Италия. Помпеи

                «Стафиус с Кветой были здесь»

     Когда мы подъехали к Помпеи, кто-то спросил нашего нового гида – Анжелу, маленькую сорокалетнюю женщину в очках, присоединившуюся к экскурсии на окраине Неаполя, знает ли она картину Брюллова «Последний день Помпеи». Она сказала, что видела её, когда была в Ленинграде и добавила с характерным акцентом: «Очень большая картина и очень нарьядная». Мне послышалась критическая нота, но для выяснения не было времени. Автобус уже стоял возле западных ворот «Порта Марина» древнего города.

     Трагедия, разыгравшаяся 23–25 августа 79 года, похоронила Помпеи, Геркуланум и ещё несколько поселений вокруг Везувия. 17-летний юноша Плиний Младший был в те дни в Мисенуме, на другой стороне залива, в 20 милях от вулкана. Он приехал навестить дядю, Плиния Старшего, автора 37-томной энциклопедии натуральной истории и адмирала римского флота (интересная черта эпохи: адмирал – учёный-энциклопедист!) и описал позже то, чему оказался свидетелем.

     В начале августа 79 года. пересохли многие родники – признак повышения подземного давления. 20 августа начались лёгкие колебания почвы. Некоторые люди, помнившие разрушительное землетрясение 62 года, собирали имущество и уезжали. Ночью с 23 на 24-е Везувий начал дымить. Северо-западный ветер гнал дым и пепел в сторону Помпеи. Около часа пополудни монстр вырвался наружу. С оглушительным треском пробка, закрывавшая кратер, раскололась. Вулкан превратился в гигантскую пушку. С огромной скоростью раскалённые камни, достигая стратосферы, теряли энергию и засыпали осколками землю на юго-востоке от вулкана. Некоторые камни были тяжёлыми. Летевшие с большой скоростью, они несли смерть.

     Через два часа Помпеи был засыпан на 30 см. Начали рушиться дома. От разбитых ламп и вытекающего масла возникли пожары. В первые часы извержения большинство людей бежало. Но по крайней мере две тысячи остались. Они прятались под крышами, ещё удерживавшими нагромождения камней.

     Маленький прибрежный Геркуланум, на западе от Везувия, не подвергался каменному дождю. Он был ближе, чем Помпеи к вулкану, и многие его жители, очевидно, уехали. Около часа ночи 25 августа давление в жерле вулкана упало, кратер обвалился. Огромная волна лавы прокатилась через город и деформировала берег. Геркуланум был закопан в могиле глубиной 20 м.

     Помпеи на другой стороне вулкана избежал этой лавины. Но Везувий продолжал засыпать его горячим пеплом. Утром 25 августа ворвавшееся в город облако ядовитого газа удушило всех, кто ещё уцелел. Между тем, накануне, 24 августа, адмирал Плиний Старший отправил несколько галер для спасения людей, и сам отправился с ними. Но вернуться они не смогли. 56-летний адмирал погиб 25 августа в Стабии, прибрежном городке близ Помпеи.    

     Многие из бежавших жителей Помпеи вернулись в последующие дни. Некоторые начали раскопки. Ядовитые испарения добавили новые жертвы. Опасные поиски вскоре прекратились. Несмотря на полное разорение, были попытки восстановить Помпеи. Тит, ставший римским императором за два месяца до катастрофы, назначил сенатскую комиссию для организации работ. Но задача оказалась непосильной.

     Римский поэт Статиус (45-96) задавал риторический вопрос: «Когда новые семена прорастут в пустыне, поверят ли будущие поколения людей, что целые города лежат под их ногами?» Люди действительно забыли погибшие города, но Везувий не позволил забыть его силу и коварство. На протяжении последовавших веков произошли десятки извержений, в том числе сильнейшее в 1631 году, погубившее тысячи жизней.

     Помпеи пролежал под пеплом до начала Х;ІІІ века. Лишь в 1860 году начались систематические археологические раскопки. Катастрофа застала город, посреди повседневной жизни, и пепел законсервировал всё, что уцелело при извержении. Архитектура зданий, мебель, посуда, украшения, скульптура, настенная живопись и мозаики открылись при раскопках. Даже фигуры людей и животных сохранились в виде полостей, образовавшихся в массе окаменевшего пепла после того, как истлела плоть жертв. Залитые гипсом, эти полости позволили воспроизвести всё, вплоть до деталей одежды и выражения предсмертных страданий на лицах людей.

