Дворцы Петербурга. 18. Елагин дворец

   Елагин дворец - летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге.
Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название,
несмотря на периодическую смену хозяев – таковы были традиции властей в Петербурге.
   Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским.
Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле,
достоверно неизвестно, хоть где-то чертёж дома  и хранили.
Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги.
Первоначальный облик виллы на островах не сохранили.
    В начале XIX века  остров был выкуплен  Александром I не без причины -
для своей матери императрицы Марии Фёдоровны,
которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины.
   Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси.
Архитектор возвел на острове сразу несколько белых зданий, как белые паруса:
кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца,
там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.
   Овальный зал дворца был украшен кариатидами и ионическими полуколоннами,
купол расписан причудливым орнаментом,
а стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором -стюком.
В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета,
внешне очень похожий на фарфор при этом,
из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом.
    Мраморные стены других помещений художники расписали цветами,
сценами из античной мифологии, орнаментами,
а на потолках изобразили группы резвящихся купидонов, которых любили гости.
Особенно восхищали двери на первом этаже Елагина дворца,
оформлением которых занимался сам Росси.
   Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства,
вряд ли найдёшь из двадцати дверей пассаж такой:
двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой.
  Дверь кабинета Александра I на втором этаже была отделана украшениями из бронзы -
такой, что хотелость восхищаться украшениями - стихами без прозы.
    Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции
и в течение XIX века не подвергались переделкам, интерьерам потворствовала сама лира.
До сих пор они по праву считаются в России одним из лучших памятников эпохи ампира.
    После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства
Елагин дворец был признан памятником высшей категории,
имеющим историческое и художественное значение во Всемирной  истории.
С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы,
становится Музеем истории и быта, что создало их будущее и определило их судьбы.
   Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея сумели
не только сохранить от расхищения дворцовое имущество,
но и значительно увеличить его за счет поступлений
из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах нового имущества.
   В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована -
лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей,
а также в Павловский, Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, Гатчинский музей,
предметы из драгоценных металлов и оклады икон   
передана в финансовые организации – так гласил тогда закон. 
   В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха,
здание дворца используется для культурно-просветительной работы.
   Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу,
не говоря уже про огромные военные заботы.
    16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда
пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль,
на месте которого образовалась глубокая воронка; ущерб был больше, чем от наводнений и бурь:
снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил всё здание,
уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры – гениальные создания.
   От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям, будто на года.
Но ещё не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение
об открытии Центрального парка Культуры и Отдыха летом 1944 года.
   Силами всего города, его общественными и государственными организациями
и простыми жителями восстанавливался в те трудные дни
любимый всеми ленинградцами
Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни.
   Елагин дворец начал реставрироваться первым в городе
из разрушенных фашистами дворцов в Ленинграде.
    В 1946 году после изучения и систематизации исторических материалов
было принято решение восстановить исторический облик здания,
парадных залов на первом этаже
и кабинета императора Александра I на втором этаже.
   С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы, возрождающие шедевр-дворец.
В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец.
   Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде.
В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей,
Они заслужили это посещение мира искусства - представление к такой уникальной награде!
В новом дворце появился ещё один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.
С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, подобной которой нет, 
растянувшаяся почти на двадцать лет.
   Здесь устраивают интересные и разноплановые выставки: «Дулёвский фарфор»,
первую в Ленинграде выставку из частных коллекций, не представлявщуюся до сих пор, 
выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В. Яновской,
и другие, привлекающие внимание посетителей парка к каждой выставке, чувствам близкой.
   К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха.
На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели мамтеров XIX века,
скульптуры и бронзы первой трети XIX века.
   На втором и третьем этажах организуются временные выставки -
декоративно-прикладного искусства,  увлекающие интересы и чувства.
    В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца,
как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства,
было принято решение  о создании во дворце для наслаждения мастерством талантливого человека
«Музея декоративно-прикладного искусства XIX века»,
но только в 1987 году дворец
получил статус знаменитого музея, наконец.
    Новый музей входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами:
«Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр»,
 «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы»,
которые имели большой резонанс и массовую посещаемость – устроитель был мудр.
    В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды,
пополняя их за счёт закупок, даров, дотаций
и передач предметов из других организаций.
    В 1999 году, после банкротства
и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны нашей всей –
Ленинградского завода художественного стекла,
его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.
   Начиная с 2000-х годов проводится реставрация
парковых корпусов и павильонов ансамбля
и их дальнейшая музеефикация:
в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И. Росси,
в Конюшенном корпусе - выставочные залы современного искусства,
в Кухонном корпусе – фондохранилища. Всё наполняется экспонатами из мира  волшебства!
   В 2016 году во дворце начались реставрационные работы.
Дворец готовился к своему 200-летнему юбилею, чтобы предстать  после реставрации
во всём великолепии шедевров, расцветая.
В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла»,
в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города -
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо -
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии