Теннисная секция

                Теннисный бум, продолжавшийся более года, постепенно утих. В нашем  7- ом  "Б" фанатами остались только Хом, Шур и я. Мэл колебался, но остался верен баскетболу.  Мы очень любили настольный теннис. Но играть было решительно негде.

         Летом мы обнаружили в парке им. М. Горького павильон, огороженный забором из мелкой сетки. Там стояли 8-мь хороших столов.  Сетки были новые, ракетки и мячи (шарики) тоже имелись.

         Играть можно было, оплатив время аренды стола по  тарифу. Деньги были небольшие и мы  начали играть на настоящих столах. Играли между собой. Уже на третий день дстало ясно, что прогресса в мастерстве нет и не предвидится.

         - Когда случается, как у нас, очень часто находится неожиданное решение! - сказал Шур. Он любил и собирал цитаты. Кого цитировал, не говорил.
         - Мы - юноши, нас питают надежды! Иногда, правда и мороженое. - отозвался Хом
         - Обойдемся! Деньги нужны для игры! - сказал я.

         - Истину глаголишь, вьюнош! Здорово, мужики! Меня Витя зовут. Сейчас друган мой, Вася, подойдет. Мы будем Вас натаскивать. Вы будете играть со мной и Васей. - он сделал паузу:

          - Мы научим Вас играть в теннис, а не в пинг-понг!  И сами у Вас кое-чему научимся. Но за время будете платить Вы! Как мысль? Согласны? - улыбаясь спросил Витя.

         - А куда они денутся? - рассмеялся подошедший парень.
         - Привет, мужики! Вы уже поняли, я - Вася!  Учить Вас будем, но в кое-какие наши дела Вы не лезьте. Если вдруг попросим Вас уйти, во время игры, то без обид. Потом наверстаем! - он пожал нам руки.

         - Начинаем послезавтра в 10.00. Завтра попробуйте добыть новые ракетки-сэндвичи. Чтобы играть своей. Если не получится, поиграете пока старыми. - напутствовал нас Витя.

         Мы многому научились у наших Вити и Васи. Они заслужили нашу искреннюю благодарность. С ними мы играли только  "на счет". Обыграть их было тогда нереально. Поэтому наша задача была выиграть несколько очков в партии. А приемы мы отрабатывали, играя друг с другом.

         Мы выяснили, в какие дела не следовало совать нос. В нашем павильоне играли на деньги. Игроки имели ту же квалификацию, примерно, как и наши наставники. Какими были ставки, выяснять не стали.

         Такую жизнь мы вели около двух месяцев. Мы научились многому и иногда обыгрывали Витю или Васю. Они радовались, если нам удавалось у них выиграть.

        Первого сентября, с началом занятий в школе, павильон закрылся. В классе смотрели и  друг на друга, и с особенным интересом,  на девочек. Они тоже изучали нас и, видимо, вносили в какие-то свои реестры. Обычное дело после лета.         

         Я только пришел из школы. Поел и собрался делать домашние задания. Планировал потом спокойно посмотреть футбол. Влетел слегка запыхавшийся Хом.

         - Бери ракетку и идем! Скорее! Надо успеть! - он был возбужден Я предупредил бабушку и последовал за другом.

         Шли очень быстро. Хом привел меня в 19-ую школу. Она находилась в трех остановках от нашей. Между домами минут 20-ть  пешком.

         Мы увидели  объявление о записи в секцию настольного тенниса. Поднялись на 2-ой этаж и услышали характерный стук теннисных шариков.  Постучали и вошли.      

         В комнате стояли  4-ре стола. На одном играли два паренька. Увидели нас, попрощались и ушли. Мы вежливо поздоровались и остановились у дверей. В углу поместился маленький учительский стол.

         За столом сидел очень симпатичный мужчина лет 30-ти. Наверное, тренер. Он встал  и пригласил  подойти. На нем были серые брюки и белая рубашка с короткими рукавами, на которой красиво смотрелся аккуратно повязанный галстук. Вид непривычный. Но очень нарядный.

         - Здравствуйте, ребята! Я даже знаю, зачем Вы пришли в нашу обитель!  - он улыбнулся и  продолжил:
         - Я поиграю с каждым из Вас, а потом запишу все Ваши данные. Не возражаете? - он  опять улыбнулся.

         Первым сдавал  "экзамен" Хом. Азартно сражался  с тренером минут пять. Потом я сменил его и тоже минут пять играл.

         - Вы оба неплохо орудуете ракетками. При регулярных тренировках станете очень хорошими игроками. Идемте писать. - он был очень доволен. Мы поняли, что приняты.

