От столицы до Черного моря

Автороман длиною в жизнь. Глава десятая.

Я возвращался после длительной командировки из экваториальных дебрей. Какая это была радость! Встреча с семьей, друзьями, коллегами по работе. Жизнь продолжалась, и она была прекрасна.

Первые шаги были продуманы заранее. Получаю заработанное в отделении внешторгбанка на ул.Чкалова напротив Курского вокзала, и отправляюсь покупать машину. Это должна быть только ВОЛГА, на которую у меня в кармане лежит именной сертификат. Помнится, в этой процедуре принимала участие вся наша семья. Учитывая ответственность момента, был привлечен мой близкий друг-москвич, хорошо разбиравшийся в столичной специфике.

Возможно, кому-то интересен вопрос про деньги. Платили по обычной системе, то есть в разы меньше, чем получали за такую же работу иностранцы. Когда мы с семьей выезжали после 10-летней работы на  Колыме, у меня была сумма, эквивалентная стоимости «Запорожца». Конечно, мы ее быстро истратили на неотложные нужды. За рубежом для покупки «Волги» достаточно было поработать 9-10 месяцев, ни в чем себя не ущемляя.  А я там проработал более двух лет.

 Всё прошло без сучка-задоринки. В автомагазине, что в Лужниках, предложили на выбор десятка полтора машин. А что их выбирать? С виду все одинаковые, а серьезные дефекты на глаз не выявишь. Не нравился цвет – желтый. Как такси. Но ждать следующую партию не было ни сил, ни времени. Заплатили деньги, оформили документацию, тут же получили транзитные номера - всё это за 15-20 мнут,  сели и поехали. Сначала до заправки, а потом – куда глаза глядят.

Интересным и увлекательным был сам процесс, независимо от цели. Интенсивность движения была, конечно, несравнима с сегодняшней, так что городская езда ещё давала некоторые преимущества перед пешеходами. Сразу же выяснилось, что выхлопные трубы грузовиков выведены как раз на уровне боковых окон нашей, так что пришлось срочно запираться и переходить на закрытый режим. Но это не испортило настроения. Был тогда популярный фильм Г.Данелия «Я шагаю по Москве». А тут – я мчусь по Москве на  своей «Волге» - разве сравнить?

Машина без номеров, да и по практике вождения сойти за корифея столичных магистралей было затруднительно, но всё обошлось парой дружеских бесед с постовыми да трешкой отступных обрадованным патрульным, на глазах которых, перепутав направления, сунулся на заправке под кирпич запрещающего знака. Ездили много, за неделю около тысячи километров. Я просто напрашивался, кого бы куда-нибудь подвести. Обычное дело для начинающего автолюбителя. Почему-то было особенно много детей. Да я и сам чувствовал себя пацаном, которому в руки попала интересная игрушка.

Поездки были в целом успешными. Помню единственный случай затруднительный. Разыгралась гроза с сильным ливнем. Стёкла моментально запотели, и я потерял всякую видимость прямо посреди Садового  кольца при левом повороте на проспект Мира, где мы квартировали. Было ощущение, что сейчас тебя затопчут и сомнут. Потом выявил и устранил заводской дефект: пластиковая труба подвода теплого воздуха к ветровому стеклу не была подключена..

 В другой раз, когда надо было побывать в совершенно неизвестном мне районе, где АвтоЗИЛ и Южный порт, чтобы экипироваться для дальней дороги (канистра для запаса топлива, лопата, трос и пр.), я встал  часа в 4 утра, съездил туда и сориентировался, воспользовавшись тем, что улицы были совершенно пустынны.

Постепенно все дела были сделаны. Встретился с куратором  на Старой площади. Видимо, был сильно занят, тем не менее, те полчаса, которые он  мне уделил, мы провели  не  в кабинете, а прогуливаясь на улице вдоль здания. Расспрашивал о деятельности руководителя группы, видимо, своего протеже. Я ограничился кратким ответом в том смысле, что ему там сейчас нелегко. Так оно и было.

