Пандемия-2020. Как это делалось в Камбодже

Пандемия и пребывание в хрупком, неустойчивом мире стали частью жизни каждого человека. Возможно, через какое-то время мне захочется вспомнить, а как же это все начиналось? В этом очерке я опишу то, как все происходило в Камбодже и в моей жизни.

Камбоджа до начала пандемии

Конец 2019 года и начало 2020, еще до прихода пандемии, принесли нашей семье суровые испытания. События эти достойны отдельных триллеров, но сейчас речь не об этом, а о том, как мы встретили начало пандемии. К этому надо добавить ухудшение ситуации с туризмом в Камбодже, предвосхитившее полное уничтожение кризисом этой отрасли.

У нас отель, начинается сезон 2019-2020, а западные туристы в стране так и не появляются. С чем это связано? Камбоджа все еще не вышла на современный уровень туристического сервиса, в отличие от соседних Таиланда и Вьетнама. Цены в странах Индокитая приблизительно одинаковы, но за те же деньги в Камбодже, как правило, турист получит меньше развлечений и «цивилизации», более примитивную инфраструктуру и условия проживания. Великой достопримечательностью Камбоджи является комплекс Ангкора, но до него довольно просто доехать из Таиланда, и потратить на осмотр несколько дней, а не целый месяц, отводимый въездной визой. Те, кто все же хотели провести в Камбодже месяц, комбинировали посещение Ангкора с пляжным отдыхом в Сиануквиле, и это была действительно выигрышная и сбалансированная комбинация. Сиануквиль был всемирно известным курортом, внесшим свой вклад в развитие дауншифтерской культуры. В связи с этим есть еще один момент, делающий Камбоджу привлекательной для определенной категории посетителей, а именно, лояльное отношение местных властей к запрещенным веществам, в отличие от крайне суровых соседей. Однако, старый добрый Сиануквиль был снесен ураганом китайских инвестиций в 2018 году, а новый облик его все еще сформирован. В сезоне 2018-2019 многие туристы поехали по старой памяти в Камбоджу, но, очевидно, были разочарованы. Сиануквиль в руинах и стройках, и абсолютно не пригоден для жизни. Возле него есть «баунти» острова, но жизнь для туристов там в несколько раз дороже. В Камбодже есть еще несколько туристических мест (Пномпень, Баттамбанг, Кампот, Кеп), но там или нет моря, или качество пляжей и уровень развития туристической инфраструктуры значительно уступают былому Сиануквилю. Кроме того, китайские инвестиции и развитие туристических объектов в Камбодже – это, в первую очередь, строительство, не всегда сопровождаемое бережным отношением к окружающей среде, а потому, вызывающее отталкивающее впечатление у западных гостей.

Видя бесперспективность происходящего для нашего отеля в Кепе, мы решили, что пора сменить страну, хотя бы на время. Насмешив Всевышнего, мы несколько раз составляли детальные планы поездок. Мы хотели попасть в горячо любимую волшебную Индию, чтобы сбросить там груз накопившихся проблем. Зимой в Индию, а потом в Европу… Весной в Европу… Осенью в Индию… Все менялось, а мы строили планы, но оставались на месте, в Кепе. Еще в январе мы распродали накопившееся имущество отеля. Самой ощутимой потерей стала продажа стиральной машины, без которой пришлось обходиться в течение полугода. В таком странном зависшем состоянии мы дождались июня, когда стало понятно, что уже не будет возврата к прежнему миру, с дешевыми авиабилетами, открытыми границами, без тестов и карантинов. И уже почти не верится, что так было совсем недавно. Сейчас есть возможность долететь до родины, но велик риск задержаться там надолго или даже навсегда. Поэтому, мы решили остаться в Камбодже на неопределенный срок.

Камбоджа во время пандемии

В марте большинство стран ввело карантинные ограничения для граждан. Что происходило в Камбодже? Премьер-министр сказал, что нельзя лишить жителей королевства доступа к еде, поэтому все рынки и магазины работали без ограничений. Разумеется, что ограничения на передвижения никто и не думал вводить. Были закрыты школы, они и по сей день не работают, и непонятно, когда заработают. Было ограничено проведение массовых мероприятий, а таковыми в Камбодже являются, в первую очередь, свадьбы и похороны. На входах в банки, офисы крупных компаний, государственные учреждения были поставлены сотрудники с термометром и антисептиком, приветствовавшие таким образом всех входящих. Наш курортный Кеп опустел, туристы приезжать перестали, а значительное количество кхмеров, работавших в отелях и ресторанах, осталось без работы и отправилось по стране в свои родные места.

