Поистине испепеляющий ангел! Огненный ангел, опера

 Поистине испепеляющий ангел!
"Огненный ангел", опера Прокофьева, Приморская сцена Мариинского театра,  Владивосток, 28 августа  2020 года.

Именно за чудеса я люблю свои театральные вояжи по местам выступлений Владислава Сулимского  по России и за рубежом! Во Владивостоке  хожу не только на его спектакли. Вот и с  "Огненным ангелом" так вышло.
Два исполнения одной и той же оперы, во многом с теми же артистами того же театра, но на разных площадках - в Петербурге и Владивостоке. Сценическая версия в северной столице (23 августа  2020 года), и концертная в дальневосточной. После петербургского представления я просто пожала плечами и скептически поразмышляла о шизофрении, а после владивостокской - пришла в полный восторг, орала браво, стоя аплодировала и поражалась яркости собственных впечатлений! Мощная, живописующая, захватывающая музыка Прокофьева, потрясающее пение, яркие вокальные образы! Сегодня зрителям выпал настоящий музыкальный  джек пот! Какие-то высшие силы постарались. Ведь чудес  без этого не бывает!
А на сцене в обоих случаях были Елена Стихина (Рената),  Евгений Никитин (Рупрехт), Андрей Попов (Агриппа), Елена Витман (хозяйка гостиницы), Анна Кикнадзе (гадалка), хор и оркестр  Мариинского театра во главе с дирижером Валерием Гергиевым. Появились и новые замечательные солисты в небольших партиях как из Петербурга - Юлия  Маточкина (настоятельница монастыря), Илья Банник (доктор Фауст), Андрей Попов (Мефистофель), Михаил Петренко (инквизитор), Юрий Власов (работник),  так и из труппы Приморской сцены - Вячеслав Васильев, Мария Суздальцева, Елизавета Сенаторова, Анастасия Кикоть, Александр Диянов и другие . Они, конечно, придали представлению новые краски,  подняли исполнение эпизодических ролей на уровень ведущих солистов. Но главная разгадка, кроется, по-моему  в трех обстоятельствах. Во-первых, возможно, свою активизирующую роль сыграл стресс, поскольку спектакль начался на полтора часа позже, сначала ждали маэстро, потом из аэропорта добирался оркестр, думаю все были на взводе, а разумное общее волнение, как известно, сплачивает и становится залогом успеха. Музыка и солисты звучали так, словно по итогам выступления решался вопрос жизни и смерти. Никогда бы не подумала, что меня так может захватить музыка Прокофьева! Во-вторых, сказывалось концертное исполнение, свободное от режиссерского диктата (я называю это "эффектом "Иоланты" после волшебного концертного исполнения этой оперы Чайковского на Петербургской сцене в первые послекоронавирусные выступления Мариинки). В этом случае  солисты поют только на авансцене, где звук ярче и сильнее.  И, в-третьих,  особая акустики более маленького зала Приморской сцены, которая позволяет донести до зрителей всю красоту голосов певцов,  не ослабляя их огромным простанством глубины и ширины сцены и объемом самого зала. Во Владивостоке зрительный зал классических размеров старых оперных театров. Люблю я этот зал.
Конечно, сегодня меня поразила в самое сердце Елена Стихина  своей  сумасшедшей  Ренатой, такой властной, своенравной, изворотливой, льстивой, коварной и безжалостной! Словно с натуры списана! Какие интонации, перепады настроения в голосе, как легко он звучит,  просто завораживает причудливым рисунком мелодии. Кажется, что эта дисгармоничная изломанность музыки дополняет и усиливает безумные слова, мысли, желания  и просьбы, которые от нее исходят. И они захватывают, ужасают. Сегодня поражала динамика происходящего, этому способствовало и исполнение оперы без антракта. Вихрь музыки, словно огонь, пожирал не только  душу одержимой дикими идеями  Ренаты, но, словно пожар, испепелял всё и всех  кругом. Вот уже пляшет под дудку безумицы Рупрехт (Евгений Никитин), который только и собирался, что "поматросить и бросить". Теперь он уже  и жениться готов, на коленях об этом просит, пытается пробиться к чувствам помешанной на ангеле девушки, разобраться в клубке ее любви, ненависти, легкого садизма и мазохизма, исступленной и извращенной страсти к нереальному персонажу. Рупрехт у Евгения Никитина весьма хорош, понятен,  убедителен, вокально ярок и порывист. Он земной, отважный, прямой влюбленный человек. И мелодически его партия иная. Никакой изломанности, все вполне  логично,  весомо, основательно. Он, кажется, никак не поймет, что имеет дело с сумалишенной.
Великолепен был сегодня  Андрей Попов.  Я небольшой поклонник харАктерных голосов, но его Мефистофель - это гениально! А какую зримую музыку подарил этому герою Прокофьев! Он и жрет, и рыгает, и чавкает, и ругается, и портит воздух, и кряхтит, и требует баранины, и хихикает, словом, ведет себя, как истинный раблезианец, любитель плотских утех! Еще бы! Главный вершитель всей вакханалии в сюжете!
Удался и Михаилу Петренко его герой - Инквизитор. У Прокофьева он и сам сущий дьявол. В музыке финальной вакханалии слышно, как бесы, словно рой надоедливых насекомых, заполоняют все пространство, завладевая  всеми. Никому не спастись! Они уже выросли в могучих монстров и орудуют везде,  даже среди монахинь!
Что-то изумительное сегодня творил и хор, и ансамбль шести монахинь и дуэт юных монахинь. Перекличка мелодий, имитация колокольного звона и адских воплей, плача и стенаний, истеричных призывов и повелений: изыйди! Вакханалия удалась на славу!
Как и вся опера!
Овация была долгой, несмотря на поздний час. Артистов не отпускали минут десять. И им вынесли цветы и вручили на сцене! Такая прекрасная традиция! Когда же она, наконец, вернется и в на Петербургскую сцену?! Так приятно видеть цветы в руках любимых артистов!


Рецензии