Жена, само собой, воспользовалась возможностями столичной сети валютных магазинов «Берёзка», так что мы забили покупками всю машину под завязку: ковры, сервиз, шмотки всякие – сейчас уже и не помню в деталях.   И вот однажды ранним утром со всем этим багажом мы двинули по Каширскому шоссе на юг. За окном мелькали пейзажи центральной России, в которой оказался впервые в жизни.
Помню счастливое чувство полной безмятежности, как в далёком детстве: я дома, я у себя на Родине, вокруг все свои.

Однажды на пустынном отрезке шоссе уже где-то под Ростовом нагоняет нас другая «Волга», набитая молодыми кавказцами. Моя машина была на обкатке, и быстрее 90 км в час ехать не рекомендовалось. Останавливаюсь по их просьбе. Окружают, поглаживают лакированную поверхность, цокают языками, выражая восторг. Спрашивают, почему не купил белую? Расстаемся дружески, пожелав друг другу всяких благ. И мысли не было, что могут повести себя некорректно.
 
Как ранее было оговорено, путь держали в Темрюк к институтскому товарищу, коллеге по северной эпопее. Добрались без проблем, гостили у наших друзей с неделю, если не больше. Даже на Черноморское побережье ездили с ночевкой в палатке на роскошном диком пляже. Там таких «дикарей» было немало, но ни о какой толкучке, тем более конфликтных ситуациях и речи не могло быть.

Побывали на рыбалке. Не помню, что мы там поймали, правда, однако новенькие джинсы я настолько безнадежно вывозил в свежепросмоленной лодке, что их пришлось выбросить.  Вернувшись домой однажды после очередного купания в теплом, приветливом, но переполненном ужасными медузами Азовском море, увидели, что длиной во всю ванну красуется потрясающий экземпляр осетровой породы искусственного  происхождения – кажется кастрюк. Такой ухи не припомню за все годы колымской жизни. И еще - темрюкские помидоры: могучие, сочные, ароматные, божественного вкуса.

Незаметно наступило время отъезда. Впереди был путь через половину страны, и медлить было неразумно. Расстались очень трогательно, понимая – надолго. Сейчас уже ясно: видимо навсегда. Писал несколько раз, тщетно, переписку восстановить не удается. Да и живы ли? Столько лет прошло - хлопотных и тревожных.


Рецензии
Очень похожие ассоциации были и у меня,
при получении моей призовой машины на
АвтоВазе в ноябре 1988 года. Выбрал зеленую
Ваз 2106 из трех предложенных цветов. Выехал
на заправку из ворот завода и сразу же трое
кавказцев предложили мне продать им мою машину
за 25 тысяч рублей (при госцене 9500 руб.).
Не нужны ни документы, ни оформление. Через 2 часа
можно заявлять об угоне. Я, конечно, отказался.

Добрый день, Георгий Васильевич! Вместе с Вами
с удовольствием пережил получение первой машины.
Здоровья Вам!

Скляров Анатолий Николаевич   05.04.2023 16:35     Заявить о нарушении
Про ЗАГС ничего не помню.
А как машину брал - будто вчера.
Спасибо. Бывают минуты жизни.

Георгий Иванченко   05.04.2023 17:20   Заявить о нарушении
Мне шестёрка нравилась более всех других моделей,
было вроемя, я готов был поменять на неё свою
волжанку, когда бесконечное обслуживание её ходовой,
особенно передней подвески, стало откровенно тяготить.

Георгий Иванченко   05.04.2023 18:32   Заявить о нарушении
Георгий Васильевич, моя шестерка до сих
пор бегает без нареканий. Даже резина
все еще родная. Только бензонасос менял
два раза.

Здоровья Вам и успехов!

Скляров Анатолий Николаевич   05.04.2023 18:54   Заявить о нарушении
Такая же история нав моей нынешней ФИАТ АЛЬБЕЯ.
У нее насосный блок стои прямо в баке и подает
к двигателю бензин под давлением 3 атм. Вот весь
блок и пришлось менять, сервис не мелочится.
Думаю, дело в качестве топлива.

Георгий Иванченко   06.04.2023 05:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.