Взгляд в прошлое и будущее Саратова

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ САРАТОВА

В последнее время много шума в саратовском сегменте интернета было поднято в связи с высказываниями мэра нашего города по поводу того, а каким будет Саратов через пол-века - к 2070 году ?

С одной стороны, это вызвало массу критики обычных интернет-пользователей - особенно заявление о двух-трёх миллионах жителей в Саратове через 50 лет.

Все мы знаем о проблеме постоянного оттока молодёжи из города и чувствуем её не виртуально, а реально.

Уезжают наши дети и внуки, то есть те, кто мог бы привнести в город молодую струю и энергию и кто должен был заменить старшее поколение в самое ближайшем будущем.

С другой стороны, по хорошему, никто из критиков его позиции не попытался рассмотреть и хоть как-то проанализировать ход развития города и привести свои серьёзные доводы "за" и "против" и по-настоящему заглянуть в это близкое "далёко"...

Я прошу прощения у авторов этой картинки "Саратовский транспортный узел", которую я здесь использую, она в моём интернет-архиве уже много лет и я не могу в силу разных причин, сослаться на имена и фамилии её авторов - я их просто не знаю, но именно она позволит мне не на пальцах, а с помощью определённой визуализации вести более конкретный разговор о наших проблемах и перспективах в этом направлении.

И ещё один очень важный момент, я хотел бы привлечь здесь и материал, который был использован мною в своей статье "В ДЕРЕВНЮ, К ТЁТКЕ, В ГЛУШЬ, В САРАТОВ"... , опубликованной ранее.

Почему я это делаю ? А потому что город, это не только люди и дома, где они живут и предприятия, на которых они работают, город - это территория, в пределах которой он был заложен и развивается на протяжении определённого периода времени его инфраструктура.

И не рассматривать эту территорию и ту инфраструктуру, которая складывается и развивается в определённый отрезок времени и на определённой стадии, значит не учитывать его потенциал и те особенности, определяющие и влияющие на все его характеристики.

И давайте не забывать и высказывание нашего классика Сергея Есенина : "Лицом к лицу - лица не увидать, большое видится на расстоянии".

Исходя из всего этого я и попробую сначала посмотреть на некоторую ретроспективу развития территории города и его пригородов взяв временной лаг в 50 лет, а затем и на ближайшую перспективу, которая, во-многом, как мне кажется, начинает вырисовываться и сегодня.

Безусловно, это чисто мой взгляд на предыдущий ход развития города и его будущее, но, я думаю, некоторым полезно будет с ним познакомиться.

Начну с 1820-х годов.

Саратов в то время представляет из себя провинциальную глушь, о которой так элегантно и точно выразился А.С.Грибоедов в 1824 году в своём произведении "Горе от ума" : "В деревню к тётке, в глушь, в Саратов...", описывая события именно 1820-х годов.
Город только-только обзавёлся планом нормальной городской квартальной застройки и постепенно начал выходить от Волги и правого волжского склона на водораздел двух крупных оврагов - Глебучевого и Белоглинского в северной котловине между Лысой и Соколовой "горами".
Население города составляло тогда не более 35-ти тысяч жителей, хотя город и стал уже центром губернии, но очень сильна была зависимость города от огромной реки.
Безусловно, главенство Волги, у которой и вдоль которой развивается город и от которого начали прослеживаться отдельные сухопутные тракты на Москву, на Царицын и Симбирск, определяла все его черты и характеристики.

1870-е годы.

Город полностью занял междуречье двух оврагов и всей северной котловины и приобрёл в плане чёткую форму полукруга.
В Саратов пришла в 1871 году железная дорога и наряду с многочисленными и разнообразными волжскими пристанями, они дали толчок к бурному развитию разнообразной промышленности и самого города в конце 19-го века.
Население города в начале этого периода времени составляет не менее 100 тысяч человек.
Однако, именно в эти годы впервые в городе заговорили о проблеме естественного отхода коренного русла Волги от саратовского берега и смещения его к противоположному левому берегу.
Это сильно повлияло на все дальнейшие действия по отношению горожан к реке на многие годы.
Но, именно эти новые транспортные пути и связи города через пришедшую к нему с северо-запада железную дорогу и уходящую затем на юг до пос.Увек, предопределили новые направления для его роста и развития.

1920-е годы

Город, с одной стороны, к этому времени вошёл в число губернских лидеров в стране, став третьим в границах нынешней России по численности населения (в 1914 году - более 235 тыс. человек).
Однако, все события, связанные с революцией и установлением советской власти, уже в 1920 году приводят к уменьшению населения до 190 тысяч человек.
Саратов начинает постепенно развиваться не столько вдоль Волги, сколько за счёт развития проложенных направлений железной дороги.
Именно к ним приурочены все возникающие затем промышленные предприятия и жилые посёлки при них.
К этому времени, ж/д переходит и на другой берег Волги, связываясь через реку паромной переправой и специалисты и управленцы начинают ставить вопросы и предлагать разные проекты о необходимости постройки или ж/д моста или совмещённого моста, соединяющего два берега Волги.
С самим руслом Волги уже почти пол-века шла постоянная борьба за возврат его самого или его проток, воложек или иных ответвлений к саратовскому берегу.

1970-е годы.

