Почему мы до сих пор смертны?

               



Мы не можем предотвратить надвигающуюся смерть. Это истоки наших страданий, это трагедия нашей жизни. И человечество всегда пыталась преодолеть и страдания, и саму смерть.
 Буддисты, например, предлагают полное слияние с миром: не суетоактивничай, не выпендривайся.

В  “Войне и мире” Кутузов понял, что французов уничтожает само их беспорядочное бегство, что надо не мешать этому гибельному для неприятеля драпу. И хотя его упрекали в бездействии те, кто солдатской кровью хотел добыть себе чины и награды, Кутузов твердо проводил свою линию.

Поэтому, хоть и трудно жить ничего не делая, но мы не должны бояться трудностей. Правильно говорят, что ни в коем случае не надо откладывать на завтра то, что можно отложить на послезавтра. В древности говорили, что именно такое немешание сотворяет всё.

Такое невыпендривание - это путь к избавлению от локальности, ибо смертно всё, что имеет начало и конец, то, что оконтурено, что имеет границы.
А нелокальность есть суть целостных структур, есть как раз то, где точка есть всё, а всё есть точка. Если тут и есть части, то они уже по самому определению целостности могут быть только своими. Можно сказать, что целостность есть принципиально антиотдельное, античужое образование. И поэтому эти части целостности могут быть настолько иными, насколько это не мешает им быть своими, быть целостными.
Итак, я целостность есть взаимодействие своих иных со своими иными.   Это взаимодействие есть дружеский диалог, есть суть ненасилия.

А вот насилие прибывает в нашем подлунном мире в качестве главного оружия энтропии. Надо сказать, что наш мир с его фрактальным пространством - временем - это самое дно Вселенной, по которому снизу уже уж точно не постучат. Здесь хозяйничает энтропия. Именно она уничтожает всё вещественное и телесное своей неудержимой поступью из прошлого в будущее.

Это неумолимая поступь есть временность, есть последовательность. Сущность последовательности в том, что сегодня не наступит до тех пор, пока не уйдёт, не уничтожится вчера. Именно последовательность предписывает жёсткую очерёдность: не всё, мол, сразу. Поэтому последовательность заинтересована в определённости границ между до и после. Именно поэтому она следит, чтобы не было смешения вчера с сегодня, чтобы не было одновременности.  Исчёрпывающе об этом сказал Эпикур. Он считал, что пока на свете мы, то смерти ещё нет. А когда придёт она, то нас уже не будет.

Но при всём этом, Вселенная до сих пор  существует. Следовательно, в ней есть силы, противостоящие последовательности, противостоящие энтропии. Это силы самовосстановления, силы разума. И, если энтропия несёт временность, бренность, то разум есть вечность, есть бессмертие, есть целостность.

Итак, борьба со смертью есть борьба с последовательностью, есть борьба с энтропией. Это борьба за появление из биотела личности, появления человека.
Что делает человека человеком? Прежде всего, резонанс от соусилий, от признания других своими родными. Всё это и порождает ту мощь, перед которой меркнет всё на свете. То, что “мы одной крови-ты и я”, нельзя недооценивать.
Лосев писал: “Человеку при всех успехах его цивилизации и при любом успехе рассудочных построений очень трудно забыть, что у него есть родители и дети, что в течение своей жизни он по рукам и ногам связан родственными отношениями и что родство - это отнюдь не случайное явление, а нечто весьма глубокое и неискоренимое в человеческой да и во всей природной жизни”.

Итак, что мы на данном этапе имеем? Борьба со смертью начинается с невыпендривания, с достижения нелокальности. Нелокальность приводит нас к целостности, основой которой есть взаимодействие своих иных со своими иными. А такое взаимодействие есть ненасилие, такое взаимодействие есть творчество.

Ненасилие, творчество совершенно не вписываются в рамки причинно-следственных отношений.  Например, творчество при взгляде на него сквозь призму причинно-следственных отношений выглядит как нечто, которое появляется из ниоткуда, а потом, оставляя продукты творчества, из исчезает в никуда.