         Тренер записал наши  "ФИО", домашние адреса и номера почтовых отделений. Телефонов не было 

         - Простите, я не представился! Меня зовут Виталий Павлович Иванов. Я тренер по футболу спортобщества "Спартак"! И теннисист тоже. - назвался наш тренер и закончил:

         -- Буду руководить этой новой  секцией. Добро пожаловать к нам! Вы не первые, уже записаны несколько человечков. Вопросы есть? - он улыбнулся.  Улыбка была замечательной.

         - Виталий Павлович! Наш  друг  мечтает о теннисной секции. Играет, как мы. Если Вы не против, мы его приведем  завтра? - спросил я, стараясь говорить четко.
         - С такими поручителями он  точно не пропадет! Ведите! - тренер рассмеялся и отпустил нас.

         Мы вышли на улицу. Посмотрели друг на друга и обнялись. Не сговариваясь, направились к Шуру. Он был дома.

         - Можешь нас обоих поздравить! - сказал Хом.
         - Поздравляю! А с чем скажете? - откликнулся  Шур.
         - Мы только что официально записались в новую секцию настольного тенниса! - торжественно сообщил я.

         - А-а-а! Своя ракетка ближе к телу? Черти! А  меня когда поздравите? -  смеясь, любопытствовал Шур.

         - Тренер ждет тебя завтра! - размеренно произнес я.
          - Не сомневался, что Вы обо мне тоже позаботитесь! - улыбнулся до ушей Шур. Потом обнял нас за плечи.

         Шур, как и мы, стал членом нашей секции. На следующей неделе начались тренировки. Зал был совсем новый, универсальный. В нем занимались гимнасты, борцы,  волейболисты и нам отвели время.

         Наш график был: вторник - четверг - суббота с 20.00 до 22.00.  Время, конечно, не самое удобное. Виталий Павлович велел прийти в 19.30. Надо было переодеться, протереть паркет, расставить все семь столов.

         Тренер дал команду построиться. Потом провел перекличку. Отметил всех в журнале и мы начали тренировку. Первую!

         Столы распределили между нами таким образом: три стола - мужская группа, один - женская и два - маленькие. Один стол был в резерве..Девочек было трое. Малышей пять или шесть и нас пятеро.

         Кроме нашей троицы были два парня Шавкат и Нигмат. Высокий, длиннорукий Шавкат имел прозвище  "Стёпа".  Нигмат любил, когда его звали  "Ниг". Оба играли не хуже нас.

         На первых тренировках Виталий Павлович делал упор на физподготовку. Мы бегали, прыгали, лазали по канатам и "качали пресс" на шведской  стенке. У столов проводили времени меньше. Так продолжалось две или три недели.
.
         Мы не роптали. Нам все нравилось. Виталий Павлович стал нашим кумиром. Мы во многом старались подражать ему. Он никогда не опаздывал. Он всегда был одет строго и нарядно. Галстук  был аксессуаром обязательным. В зале носил  "олимпийку" и полукеды.

         Мы начали привыкать к пунктуальности. Мы старались, чтобы одежда была в порядке, а обувь чистой. Нам это очень нравилось и мы следили за собой и за товарищами.

         Тренировки прочно вошли в нашу жизнь. Пропустить тренировку было немыслимо. У нас появился новый игрок. Саша Кучерук. Фамилия звонкая, парень он был отличный и играл эдорово. Он легко вписался в нашу группу.

         До появления Саши мы играли втроем на двух столах. Четвертым часто был Виталий Павлович. Он играл с нами, по очереди. .Мы отрабатывали различные  приемы.

          Часто с нами играла  девочка. Феруза была очень симпатичной, веселой и увлеченной теннисом. Ее талант помогали развить мы все. Играя с нами, она так  быстро наловчилась отражать мощные удары, что стала просто  "непробиваемой"!

         С появлением Саши нас стало четверо.  Играти в разных сочетаниях. Мне настолько нравились Сашины манера игры и почти идеальная техника, что пытался подражать ему. Хом шутя называл его  "Куча рук". Саша смеялся и осматривал руки.

         Мы несколько раз играли Сашей спарринги. Я проиграл все! Не выиграл ни одной партии! Понять причину  смог не сразу. Саша удивлялся. Хом и Шур считали, что я валяю дурака.

         На очередной тренировке Виталий Павлович представил нам нового тренера.