Мы тоже приняли меры предосторожности на добровольной основе, поскольку никаких строгих предписаний не было. Закрыли отель, прекратили все встречи и визиты. Разделили одежду и обувь на домашнюю и выездную. На улице обязательно одевали головной убор и маску. При посещении рынков и магазинов использовали одноразовые перчатки. Организовали планомерные закупки раз в неделю, чтобы купить побольше продуктов, столько, сколько сможешь увезти. Я ездил только на один рынок и в один магазин, которые представлялись наиболее чистыми и безопасными. При возвращении с улицы домой – обязательный душ и порция физраствора в нос. Так мы провели больше двух месяцев, а в конце мая вышли из изоляции, перестали одевать перчатки, стали общаться с людьми.

В остальном, нашу ситуацию можно назвать идеальной. Мы вдвоем жили в двухэтажном особняке с участком земли в пять гектар. Обстоятельства сложились так, что мы полгода не платили хозяину аренду. В некотором смысле, это можно назвать справедливым, ведь мы арендовали недвижимость под отельный бизнес, а бизнес полностью закрылся. Кроме того, в это время нам удалось привлечь нового арендатора, и это позволило избежать потерь и уплаты неустоек, связанных с досрочным закрытием бизнеса.

Проходили дни и недели в тропическом саду, среди птиц и гигантских бабочек. Мы научились чувствовать заранее приход дождей или смену лунных фаз. Джунгли потихоньку наступали, но в опустевшем отеле не было смысла с ними бороться. В какой-то момент времени отпала необходимость в привычной одежде, и полгода по дому и саду я проходил в саронге (так в Азии называется набедренная повязка). Нам казалось, что природа стала воспринимать нас, как свою часть. По крайней мере, в саду резко возросло количество птиц, а их дистанция с нами сократилась. С марта по май манговые деревья каждый день снабжали нас своими плодами. Цвели лотосы, и птицы пили из вазона целебную воду.

В наш сад нашел дорогу соседский петух. Его неизменно сопровождали три курицы в составе тонов «Виагры»: белая, рыжая и черная. Нас они поначалу опасались, а потом привыкли. Петька обозначал времена суток, начиная с трех часов ночи, и не забывал объявлять время завтрака и обеда, особенно волнуясь, когда мы вдруг не садились вовремя за стол. С ним можно было пообщаться, и в такие моменты он особенно красовался, взлетая на дерево или на стол в саду. Петька усердно разгребал опавшие листья, разгоняя прятавшихся там ящериц, а, может быть, и змей.

Вернемся, однако, к ситуации в Королевстве. В середине апреля в Камбодже проходит большой трехдневный праздник, кхмерский Новый год. Его наступление связано с особенностями сельскохозяйственного цикла и предвосхищает приход сезона дождей. На время праздника было запрещено перемещение по стране, соответственно, праздник был испорчен, ведь никто не смог посетить родственников или съездить на курорт. Забегая вперед, скажу, что в августе власти страны приняли беспрецедентное решение – «перепраздновать» кхмерский Новый год, поскольку в апреле люди не смогли отдохнуть, как следуют. Выходными были объявлены 5 рабочих дней, то есть полный «уикенд» продлился 9 дней.

Испорченный Новый год стал пиком карантина. Люди стали пассивно протестовать против ограничений, и это было заметно. Маски практически исчезли с лиц, а пустовавшие уличные забегаловки наполнились посетителями. Кхмеры стали заметно больше путешествовать по стране, по-видимому, волнуясь о том, что каждая такая возможность может оказаться последней. В апреле уже портится погода, и начинается низкий сезон, однако, низкий сезон 2020 года является рекордным по росту внутреннего туризма. Сейчас о пандемии почти ничего не напоминает, кроме закрытых школ и отсутствия туристов. Хвала Будде, официальная статистика такова, что даже в конце августа в стране около 300 выявленных случаев заражения, при этом, никто не умер. Один из моих знакомых объясняет этот факт особенностями конфигурации магнитного поля Земли, которое в районе Камбоджи уничтожает короновирус.

Основные негативные последствия в Камбодже, как и в других странах – это ограничение на пересечение границы, которая вроде бы де-юре отрыта, но де-факто, созданы такие условия, что ни один здравомыслящий человек без крайней нужды в Камбоджу не поедет, и из Камбоджи не уедет. Виза по приезду отменена, ее надо получать заранее. Кроме обязательной справки о тесте на короновирус и страховки (в августе 2020 требуется покрытие на сумму 50 тыс. долларов США), после пересечения границы, каждый въезжающий сдает тест, а пока готовятся его результаты, проходит обязательный двухдневный карантин в дорогом отеле. Стоит это в районе 300 долларов. Кроме того, каждый въезжающий должен дополнительно внести депозит в размере 2000 долларов на расходы в случае заболевания. Вроде бы, деньги эти будут возвращены при выезде из страны. Что ж, депозиты – это кхмерский национальный вид спорта, просто не смогли удержаться.

Что еще мы на себе почувствовали – это ухудшение работы транспорта, который во многом ориентировался на туристов, а не на местных жителей. Теперь из Кепа автобусы ходят только в Пномпень, а в Сиануквиль уже не доехать. Таксисты, конечно же, по этому поводу повысили цены, хотя топливо в стране подешевело на 20%.

