И один в море воин. Подвиг лесовоза Ижора

Это случилось ранней весной 1942 года.

Обратный конвой QP-8 шел из СССР в Великобританию.

Страшен был холодный океан. Казалось, сам воздух Гренландского и Норвежского морей был пронизан леденящей тревогой. Где-то рядом, как стая волков, выискивающая добычу, рыскали корабли Кригсмарине, фашистского флота, давно снискавшего разбойничью славу. И линкор «Тирпиц», атаман этой шайки, гроза океанов, наводивший ужас на английских моряков, тоже был где-то рядом.

…Советский лесовоз «Ижора», груженный досками, производя ремонт в машине, отстал от конвоя QР-8. Законы войны суровы – караван ушел. «Ижора», восстановив ход, шла одна.

Когда-то, в свою молодость, «Ижора» была в первых рядах торгового флота, это был красивый, надежный, крепкий сухогруз. Время и тяжелые условия не щадили судно, и войну «Ижора» встретила в сильно изношенном состоянии. Но, несмотря на это, старое судно было мобилизовано и наравне с остальными тянуло лямку нелегкой службы военного транспорта. Вместе со своим экипажем, в составе которого в основном были сугубо мирные люди – моряки торгового флота.

7 марта 1942 года в 17 часов 20 минут лесовоз «Ижора», следуя в полном одиночестве, наткнулся прямо немецкую эскадру во главе с линкором «Тирпиц»…

…Мы никогда не узнаем, что чувствовали и переживали наши советские моряки, столкнувшись лицом к лицу с фашистской эскадрой, находящейся на расстоянии прямого залпа. Они знали, что с этого момента их может ждать только смерть или плен.

С «Тирпица» лесовозу был передан приказ – в эфир не выходить, радиосвязь прекратить, застопорить ход, покинуть судно на шлюпках. И, чтобы развеять сомнения в серьезности намерений, перед носом «Ижоры» был произведен предупредительный залп из орудия.

Вряд ли командующий фашистской эскадрой адмирал Цилиакс сомневался, что старый лесовоз посмеет ослушаться этого приказа.

И адмирал получил ответ.

У единственного орудия «Ижоры» появились люди. Советские моряки развернули 37-мм пушку в сторону фашистской эскадры и открыли огонь по немецким кораблям.

Капитан Василий Ильич Белов и его моряки приняли бой. Они знали, что бой этот будет для них последним.

Одновременно радист «Ижоры» Николай Александрович Гусаров начал передачу и успел передать в эфир радиограмму о нападении кораблей противника с указанием координат боя.

Рассвирепевшие враги обрушили на «Ижору» настоящий шквал огня. По советскому судну было произведено 11 выстрелов орудиями 150 миллиметров, 43 выстрела орудиями 127 миллиметров и 82 выстрела орудиями 37 миллиметров.

Бой был недолгим.

На «Ижоре» полыхал пожар, орудие замолчало, радиопередача прервалась, но советское судно, груженное лесом, упорно не хотело тонуть.

Надежно защищенные броней немцы, расстреливая беззащитное судно, ничего не понимали – «Ижора», как заговорённая, как бы в укор беспредельной жестокости и вопреки всем мыслимым и немыслимым законам физики и войны продолжала оставаться на плаву.

И еще одного не могли понять гитлеровские «морские волки» – почему, почему эти непонятные русские, почему они вопреки всем инстинктам самосохранения и законам человеческой логики, поступают так, как будто они бессмертны.

Разъяренный бессилием эскадры, адмирал Цилиакс объявил торпедную атаку. Но и выпущенные две торпеды не смогли потопить пароход, хотя он к тому времени превратился в решето. Последним аккордом безжалостного избиения стали две глубинные бомбы, сброшенные немецким эсминцем под борт «Ижоры».

В 18 часов 13 минут «Ижора» пошла ко дну.

