Рамбам, он же Маймонид
На арабском это имя звучит как Муса бен Маймун, и под этим именем он широко известен в арабской культуре. Впрочем, он внес огромный вклад в различный культуры, и в каждой культуре его называли по-своему. В частности, в русской православной традиции он известен как Моисей Египетский.
Но в этом тексте автор будет его называть Маймонидом, так как под этим именем он известен в западно-европейской культуре. Да и просто для краткости.
Вообще жизненный путь этого человека был тернист и извилист. Широкую известность он получил как философ, врач, математик и астроном а, также, как религиозный мыслитель. Но, главное, это был авторитетнейший толкователь Священных текстов. Впрочем, время тогда было такое.
Моше бен Маймон родился 30 марта 1135 (по другим данным — 1138) года в Кордове на территории аль-Андалуса, государства Альморавидов, то есть Мавританской Испании. А в Средневековье вся научная, философская и литературная деятельность осуществлялась в тесной связи с религией.
Маймонид вырос в простой семье известных раввинов и, соответственно, получил глубокое домашнее богословское образование. Далее он приобрел уже формальное медицинское образование в университете Аль-Карауин города Феса (этот город находится ныне в Королевстве Марокко).
После чего, опять-таки, выражаясь современным языком, он попал под обаяние «сионистской идеологии» и переселился в Святую Землю. Но ни о каком продвижении по карьерной лестнице там и речи быть не могло, перспектив не было — и, уже через два года, разочаровавшись в практическом сионизме, Маймонид перебирается в Каир, где удачно женится.
Его супруга происходила из очень состоятельной и известной семьи египетской евреев, что крайне благоприятно отразилось на дальнейшей карьере Маймонида. В частности, это выразилось в том, что Маймонид становится даяном, то судьей еврейского суда.
Здесь позволю себе маленькое отступление. С точки зрения уголовного права евреи, естественно, подчиняются законодательству того государства, в котором они живут. А вот гражданское право у евреев свое, изданное, освещенное, естественно религией. Это гражданское еврей право называется Галаха, которая является законодательной часть Талмуда. В Талмуде, на самом деле, говорится не только о культурных и санитарно-гигиенических нормах повседневности (см. ниже), но и вообще обо всех правилах иудаизма по любому поводу. Поэтому он столь велик....
А уже в 1171 году уже в 1171 году Маймонид, которому лишь около 35 лет, занимает очень высокий пост «Главы еврейской общины» — это официальный чиновник, назначаемый государством и занимающийся всем, что связано с живущими в этом государстве евреями. Кстати, эту должность, параллельно с должностью личного врача султана, он занимал (хотя и с перерывом, связанным с кознями своих противников) до своей смерти А умер он, окруженный почетом, 13 декабря 1204 года в египетском Фустате (ныне это район Старого Каира). Трехдневный траур по его смерти соблюдали и магометане, и евреи.
Понятно, что по долгу службы и интерес к еврейскому гражданскому праву у Маймонида также сохранился до конца жизни. И, в дальнейшем, он пишет свой основополагающий по этой тематике труд «Мишне Тора», который имеет статус первоисточника в галахтических вопросах и по сию пору. Интересно ответить, что «Мишне Тора» Маймонид считал главным трудом своей жизни и это единственная его работа, написанная на иврите. Все остальные его труды написаны на арабском — языке международного общения того времени, широко употреблявшемся даже в христианских странах.
А вообще-то, по большому счету, Маймонид был ассимилятором. То есть, проживая в полиэтнической империи, он стремился включить иудаизм в текущую господствующую идеологию. А господствующей идеологией на тот момент времени, по большому счету была рожденная арабской культурой. Более того, в своим трактате Пиркей авот он вообще стремится согласовать этику Аристотеля (кстати, тоже — философа-врача) с иудаизмом.
Хотя, в реальности, как все мы знаем, общего там немного и есть существенные различия. Например, согласно доктрине Аристотеля, божественная забота простирается на все человечество в целом, а в толковании Маймонида — на каждого отдельного человека.
Будучи и врачом, и специалистом по еврейскому гражданскому праву, Маймонид, естественно, много внимания в своих трудах посвящает законам о кашруте. В своих комментариях к Мишне (по-арабски «сирадж») Маймонид объясняет читателю смысл правил кашрута простым и ясным языком, откровенно избегая изощренной схоластики их религиозных объяснений.