К этому времени, как и вся страна, город пережил Великую Отечественную войну, подвергался неоднократным бомбовым налётам, однако прямых военных действий и боёв в городе не было. Линия фронта была за многие сотни километров западнее и и южнее.
После войны возникли и активно развивались многочисленные военные заводы и иные предприятия, город вышел за пределы одной исторической котловины и бурно стал разрастаться на северо-запад (Ленинский район) и юг (Заводской район).
К этому времени появилось два моста через Волгу - в 1935 г. ж/д в районе Увека и в 1965 г. а/д Саратов-Энгельс в центре города.
Не прекращалась и "битва" за Волгу и с Волгой, которая в итоге вылилась в смене волжского фарватера и, в последствие, в создание огромного зеркала Волгоградского водохранилища не только по его протяжённости, но и по его ширине. И то, что раньше бывало с высоким уровнем Волги в иные годы в паводок и половодье (т.е. в лучшем случае месяц-два), стало у нас практически постоянно на многие-многие годы.
Многочисленные и огромные острова реки в результате всяких мероприятий уходят под воду созданного водохранилища и наоборот, у автодорожного моста появляется искусственный остров-пляж и жителям города предстаёт сейчас современная картина всего этого участка Волги.
Население города в 1970 году превысило 750 тыс. человек, увеличившись к концу 70-х до более 850 тыс. человек.
Однако, именно в этот период во всю начало проявляться то, о чём я уже писал в своей публикации : "... практически весь 20-й и начало 21-го веков город Саратов, имея временами значительный популяционный рост, при этом имел какую-то "болезнь", которая проявилась в виде "популяционной недоразвитости". Это временами откликалась ему и всем нам падениями численности населения, не выдерживанием средне-российских темпов роста и постоянным снижением ранга Саратова в ряду других городов России".
Ранг Саратова, при довольно бурном росте населения, понизился с 3-4 в 1920-е годы до 14 в 1970-годы (в границах нынешней России по численности населения).

2020-е годы и взгляд в будущее.

К этому времени, как и другие города, Саратов порядка 30 лет существует уже в другом государстве и если до 1989 г. в СССР продолжался рост численности города до более 900 тыс. человек, то затем, после смены политической системы, практически ежегодно идёт медленное и постепенное снижение численности населения до нынешних 840-830 тыс. человек.
И эта тенденция к падению численности населения города пока не прекратилась и не видно факторов и стимулов к её перемене.
Ранг города к началу этого периода понизился до 17 места среди крупнейших городов России.
Практически все крупные предприятия города прекратили свою деятельность.
Аэропорт "Центральный" закрыт. В районе Сабуровки (севернее города) построен и введён в эксплуатацию в августе 2019 года новый аэропорт "Гагарин".
В 2000 году построена и введена первая очередь автодорожного моста через р.Волгу в районе с.Пристанное (через 35 лет после а/д моста Саратов-Энгельс).
Именно в северном направлении происходит активное многоэтажное и индивидуальное строительство.
С постройкой этого третьего моста через Волгу в городе наметилась тенденция по активизации строительства жилья в г.Энгельсе и переселению саратовцев на эти восточные территории.
Это всё проявляется и в определённых действиях связанных с появлением так называемой саратовской "агломерации" и некотором приобретении ею уже конкретных юридических функций.
Я думаю, всё это явно будет усиливаться и в связи с проектированием и дальнейшим строительством южного обхода Саратова и Энгельса (т.е. четвёртого моста через Волгу), о котором уже заявлено на самом высоком уровне и работы по которому уже начаты.
При этом явно сохранится и будет выдерживаться временной лаг в 30-35 лет при постройке разных мостов на нашем энгельско-саратовском участке Волги : вспомним - 1935 г., 1965 г., 2000 г., и возможно 2030-35 г.г. (!?).
Запланирована и реконструкция ж/д моста в Увеке, которому в 2035 году исполнится 100 лет.
Вместе со строительством западного ж/д обхода Саратова это всё может привести к другому взаимоотношению и другой взаимосвязи наших двух городов и явно в ближайший период времени (10-20 лет или раньше) встанет вопрос о их формальном объединении и естественном (механическом) включении (присоединении) населения одного в состав другого.
При этом, явно будет расти и увеличиваться численность населения в левобережной части агломерации и вполне встанет вопрос о реконструкции и расширении первого а/моста Саратов-Энгельс в центре её, которому в 2065 году также исполнится 100 лет (!), и вполне возможно и построении ещё одной автодорожной связи через Волгу к 2070 году (помня о временном лаге в 30-35 лет).
И такие проекты этого нового платного моста уже есть и озвучивались в наших двух городах.
В будущем, скорее всего, будет происходить не только концентрация групп населения в строящихся микрорайонах многоэтажек, но и рассеивание жителей по площади внутри сформировавшегося своеобразного "кольца" Саратовской агломерации в посёлках с индивидуальным строительством.
Явно к 2070 году встанет вопрос о переносе Энгельсского военного аэродрома в другое место и постепенном использовании с/х земель пригородных хозяйств под городское строительство.
Будет продолжена тенденция по активному освоению зон водохранилища в плане отдыха населения и туризма.
Наряду с постройкой Нового пляжа, благоустройству "старого" Городского пляжа и Зелёного острова будут активно развиваться программы по рекреационному развитию и комплексному использованию и других островов в пределах агломерационной части Волгоградского водохранилища.
В связи с этим, скорее всего, получит новый всплеск и дальнейшее развитие малого судоходства на Волге.
Однако, при всех, даже таких внутренних перспективах и прогнозах, без внешнего ускорения и внешнего толчка в развитии города и области объединённое населения Саратова и Энгельса (которое в сумме превысит миллион жителей) вряд ли к 2070 году достигнет численности даже в 1 миллион 200 тысяч человек.
Делая свои заявления, наш мэр хотя бы подсчитал на какое количество жителей должен тогда увеличиваться город ежедневно в течении 50 лет и сравнил эти цифры со всеми предыдущими периодами развития Саратова.

Таков мой взгляд на прошлое и будущее нашего города...

Игорь Пролеткин


Рецензии