Флот, наводивший ужас на весь мир, не мог утопить маленький пароход почти час.

Спасся только один человек – старпом Адаев Николай Илларионович, но и он позже погиб в концлагере.

Подвиг «Ижоры», погибшей, но не сдавшейся врагу, не был напрасным. Местоположение фашистской эскадры было раскрыто. Ее радиосигнал был принят английским крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12, что помогло этому конвою избежать встречи с линкором «Тирпиц» и спасло от разгрома. Уцелел и конвой QP-8. Ценой своей жизни советские моряки предотвратили смерть многих и многих моряков союзного конвоя PQ-12 и QP-8, а также гибель кораблей этих конвоев. Дошла до Советского Союза поставляемая по ленд-лизу военная техника, и невозможно передать, как много наших людей сберегла эта техника на фронтах, и какой урон нанесли врагу эти самолёты, танки, снаряды, торпеды...

Кроме того, сигнал «Ижоры» был также принят на британской эскадре адмирала Джона Тови, которая охотилась за «Тирпицем».

Подготовленная немцами операция «Дворец спорта» по уничтожению конвоев союзников провалилась. «Тирпиц» ушел на базу в Тронхейм. Больше он в боевых операциях до конца войны, точнее, до своей гибели прямо в укрытии в норвежском фьорде в 1944 году, не участвовал.

Экипаж «Ижоры»:

Белов Василий Ильич 1895 г.р., капитан;

Адаев Николай Илларионович 1905 г.р., ст. помощник;

Корольков Леонид Алексеевич 1909 г.р., II помощник;

Осипенко Иван Романович 1906 г.р., дублёр ст. помощника;

Шерстнёв Фёдор Васильевич 1916 г.р., III помощник;

Петров Михаил Петрович 1910 г.р., ст. механик;

Штрекер Леонид Фёдорович 1912 г.р., II механик;

Греков Константин Осипович 1903 г.р., III механик;

Гусаров Николай Александрович 1908 г.р., радист;

Смуров Владимир Иванович 1918 г.р., боцман;

Митин Василий Григорьевич 1915 г.р., плотник;

Хорьков Николай Степанович 1914 г.р., матрос 1 класса;

Марков Михаил Михайлович 1915 г.р., матрос 1 кл.;

Антропов Александр Николаевич 1914 г.р., матрос 2 кл.;

Шумков Юрий Вениаминович 1925 г.р., матрос 2 кл.;

Макарычев Алексей Иванович 1925 г.р., матрос 2 кл.;

Поступинский Сергей Кондратьевич 1910 г.р., ст. машинист;

Веденеев Фёдор Ильич 1917 г.р., машинист 1 кл.;

Фёдоров Борис Петрович 1916 г.р., машинист 1 кл.;

Давыдов Пётр Яковлевич 1910 г.р., кочегар-наставник;

Капитонов Егор Акимович 1897 г.р., кочегар 1 кл.;

Киричук Иван Николаевич 1909 г.р., кочегар 1 кл.;

Куропцев Григорий Павлович 1911 г.р., кочегар 1 кл.;

Пантелеев Пётр Фёдорович 1923 г.р., кочегар 1 кл.;

Митрошин Александр Трофимович 1923 г.р., кочегар 1 кл.;

Мохин Григорий Михайлович 1908 г.р., кочегар 1 кл.;

Свищев Дмитрий Иванович 1910 г.р., кочегар 1 кл.;

Чирков Захар Иванович 1910 г.р., кочегар 1 кл.;

Тимофеев Сергей Павлович 1916 г.р., кочегар 2 кл.;

Салин Иван Фёдорович 1915 г.р., повар;

Могутова Раиса Григорьевна 1922 г.р., камбузница;

Авдеева Анна Николаевна 1891 г.р., буфетчица;

Басова Агнея Николаевна 1905 г.р., уборщица;

Степанов Петр Андреевич, 1915 г.р., лейтенант.


Рецензии