Рассказ о картине - Артур

"Артур", 50 х 40 см, холст, масло, 1997 г.с. Автор картины и текста — Алексей Акиндинов.

Картина "Артур" относится к одной из первых работ в стиле орнаментализма. В то время я учился на старших курсах Рязанского художественного училища. Мой преподаватель живописи Виктор Васильевич Корсаков, увидев мои картины выполненные с применением узора, в присутствии многих педагогов, сказал мне: - "Дерзай!!!" И добавил: "Ох и трудную же ты задачу перед собой поставил, искать новый стиль в искусстве и заниматься реалистической живописью!" Тогда я делал свои первые шаги на пути поиска и совершенствования своего стиля орнаментализма.

Сюжет полотна "Артур" не случаен — на картине изображен пожилой бородатый мужчина, играющий на гармони. В холстах того времени я обращаюсь к воспоминаниям детства. Одним из таких воспоминаний явился мой дедушка по линии матери — Фокин Василий Алексеевич. Он был моим первым учителем живописи. Заметив мои способности к изобразительному искусству, он стал развивать их: делал мне подрамники, натягивал на них холсты, грунтовал их. Показывал мне альбомы с иллюстрациями картин художников эпохи Возрождения. Благодаря ему, уже в 5 лет я работал масляными красками на холсте.

Мой дедушка был художником-любителем. Он всю жизнь увлекался изобразительным искусством, с детства занимался рисованием. В юности, до Великой Отечественной войны он расписывал церкви. Из-за этого его не приняли в комсомол. Воевал с немецко-фашистскими захватчиками. Получив ранение, вернулся на свою родину — деревню Бахмачеево, Рыбновского района, Рязанской области. С тех пор он начал собирать книги по изобразительному искусству и писать картины. Он поступил в Рязанское художественное училище, но из-за отсутствия общежития, не смог пройти обучение.

Кроме рисования, дедушка был одарен многими талантами: делал мебель, перелицовывал одежду, строил деревянные избы, валял валенки, занимался фотоискусством и изготовлением кукол из папье-маше. Среди прочих его увлечений была музыка. Он занимался игрой на гармони, делал это для себя, для души. У него была целая полка тетрадей с нотами известных и не очень мелодий, которые он разучивал и играл то на гармони, то на баяне и даже на аккордеоне.

Один из ярких образов воспоминаний моего детства — дедушка сидит на стуле и положив подбородок на баян, играет знакомую мелодию. В основном это были народные песни: "Степь да степь кругом"; "Из-за острова на стрежень"; "По диким степям Забайкалья" и многие другие... В своей картине я не ставил целью изобразить портретные черты моего дедушки. Имя главного героя также вымышленное. Оно родилось само собой. Борода Артура гораздо длиннее и седее, чем была у моего дедушки. Гармонист в моей картине, по словам одного из зрителей, похож на Моисея из Ветхого Завета.

В то время я ещё не делал мелкие узоры в живописи, поэтому сюжет составляют орнаменты среднего и крупного размера. Артур играет на гармони свою вечную мелодию вселенной, и узоры символизируют музыкальность. Колорит картины насыщенный, сочный, вечерний. Старец сидит в лучах заходящего Солнца. Закат символизирует опыт накопленных лет мастера. Он как хорошее выдержанное вино, обладает неповторимым вкусом к жизни и знанию истинных её ценностей...


Рецензии