Можно сказать, что этим своим трудом, как кодификатор Галахи, Маймонид показал неудовлетворительными и устаревшими всех предыдущих попыток систематизации 613 (правил так называемого кашрута — см. ниже), сведя эти постулаты в кратко и ясно изложенный свод норм. Фартучки это был религиозный труд, написанный в жанре армейского устава. В частности, он строго систематизировал все 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей (принципов) кашрута. А, в качестве введения к этому труду, Маймонид изложил 14 принципов, которыми он руководствовался в своей систематизаторской деятельности.
В результате написанная Маймонидом на арабском языке книга «Сефер ха-мицвот» (арабское название «Китаб ал-фараид»), естественно уже в качестве правил мусульманского халяля, становятся обязательной для пунктуального исполнения в армии Саладина.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на деятельности Маймонида как врача. Хотя бы потому, что именно работа врача и являлась источником его доходов и основным видом деятельности. А все остальное фактически было его увлечением в часы досуга.
А врачом он был выдающимся. Он занимал высокий пост личного врача визиря Аль-Кади аль-Фадиль аль-Байсами (AI-Kadi al-Fadil al-Baisami), который и рекомендовал его султану Саладину. Саладином называли его европейцы, а вообще-то его звали Салах эд-Дин. или полностью — Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб (1138-1193). Так Маймонид стал личным врачом султана Салаха эо-Дина...
И тут самое время плавно перейти к теме вечно насущной теме организации вооруженных сил.
Кто такое личный врач при султане? В те времена никто не различал функции врача-клинициста и организатора здравоохранения. Если ты разбираешься в медицине как клиницист, а Маймонид в этом разбирался тонко, но ты должен разбираться и в организации медицинской службы в вооруженных силах.
Тем более, что для его главного пациента — Саладина (рис. 2) этот вопрос был наиглавнейшим. Империя Саладина была огромная и включала в себя территории современных Египта, Ливии, Ирака, Сирии, Израиля, Ливии, Саудовской Аравии ну и еще там тут кое-что по мелочи.
И, как и сейчас, в те годы, а на дворе, напомню, стоял 12 век (на Руси — это времена Юрия Долгорукого и Всеволода-Большое гнездо), все внимание тогдашней прогрессивной мировой общественности было привычно к конфликту на Ближнем Востоке. В частности, тогдашние «телеграфные агентства» вновь и вновь приносили тревожные вести из Иерусалима:
Дело в том, что крестоносцы, условно назовем их европейскими агрессорами, с целью овладения Гробом Господним захватили, я бы даже сказал оккупировали, в ходе Первого Крестового похода в 1099 году Иерусалим.
И организовали там Иерусалимское королевство. С официальной религией католицизмом, и официальными языками латынью и французским. А мусульманам в этом государстве вообще проживать запрещалось. Иерусалимское королевство была отнюдь не маленькое и занимало территории сегодняшних Израиля и Ливана.
Агрессивная политика Иерусалимских королей на оккупированных арабских землях и тогда породила многочисленных палестинских беженцев. Причем нужно отметить, что и тогда этот вопрос в исламском мире был воспринят крайне болезненно. Потому что, во-первых, в Иерусалиме находились святыни ислама. А, во-вторых, Палестина находится в самом центре арабского мира, на пути из Азию в Африку.
Короче говоря, речь срезу зашла о джихаде. Но и крестоносцкие агрессоры, подстрекаемые Римскими, не побоюсь этого слова, Папами, были хитры и коварны. А их агрессивные Крестовые походы ли одни за оденем на протяжении двухсот лет.
В результате дело священного джихада совсем не двигалось с места. Не смотря на поддержку тогдашней всей прогрессивной мировой общественности и возможные гневные призывы тогдашней Организации Объединенных Наций (если бы она тогда существовала).. И это продолжалось до тех пор, пока за дело не взялся Саладин. А медицинскую службу в его армии не возглавил Маймонид.
Дело в том, что в те годы боевые действия велись главным образом крупными пехотно-кавалерийскими воинскими соединениями, которые решали поставленные перед ними боевые задачи путем коротких многолюдных битв или длительных тягучих осад. А, в условиях и того, и другого, создавалась очень неблагоприятная для воюющих сторон эпидемическая обстановка.
Ну представьте себе: скученность, антисанитария, там, где конница, там и навоз... А тут еще восточное Средиземноморье — а это не только пляжи, но и пустыня, нехватка воды и жара страшная. В цветущий сад эту пустыню превратило капельное орошение, но это уже совсем другая история...