         - Внимание!  С сегодняшнего дня со взрослыми будет заниматься Илья Ефимович… - он не договорил…
         - Репин! - хором провозгласили мы.
         - Шумов! - спокойно поправил Илья Ефимович и добавил:
          - Я давно привык, что за глаза меня зовут  "Репин", так, что все в порядке! Будем знакомиться в рабочем процессе! - рассмеялся новый тренер.
         - Это тот самый Шумов! Игрок сборной страны, мастер спорта! Надеюсь, что Вам будет полезно поучиться у такого специалиста! - закончил  Виталий Павлович.

         Илья Ефимович поиграл с нами. Он быстро и точно назвал слабые места каждого. Мне он объяснил причину нестабильного правого удара.

         - Ты отводишь руку для удара с уже наклоненной, для  "закрытия" мяча, ракеткой. Но правильно ли выбран угол наклона, знать не можешь. Угадал - попал, а не угадал… Так теряется уверенность. Это понятно? - спросил тренер.
         - Да! Но экономится время до встречи ракетки с мячом. - ответил я.

         - Это так. Однако выбор между контролем мяча и скоростью ответного удара следует делать в пользу контроля. И не иначе. Показываю движение. - он взял  ракетку Шура и комментировал:

         - Отвожу руку "назад-вправо" или "назад-влево" и  "открываю" ракетку. Веду ее навстречу мячу и в момент этой встречи, то есть в момент касания,  "закрываю" ракетку. - он несколько раз показал правильное движение.   

         - Я понял! В момент касания я накрываю мяч, придавая ракетке нужный угол и направляю удар в нужную точку. - пока я говорил, "Репин" согласно   кивал головой.
         - Это касается всех. Но в разной степени.

         Я делал удар справа, как научили Витя и Вася. Теперь стало понятно, как исправить этот технический прием. Легко сказать: "Понял"!. Выполнять удар  классической техникой не удавалось. Переучиваться трудно.

         Нам изменили график тренировок. Понедельник - среда - пятница. С 17.30 до 20.00. Конечно, это было куда лучше, чем вечером допоздна.

         Саша пришел на тренировку с виолончелью.   После школы он ехал на занятия музыкой, а потом спешил на тренировку.Мы не знали, что он музыкант.

          Мне пришла мысль, что Саша играет в теннис, словно следуя мелодии, звучащей в его сознании. Саша не удивился и подтвердил, что зачастую так и есть.

         - Мне это не мешает. Моя рука так устроена, что мне легче играть на виолончели, чем на скрипке. Педагог говорит об этом так: "Каждый должен петь свою песню"! - не очень понятно сказал Саша.
         - В смысле? - спросил я.

         - Он не обобщал. Петь, укладываясь в свой диапазон. Не петь то, что не под силу. - пытался попроще объяснить Саша.

         - Надо понимать, что виолончель - это ТВОЯ песня? - сделал вывод я.
         - Да! Мне нравится моя большая скрипка! - улыбнулся Саша.
         - А в теннисе? - спросил я. Разговор увлек меня.
        - В теннисе - это то, КАК я играю в любимую игру! - обозначил свою  "теннисную песню" Саша  "Куча рук".

         - Слова твоего педагога не сложно обобщить!  Например, спец по велосипедам не может петь песню  спеца по тракторам! И наоборот! Хотя оба - механики! Но у них разные песни! Однако, оба могут знать обе! - смеялся я.
         - Вылезаем из дебрей, идем переодеваться! - вернул нас Саша к тренировке.

         Я старался освоить  "правильный" правый удар. Шур тоже усердно трудился над этим. В итоге через неделю у нас не наладились правые, но расстроились  "коронные" левые удары.

         Илья Ефимович успокоил. Сказал, что это нормальный процесс. Все отрегулируется. Оба удара вернутся к нам обновленными и и надежными. Он говорил уверенно. Значит надо работать! Но мне требовалось еще СВОЕ объяснение.

      Наш разговор с Сашей и его слова о  "своей песне"  не давали покоя. Какая-то мысль зрела в моей голове. Тем временем за соседним столом готовились к спаррингу.

         Илья Ефимович с Сашей против  Нига и Стёпы. Мы с Хомом положили ракетки на стол и приготовились смотреть. Подошли Шур с Ферузой. Виталий Павлович и остальные тоже подтянулись.

         Несколько очков пары шли вровень. При счете 6 : 4 в пользу  тренера и Саши, мяч был на стороне их противников. Очень удобный для удара слева. Стёпа моментально сделал это!

          6 : 5!  Его длинная рука с ракеткой, после удачного удара полетела, по инерции, дальше. Ребро ракетки угодило, стоящему справа от него партнеру, точно в переносицу. Ниг рухнул на пол. Все замерли.