     Когда мы вышли на залитые солнцем прямые улицы Помпеи между бесконечными рядами руин, отбрасывавших резкие тени на камни мостовых, я вспомнил разрушенный Кёнигсберг. В 1949 году увидел его проездом. Запомнилась жуткая картина мёртвого города, квартал за кварталом обезглавленных домов. Крыши, перекрытия, верхние этажи первыми рушатся при бомбёжках. Стены, печные трубы и то, что ближе к земле сохраняется лучше. Помпеи тоже погиб от своеобразной бомбёжки.

     К сожалению, лишь в последние годы археологи стараются не перемещать то, что находят. Наиболее ценные экспонаты из Помпеи в своё время перевезли в Неаполитанский музей. Многое ещё раньше было похищено и распродано. Но подлинность оставшегося на своём месте, в обрамлении природного ландшафта, неизменно влечёт людей взглянуть на этот чудом сохранившийся памятник античной цивилизации.

     Помпеи для своего времени был довольно большим городом с 25 тысячами жителей, и достаточно богатым. В нём не было характерных для Рима многоэтажных домов-трущоб бедноты. Поэтому он занимал большую территорию. Дома богачей с колоннадами, патио, бассейнами имели десятки комнат, от скромных спален до просторных, богато украшенных гостиных: фрески на стенах, статуи в углах и нишах, мозаичные полы. Мастерство древних художников поражает воображение. Мы восхищаемся колоритом и перспективой на полотнах Мазаччо и Рафаэля. Оказалось, что фрески Помпеи, созданные на 15 веков ранее, не уступают произведениям великих мастеров Возрождения.

     Правительственные и публичные здания окружали форум: зал собраний, консулат, суд и два важных храма – Юпитера и Аполлона. Рядом – рыночная площадь с лавками торговцев, павильон для торговли рыбой и мясом и загон для жертвенных животных. Неподалёку располагалась главная квартира профессионального клуба, игравшего важную роль в римской городской жизни. В Помпеи это был клуб сообщества сукноделов – роскошное здание с обширным открытым двором, окружённым двухэтажной колоннадой. Были в городе и три обязательные общественные бани и упомянутые выше театры. Таверну или ресторан можно было найти на каждой улице. Именно в Помпеи, император Веспасиан впервые сделал платными общественные уборные, заметив, что «деньги не пахнут». Были здесь и два десятка борделей. Приведя нас к одному из них, «Лупонарию», Анжела сказала: «Они тут завивали, как вольчицы, чтобы заманить клиентов» (lupa – волчица). Античное отношение к сексу было лишено ханжества, расцветшего позднее буйным цветом, и приведшего разными путями и к целибату, и к памятному нам заявлению: «В Советском Союзе секса нет!»

     Основным средством массовой информации были настенные надписи. В Помпеи найдено шесть тысяч граффити (graffiare – царапать): предвыборные – «Брутиуса Балбуса в мэры! Он сохранит нашу казну»; рекламные – «Группа гладиаторов Аулуса Цертуса будет драться в Помпеи 31 мая. Будут натянуты навесы» (приманка для зрителей многочасового представления под палящим солнцем); философские – «Ничто в мире не вечно!» и опровергающее эту философию, вечное как мир: «Стафиус с Кветой были здесь!». Древние помпеяне были очень похожи на нас.

     К концу экскурсии я понял смысл неоднозначного ответа Анжелы на заданный ей ранее вопрос о знаменитой картине Брюллова. В своё время Н. В. Гоголь, выражая всеобщее восхищение этой картиной и её автором, писал: «Его фигуры прекрасны при всём ужасе положения. Они заглушают его своей красотой». В том и беда, что заглушают. Помпеи – не музей, и его гибель – не миф. Помпеи – разбомблённый, убитый город. Побывав в нём, можно, если не почувствовать, то хотя бы представить себе ужас того, что произошло в августе 79 году с его жителями, так похожими на нас людьми.


Рецензии