Еще одной неожиданностью стало прекращение доставки посылок AliExpress без какой-либо мотивации, хотя во всем мире курьерские службы стали работать лучше. Такая возможность была важна в стране, которая производит только рис и напитки. Любая мелочь, которая не пользуется популярностью у местного населения, стоит бешеные деньги. Есть информация, что вроде бы кое-где сервис восстанавливает работу, так что будем пытаться снова заказывать.

Что касается меня, то я во время карантина прошел коридор затмений, одолел полувековой рубеж и начал носить очки для чтения.

Итоги и что будет дальше?

Многие говорят о периоде карантина, как об интересном, необычном и даже плодотворном времени. А я вряд ли буду вспоминать это время с теплотой. Возможность перезагрузиться мне была не особенно нужна, потому что, перезагрузился я несколько лет назад, и с тех пор у меня не возникает глобальных сомнений в правильности выбранного жизненного пути. Поэтому, вынужденное безделье – это не самое лучшая часть моей жизни. Кроме того, необходимость сидеть на одном месте и запреты на путешествия нагоняют тоску.

Мы пытались радоваться мелочам и наслаждаться прекрасными мгновениями. Время это, однако, было отравлено тревожностью и неуверенностью, пустотой и неопределенностью. Нам дали время, но отобрали возможность наполнить его планами и свершениями. Оказывается, без уверенности в завтрашнем дне и возможности строить реалистичные планы, все становится бессмысленным.

Наверно, поэтому, так мало удалось сделать за достаточно длительный срок. У меня получилось закончить книгу об управлении отелем (http://proza.ru/2020/05/25/131), которую я задумал год назад, написать десяток заказных статей, прослушать несколько онлайн курсов. Прорыва не произошло.

Пришло понимание, что онлайн в чистом виде мне не интересен. Связано это, разумеется, с моими индивидуальными особенностями. С компьютером я на «ты» последние 25 лет, но разве должны все повально заниматься программированием или цифровым маркетингом? Мне всегда были интересны живые люди, а не их цифровые двойники, и технологии, как средство, а не как цель. Цифровые коммуникации нам помогают, но они не заменяют общения лицом к лицу. Хотя кто уже помнит, что такое «общение» в его первоначальном офлайн значении?

Что же случилось с нашим миром? Он стал хуже и злее по отношению к каждому из нас. Как это часто случается, удар нанесен по самой активной части населения. Мир разобщен и разгромлен, темные силы победили. Ложь и беспомощность правительств, бессмысленность государств, подлость так называемых «ученых», тотальное оболванивание – все это не ново, но пандемия проявила эти неразрешимые проблемы с новой силой. А значит, человечеству в его нынешнем состоянии приходит конец, и нет путей дальнейшего развития без смены парадигмы потребления, сделавшей человека на удивление беспомощным.

Для меня представляется странным и нелепым то, что деградация нашего социума, во многом, обусловлена развитием науки и технологий, хотя многие привыкли думать, что наука и технологии несут нам исключительно прогресс. Но разве несет нам прогресс, например, вирусология, занимающаяся синтезом смертельных вирусов, информатика, направленная на внедрение глобального мониторинга и чипирования людей?

Да, кризис это возможности, и я их вижу, и понимаю, как можно ими воспользоваться. Но, вот, какая радость от этих возможностей, если жить стало хуже? Это все равно, как, если бы преждевременно умер близкий человек, а тебе из-за этого открылись новые возможности. Да, близкий мне глобальный, открытый для странствий мир, умер. А я пользуюсь возможностями. Будет новый бизнес и новые инвестиции.

И вроде бы, многие говорят, что ничего такого ужасного не произошло. Выживать и созидать в невыносимых условиях мы давно уже научились. А все же, жаль старую добрую эпоху. Ощущение радости, счастья и возможности новых странствий потеряно. Путешествовать нельзя, и, возможно, что это уже навсегда. И все планы путешествий оказываются на удивление нереалистичными.

«Скучно на этом свете, господа?» Скучно, но для простого человека выход остается прежним, как и сотни лет назад. У нас никто не сможет отнять диалог с Высшими силами и творчество, как возможность такого диалога.


Рецензии
Доброго дня,Владимир.

Очень интересный материал и рассуждения автора.
Человеку далёкому от бизнеса не всё понятно.
Но приятно, что есть общее -
" все же, жаль старую добрую эпоху.
Ощущение радости, счастья ..".
А главное веры в себя..
Вам ещё повезло... -
"нашу ситуацию можно
назвать идеальной ..".
Мы пока этого не ощущаем..
Да и политические страсти наколены до предела.
И всё-таки верится...не всё потеряно.
А с полтинником Вас поздравляю.
С уважением,

Дина Иванова 2   27.08.2020 15:34     Заявить о нарушении
Спасибо! Жизнь продолжается, не смотря ни на что...
С наилучшими пожеланиями,

Владимир Скляр   27.08.2020 17:12   Заявить о нарушении