Такое освоение мира,  такое превращение биотела в личность, в человека есть еще одно основание того, что человек бессмертен по сути своей. Но надо при этом отметить, что превращение биотела в человека не есть автоматический процесс. В нём нет предопределённости причинно-следственных отношений. Тут, наоборот, нужно схождение с рельс причинно-следственных отношений, Тут надо думать, исходя из позиции ненасилия, с позиций творческой составляющей нашей жизни.

Но надо сказать, что сегодня в нашей жизни господствует другое. Это нужно, это полезно, а это нет - вот чем руководствуется большинство из нас, считая это высшим проявлением здравомыслия.
 Не так трудно заметить, что полезное, это не всегда приятное, а, следовательно, оно связано с “надо”, которое олицетворяет неумолимую энтропическую обязательность причинно-следственных отношений. Поэтому руководствуясь “пользительностью”, мы следуем причинно - следственными отношениями, которые в свою очередь выполняют непреклонный приказ энтропии на уничтожение всего телесного и вещественного в нашем мире.

О полезности - бесполезности рассуждают многие радикалы, прежде чем решиться на поступок, который, по их мнению, приведет всех нас к светлому будущему. И для этого не жалко отдать жизнь, не жалко пойти на казни и убийства людей. Именно так энтропия диктует уничтожение сущего, завлекая для этого людей светлым будущим.
В нашей жизни это отображается вроде бы непреложной истиной о том, что, мол, не всё сразу, надо пройти через тернии и только тогда наступает светлая жизнь.
  Многие из нас смотрели фильм “Москва слезам не верит”, где чётко расставлены акценты: чур, не всё сразу; а та героиня, что посмела пожелать всё и сразу, показана полной дурой. Многие ещё помнят лозунги типа: “10 лет напряженного труда и 10.000 лет счастья!” Подобные лозунги в ходу у многих политиков. Все они призывают сначала потерпеть, а потом наслаждаться созданным раем.
И получается, что всё надо отдать будущему. Выходит, что надо быть только средством для будущего, быть навозом для почвы, на которой воздвигнут  жизнь будущих поколений.
 Обычно политики ко всему этому прилагают программу, где расписаны все шаги, ведущие к счастливому будущему. И чем подробнее такая программа - инструкция, тем более она порочна по сути своей. Такая последовательность есть причинно - следственное отношение, есть энтропия, есть путь разрушения, а не созидания. Ибо созидание - это творчество, которое есть антипод причинно-следственных отношений.
Вот почему подчинение последовательности, подчинение энтропии подразумевает отношение “или- или”. Поэтому применение причинно-следственных отношений диктует настоящему только подчинение всех усилий для будущего, и это делает человека только средством, которым пользуется энтропия, которая уничтожает всё и вся.


Но мы же планируем, что писать дальше. Да и пишем мы строка за строкой, вроде бы последовательно раскрывая содержание. Но когда мы пишем, то замысел очень часто рождается вместе с осуществлением и часто сначала прописывается конец а потом начало. Если мы обратимся к текстам, то в предложениях сказуемое формально раскрывает последовательно содержание подлежащего, но в то же время это сказуемое в смысловом плане может брать на себя роль подлежащего и диктовать формальному подлежащему свои условия. Т.о.,уже на уровне предложения за внешне последовательной формой наблюдается пульсация смыслов, их взаимопереходы,  которые в тексте подхватываются пульсацией смыслов периодов и глав, что обуславливает ядерную реакцию творчества. Понимание текста выступает в виде акта перевода линейной последовательности в представление смысла, а текст, в свою очередь,  - как реализация смысла.
В данном случае причинно - следственные отношения из сути энтропии превращаются в формальные отношения целостности. Тем самым из причинно - следственных отношений вырывается смертельное жало их обязательности - последовательности.

Разумность жизни определяется активностью и ещё раз активностью. Активность проявляется тогда, когда от защиты, от парирования ударов организмы и целостности сами переходят в перманентную атаку, диктуя окружающим свою волю. Пора перестать по запахам на кухне определять, что там готовиться, А надо самим становиться у плиты и готовить то, что нам хочется. Мы не должны рабски зависеть от обстоятельств, от разных целей и смыслов, настойчиво подсовываемых нам причинно-следственными отношениями, которые есть одно из проявлений энтропии.


Рецензии