и пшеничному хлебу, кренделям, пирогам и калачам, а также пресловутым французским булкам, под хруст которых так упоительны были вечера.

   окончание следует…

   Примечание: сокращённая версия статьи опубликована в газете "Серп и Молот" от 18 октября 2019 г., с.10. На фото - погрузка муки на мельнице Коняевых.

                Список источников:
1. Брокгаузъ Ф.А., Ефронъ И.А. Энциклопедическiй словарь. Томъ V. С-Петербургъ, Типо-Литографiя И.А. Ефрона, 1891.
2. Покровскiй В. Историко-статистическое описанiе Тверской губернiи. Томъ I. Историческiй очеркъ губернiи, ея территорiя и народонаселенiе. Тверь. Типо-Литографiя Ф.С. Муравьева, 1879. - Отд;лъ II, Промышленность.


Рецензии