          Но через секунду Стёпа, "Репин" и Саша были у Нига. Он приходил в себя после тяжелого  "нокдауна", но встать не мог. Степа и  Илья Ефимович подняли Нига и повели к большой раковине. Подставили его голову под холодную воду. Это дало эффект.

         Нига осторожно усадили на стул. Виталий Павлович обработал рассечение перекисью. Потом, по краям, йодом и заклеил пластырем. Феруза дала ему воды. Ниг выпил полнуюую кружку и ожил. От  "скорой помощи" отказался.

          Нигмат улыбнулся и предложил продолжить спарринг. Мы с облегчением рассмеялись. Стёпа и двое младших повели его домой. Мы  убрали столы и разошлись.

         Сашины слова о  "своей песне" , привели меня к двум выводам. Первый: певец,  разучивая новую песню, не забывает старых. Новая прибавляется к знакомым. Это означало, что мне не надо переучиваться. Надо освоить новый прием. И всё!

         Вывод второй: я проигрывал Саше потому, что пел не СВОЮ песню, а песню Саши. Был словно зачарован! Играл, подражая ему и забыв, что и сам кое-что умею! Умею!

         Стало  понятно, что моя нынешняя игра уже на новой ступени. Я чувствовал это!  Хотелось скорее реализовать на столе размышления и выводы. И поделиться ими с друзьями.

         Я изложил все, что понял сам, Хому и Шуру. Они согласились. С логикой не поспоришь! Хом готовился стать летчиком, поэтому моментально отреагировал:

         - Летчики, при переходе на другой тип или модель самолета, обязательно переучиваются. Так это называется. По сути - это обучение управлению другим самолетом. Но старые навыки никуда не деваются! - привел он шикарный пример.
         - Короче! Осваиваем новые приемы! Психологических барьеров нет. Мы все поняли и сделаем! - Шур пожал нам руки.

         Илья Ефимович оценил эти соображения. Он очень обрадовался, что есть точная формулировка. Делать новое легче, чем переделывать старое! Не переучиваться, а осваивать новое! И Виталию Павловичу  понравилось.

         Я играл с Хомом, Шур с Ферузой, а Саша со Степой. Мы без раскачки начали правильно, но поначалу не сильно, проводить удары. У меня пошел правый удар. Хом улучшил свой левый. Я легко и куда хотел посылал мячи. Правый удар был,  "как тренер прописал"!

         Феруза была  находкой, когда надо было отработать новый прием. Ей самой понравилось, как Шур и справа и слева делал десятки ударов без ошибок.

         Потом я играл с ней. Феруза, умница, подыгрывала. Она возвращала мячи, удобные для правого удара. А удар шел! Можно сказать, что  правый удар был в ударе!

         Я тренировал ферузу на атакующие удары. Она неплохо умела накатывать. Я защищался, а она колотила и справа и слева.

         Мы с Шуром поиграли минут пятнадцать. Подошел Илья Ефимович. Поиграл с каждым из нас по паре минут.

         - Сегодня Ваш день! Получается все! Очень рад! Вы как-будто таблетки какие-то приняли! Я понимаю, исчез психологический пресс. - констатировал тренер.

         - Вы контролируете только новый удар. А раньше держали старый  "на тормозе", делая новый и это мешало. Вы думающие и изобретательные. - он нас прямо захвалил.

         Я шел на тренировку в отличном настроении. Игра моя улучшилась. Я был в хорошей форме и размышлял о методах  сохранения ткого состояния надолго.

         - Стой! Ать-два! -раздался Сашин голос за спиной
          - Чего-с изволите-с, Ваше благородие?! - я резко остановился и склонился в полупоклоне.
          - Я вспомнил  наш разговор о  "своей песне" и понял, почему ты не обыграл меня ни разу. - сказал Саша. Мы пошли рядом.

        - И почему же? - улыбнулся я.
        -  Ты  "пел" не свою песню! Почему ты пел мою, не знаю. Но мне было легко играть с тобой! - объяснил он.
         - Именно так! Мне нравится, как ты играешь!  Стал подражать. - честно ответил я.

         - Сыграем сегодня? - предложил  Саша.
         - Давай! Но держись!  Я в форме! И песня будет моя! - предупредил я.
         - Ты тоже держись! Я же  - "куча рук"! - рассмеялся он.
         - Сосчитаю, проверю! - пообещал я.

         После разминки ко мне подошел Виталий Павлович.
         - Ты придумал просто замечательное определение: "Не переучиваться, а освоить новое"! Это применимо ко всем видам спорта. И не только спорта! - сказал он.
         - Может быть. эту мысль высказали и до меня! - мне было приятно, что оба тренера довольны.

