C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Репин Илья - Царевна Софья

Репин Илья - Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре. 1879

     Героиня исторического дебюта  Ильи Репина, царевна Софья, старшая сестра Петра I,   изображена в самый драматический момент своей  жизни. Софья понимает, что она  проиграла в жестокой борьбе за  власть, ставкой в которой была её свобода и жизнь её приверженцев.
   
   Софья была убеждена,  что управление государством для женщины  вполне посильная вещь. Подобно  своему идеалу - византийской царице Пульхерии, она намеревалась править всю жизнь.  Более того,  она решила бороться за  право царствовать.

     Царевна могла, отказавшись от своего регентства, добровольно  передать  бразды правления достигшему совершеннолетия законному наследнику, Петру I,  но это не соответствовало её притязаниям и  она предпочла вступить в  междоусобную  борьбу за власть, результатом которой стало массовое кровопролитие и заточение в монастырь.

  Илья Репин, хоть и не воспроизвёл  знаменательные события буквально, остался верен исторической правде, отразив в картине главное - характер    Софьи Алексеевны.

      Это была женщина  хоть и образованная, но жестокая и властная.   Истово верующая, она, борясь с расколом церкви, издала  чрезвычайно   жестокий закон  "Двенадцать статей", согласно которому были убиты, сожжены заживо, запытаны до смерти тысячи  старообрядцев.
   
    На картине царевна изображена в день казни своих сподвижников. Репину в полной мере удалось передать всю гамму сильных эмоций Софьи. Она   страдает, но не плачет, словно не позволяя своим мукам излиться наружу.   Поза напряжённая, руки сжатые, но Софья не утратила стати и королевской осанки. Она словно львица, готовая ринуться в бой спустя секунду после освобождения.  Но свободы не будет - она слишком опасна и судьба её предрешена.

     Изображая  знаменательный исторический момент,   Илья Репин смог создать    необычайно сильное по своему воздействию произведение.   Общая тональность  картины    красивой теплой гаммы с преобладанием  богатого в своих оттенках красного и золотисто-желтого  настраивает на восприятие сюжета связанного с жизнью царской особы.  Эти царственные цвета могущества и власти диссонируют с повешенным за окном стрельцом.

      Всё изображённое на картине,  перекликаясь  и контрастируя,  раскрывает глубину  драмы. 

   Яркий  свет свечей контрастирует с тусклым светом, льющимся из окон зарешеченного окна-бойницы - ведь Софье уже никогда не обрести свободу.

      Глаза монашки, как и глаза Софьи, выражают страдание, но, монашка испугана и забита, а полубезумные глаза  царевны  излучают     негодование, ненависть, ярость.

  Богатый, расшитый золотом и драгоценными  каменьями наряд царевны контрастирует с её   растрёпанными  волосами, словно показывая вектор её ближайшего будущего.

   Софья стоит спиной к иконам и к раскрытой книге - ни религия, ни учёные труды не успокоят её рвущегося к власти  сердца.
   
   Сюжет этой исторической картины  затрагивает множество проблем и среди них  -  страстная жажда власти,  ради которой  её обладатель готов рискнуть своей свободой и жизнью других людей.


Рецензии