В результате от эпидемий (диарея различного происхождения просто выкашивала личный состав почти бесследно...), санитарные потери в войсках были выше, иногда на порядок, чем от непосредственно боевых действий.
И тут за дело взялся Маймонид. Потому что, повторюсь, он только лечил собственно главнокомандующего, султана Салаха эд-Дина (да восславит Аллах в веках его имя), но и организовывал систему медицинской службы в войсках.
А строил Маймонид систему медицинской помощи в войсках с упором на профилактику желудочно-кишечных заболеваний.... В его трудах вообще имеется рационалистический подход, прямые (с историческими примерами) указания на то, что ни колдовство, ни волшебство, ни астрология, ни даже использование магических имен или чтение стихов Торы в магических целях — не имеют рационалистической доказанной опытом действенности и не должны применяться для врачевания или в иных ответственных делах — например, сельском хозяйстве и, тем более — военном деле, как руководство к действию.
И тут я должен отметить, что армия мусульманского повелителя всегда и по определению имеет преимущество по отношению к вооруженным силам христианских королей.
— Это почему же!? — удивленно спросите Вы.
Хороший вопрос, и я с удовольствием на него отвечу. Все дело тут в вероисповедании. Дело в том, что мусульмане исповедуют ислам. А христиане — наоборот, христианство.
А как все мы хорошо знаем, и христианство, и ислам, возникли изначально как секты в иудаизме. И Иисус изначально проповедовал иудеям, но они его пророком не признали. И Мухаммед объявил себя следующим пророком после Моисея (Мусы) и Иисуса (Исы), но его пророком не признали не только иудеи, но и христиане...
Вот только между исламом и христианством, как сектами в иудаизме, существует принципиальная разница. Дело в том, что в иудаизме существует свод обязательных к соблюдению санитарно-гигиенических правил, так называемый кашрут. Что-то из этих правил приводится уже в Торе (Ветхом Завете). А далее эти санитарно-гимнические правила дополнялись религиозными авторитетами, а еврейские религиозные авторитеты почти всегда были врачами, тут Маймонид вовсе не исключение.
А обязательными для исполнения эти санитарно-гигиенические правила становились только после того, как такой авторитетный рабби-врач издавал Галактическое постановление, исполнение которого для религиозного иудея обязательно. Таки правила образовывали Мишне и Гмару, которые, в свою очередь, образовывали Талмуд (Устная Тора). А вот уже Талмуд и изучали в своих местечках евреи.
Талмуд был, как известно, толст. И остается таковым по сию пору. Так как написано там не только про то, что перед едой нужно руки мыть. Учили Талмуду, соответственно, Меламеды. Потому что и слово «Талмуд», и слово «Меламед» имеют корень, что означает «учить». А кашруту, то есть правилам санитарии и гигиены, как считала моя бабушка, ее звали Ципойра Ханановна, можно учиться бесконечно. И все равно всего знать не будешь. А моей бабушке можно смело доверять — она плохому не научит...
Талмуд объяснению требования выполнения этих правил гигиены находит, конечно, причины религиозного, то есть духовного свойства. Но это просто педагогический прием, направленный на то, чтобы верующие в Бога люди их выполняли. На самом деле все эти санитарно-гигиенические правила имеют сугубо материально, эмпирическое, прежде всего санитарно-гигиенической объяснение.
Такие правила объединены, словом «кашрут», что в переводе означает «разрешенный». Так вот, кашрут из иудаизма вощил в ислам целиком полностью, и в исламе он называется «халяль». Пророк Мухаммед образовал халяль из кашрута, добавил только запрет на употребление алкогольных напитков. Иудаизм, как раз, против употребления спиртных напитков ничего не имеет, скорее наоборот.... Но это я отвлекся.
А, в остальном — халяльное и кошерное — это одно и тоже. Если на продуктах стоит штамп, что данный продукт проверен Тель-Авивским раббанутом — то самый что ни на есть правоверный мусульман кушает этот продукт и съест его не только с аппетитом, но и с чистой совестью....
А вот, христианство, перерезав пуповину с иудаизмом, все эти санитарно-гигиенические ценности отбросило как ставшей ненужной плаценту. У христиан исторически — религия отдельно, а мыть руки отдельно. И между этими двумя событиями нет никакой связи.
...Короче говоря, Саладин, по настоянию своего личного врача и, соответственно, начальника медслужбы своей армии, ввел жесткие правила, предупреждающие распространение инфекционных заболеваний. Объясняя это, естественно, религиозными соображениями.