         - Может! Но я не слышал ее раньше! И вот тебе приз! - Виталий Павлович протянул мне пакет.
         - Спасибо! - я держал легкий пакет и смотрел не Виталия Павловича.
         - Разверни, не смущайся! - подбодрил он.

         В пакете была ракетка. Непривычной, прямоугольной формы. Углы были скруглены. Накладки обе - красные, но
 с разными шипами. На одной стороне обычные, короткие. На другой - длинные и тонкие. В руке сидела, как влитая. И вес ее не ощущался. Красивая. И такой ни у кого не было!

         Ракетку разглядывали, сравнивали с нашими и хвалили. Мне предстояла игра с Сашей. Ракетку новую попробовать можно на следдующей тренировке.

         - Историческую встречу между галактиками объявляю открытой! - возвестил Шур, взявшийся судить.

         Мы начали. Разминка минуты три и поехали! Я легко выиграл первую партию. 21 : 6! Вторая была упорнее. Саша старался. Но 21 : 8 !  Саша с чувством пожал мне руку.

         - А не сыграть ли Вам еще разок? Пока я здесь! - Шур угадал наши мысли.

         Мы опять повторили весь ритуал. Саша играл очень хорошо. Но я не имел проблем. Первая партия 21 : 6 ! Как в предыдущий раз. Вторая партия 21 : 7!  Я не ожидал такого крупного счета. Саша опять пожал мне руку и побежал к Илье Ефимовичу.

         - Мы сыграли два спарринга и вот этот товарищ сделал из меня фарш, пюре, компот!  Я брал не более восьми очков в партии! - показывая на меня, радостно доложил  он. Такая реакция делала честь моему спарринг-партнеру.

         - Саша преувеличивает! Он играл не в полную силу! - я не  допускал, что  Саша вдруг стал играть хуже.
         - Все было по-честному! Я судил. Счет по игре! - Шур подтвердил результат.
         - Вы все молодцы! Скоро соревнования. Межрайонные. Будем готовиться! - сообщил наш тренер.

         Дома я привел новую ракетку в боевое состояние. Покрыл лаком ручку. На периметр наклеил ленточку, чтобы накладки не повреждались. И для красоты. Постучал о стену мячом. Прекрасно!  Я предвкушал правый удар накладкой с длинными шипами.

         Мы готовились к межрайонным соревнованиям. Сетка была на 128--ь участников. То есть, каждому предстояло сыграть максимум  семь встреч. Мы все, кроме Степы, были заявлены.

         Играть должны были в новом зале спорткомплекса Центрального стадиона. Встречи из трех партий. Проигравшие выбывают.

         Площадка зала была поделена на двадцать кортов. Каждый стол был огорожен полотнищами в метр, примерно, высотой. Маленькая стойка судьи и два стула для игроков. Скромно, но достаточно.

         Наши тренеры дали установки и  мы разошлись по кортам. Игровая форма у всех была близка к пику. Настрой боевой. Четыре круга мы прошли без потерь.

         Сетка была не в нашу пользу. Предстояло играть между собой и  "выбивать" друг друга. Виталий Павлович сказал, что  мы должны играть в полную силу и без всяких сантиментов.

         В четвертьфинале  пришлось играть Саше против Шура. Играли оба здорово. Победил Шур. Хом и я избежали противостояния. Хом обыграл своего соперника и вышел в полуфинал.

         Я уступилл своему сопернику. Он умудрился выиграть 8-мь очков подряд. И все мячи  "чиркали" по кромке стола. Это в третьей партии! Обидный проигрыш! Но я сыграл пять встреч!

         Ниг тоже вышел в полуфинал. Он с Хомом должны были сразиться  за выход в Финал. Выиграл Ниг. Он и стал чемпионом. По игре, как считали мы, победить должен был Хом.  Но получилось так, как получилось.

         Чемпионом стал Нигмат. Мы поздравили его с победой!  Первый большой турнир и победа!

         По итогам турнира нам присвоили второй спортивный разряд. Всем! Тренеры наши были довольныы. Мы получили подарки. Тренировочные костюмы и спартаковские майки.

         Секцию покинули Степа и Ниг. Степа переехал жить в другой район. Ниг перешел в другую секцию. Тренировался с резервом сборной Республики.

         Мы тренировались и  готовились к соревнованиям. Наша секция пополнилась новичками. Мы стали "ветеранами". Феруза уехала на сборы в Москву. Она стала впоследствии игроком сборной страны. Годы занятий в теннисной секции запомнились на всю жизнь!


Рецензии