Рыбу, у который нет чешуи — есть нельзя — это грех. На арабском «харам» (на иврите «херем», но это — сугубо, между нами). Поэтому мусульмане, вслед за иудеями, такую рыбу и не едят. А христиане — едят. И заражаются паразитами, передающимися человеку через такую рыбу. Потому что у имеющий паразитов рыбы целостность и структура чешуи нарушается. А у часто поражаемых паразитами бесчешуйных рыбоподобных морских обитателей чешуи и вовсе нет....
И всё. Не живших в условиях ближневосточных пустынь западноевропейцев, а именно они были крестоносцами, и, соответственно, не соблюдающих выработанных веками, соответсвенных для санитарно-гимнических для этого климата, фауне и флоре, правил были обречены. Желудочно-кишечные и паразитарные заболевания их просто выкашивали. Под необрезанный корень
Именно поэтому, в конечном итоге, под ударами сарацинов Салаха эд-Дина государство крестоносцев в конечном счете пало. С точки зрения чисто военном крестоносцы, организованные в военно-монашеские ордены, были организованны лучше, а экипированы не хуже — это несомненно.
В это же время и чуть позже крестоносцы захватывают всю Прибалтику и дальнейшую экспансию на восток с трудом останавливает Александр Невский (1221(20?) - 1263). А, на другом конце Европы, крестоносцы выдавливают арабов с Пиренейского полуострова, в 1212 — 1250 гг. отвоевав Испанию, за исключением Гранадского халифата.
Не зря же потом, организованные по образцу и по такому же принципу в монашеско-воинские ордены, турецкие войска дошли до Вены и Будапешта. Только религия была у них была ислам, а не христианство, и назывались они не крестоносцы, а янычары. Но сугубо организационно структура построения войск у янычар и крестоносцев была таже самая.
И только развитие стрелкового оружия и артиллерии сделала такую форму построения вооруженных сил неактуальной. Но случилось это еще очень нескоро.
А в истории как Востока, так и Запада Салах ад-Дин остался великим завоевателем, который остановил вторжение Запада на Ближний Восток. И все благодаря правильной организации медицинской службы своей армии.
Маймониду же вводить кашрут, извините, халяль, было легко и просто. Он был крупнейшим специалистом в этой области. Он даже написал кодекс «Мишне Topa», и по сию пору авторитетнейший источник по этой теме.
А еще, вообще-то говоря, он, видимо, был тонким эстетом и редким пижоном. считавшим, что люди, находящиеся на разном уровне духовного развития должны читать разные книги, а Бог непосредственно обращается только к тем, кто достигает высокой духовности и интеллектуализма. В частности, он писал: ««Сочинение это написано мною не для среднего люда, не для начинающих и не для тех, которые занимаются исключительно законами, какими они были нам переданы, не интересуясь их принципами». И это в своем главном философском труд «Dalalat al-Hairin» — «Путеводитель растерянных», написанном в 1187-1191 гг. в эпистолярном жанре, на основе цикла писем к уехавшему ученику.
Это его произведение имело громадное значение не только в истории развития иудаизма, но и всей истории философии Средних веков. Оно является классическим источником не только для иудейской, но и для христианской, и для исламской теологии, оказало большое влияние на средневековых христианских теологических философов-схоластов, таких как Альберт фон Больштедт (ок. 1200-1280) и Фома Аквинский (ок. 1225-1274), хотя сам Маймонид трактует христианство как сектантское лже-учение. После «Путеводителя растерянных» Маймонид писал уже лишь на медицинские и повседневные темы.
Вообще-то в современном мире имя Маймонида вспоминается главным образом в качестве выдающегося философа и теолога. Может быть, мне трудно сказать, я в этом не разбираюсь.
История медицины сохранила память о нем, как о враче, который одним из первых поставил вопрос о влиянии душевного состояния человека на его телесные недуги, уделял большое внимание профилактике болезней, в частности — рациональному питанию, движению и считал болезни (как и вообще зло в мире) порождением несовершенства человека и жизни. Маймонид, в частности, рекомендовал профессию врача молодежи — как занятие, которое не только позволяет заработать на кусок хлеба, но и продвигает человека к совершенству.
А вот как выдающегося организатора здравоохранения и военно-медицинской службы его упоминают меньше. И вот это зря, по моему мнению, так как его деятельность на этом поприще серьезно повлияла на ход мировой истории.
Свидетельство о публикации №220082801008