Сода-солнце спустя десятилетия

       Совсем недавно я начал читать фантастическую повесть «Сода-солнце» и вскоре с удивлением понял, что уже читал её, но очень давно. Сразу взяв повесть «Самшитовый лес» я прочёл пролог и понял, что и её тоже читал. И тогда нахлынули воспоминания. Оказалось, что моё знакомство с творчеством Михаила Анчарова началось ещё в подростковом возрасте.
       В то время я читал запоем практически всё, что попадало под руку, и был записан во все библиотеки города, куда меня только пускали. Надо сказать, что всем другим жанрам я предпочитал фантастику, которую было не так легко достать. Помню, я испытывал чувство истинного восторга, держа в руках ещё не прочитанный сборник фантастики.
       Конечно, я не мог пройти мимо фантастических произведений Михаила Анчарова. Должен признаться, что тогда я не особенно запоминал имена авторов книг, которые читал и именно этим обязан своему недавнему удивлению.
       Тогда меня больше всего увлекали интересные сюжеты, а описания природы и длинные рассуждения я привычно пропускал. Но произведения Михаила Анчарова я сам того, не замечая, читал по-другому.
       В повести «Сода-солнце» с тех давних пор мне запомнился в основном несложный сюжет и очень простой, и ясный язык изложения. Некоторые места, где идут рассуждения о человеке и о творчестве, я тогда посчитал очень важными для себя, но несколько сложными. Перечитав их несколько раз, я решил позже обязательно вернуться к ним снова но, к сожалению этого не сделал.
       Повесть «Сода-солнце» оставляет после прочтения чувство чистоты и света. Как будто вся она пронизана солнцем. Очаровывает тонкая и озорная ирония в тексте.
       По сюжету повести признанный учёный, и бывалый археолог ещё в пору своей юности знакомится с необычным романтиком. Все зовут этого романтика Сода-Солнце. Создаётся впечатление, что для него нет ничего невозможного, настолько глубоки его рассуждения и необычны поступки. И не сразу понимаешь, что он не стареет и спустя десятки лет остаётся молодым. Неожиданно появляясь и столь же неожиданно исчезая, Сода-Солнце всегда вносит некоторый беспорядок в привычную и размеренную жизнь. Но при этом он неизменно пробуждает в людях истинные чувства, жажду поиска и творчества.
       В то давнее время мы часто и порой горячо обсуждали прочитанное. Старались понять мотивы поступков героев произведений и размышляли, как могли бы поступить сами на их месте. И, конечно, мы мечтали о будущем и были уверенны в том, что оно будет прекрасным.
       Тогда, мы называли это будущее «коммунизмом» и не знали другого подходящего определения. Но мы понимали его, не совсем так, как учили в школе. Не торопились вступать в комсомол и по возможности избегали участия в  коммунистических субботниках, а тем более в первомайских демонстрациях. Мы называли тогда подобные мероприятия «показухой». Но было ясное понимание, что возможна другая жизнь, в которой всё устроено справедливо и все люди по настоящему счастливы.
       Михаил Анчаров в своих произведениях давал надежду на то, что рано или поздно наступит действительно светлое будущее человечества. Он даже указывали пути к нему.
       И важнейший из путей в том, что творчество – это  основной способ жизни и, следовательно, в творчестве её смысл.
       Так, например, в самом начале повести «Сода-солнце» он устами своего героя ставит вопрос, на которых сейчас в реалиях становления общества потребления далеко не каждый сумеет ответить: «Потом однажды человек оглядывается и видит – идет трезвая жизнь, люди заняты повседневностью. Ну, а дальше что? Из-за чего хлопотать? Еда? Одежда? Интересные поездки? А куда поездки? Дальше старости не уедешь, и все, что положено увидеть тебе на твоем отрезке дороги, ты увидишь из окна вагона …».;
       Практически вся повесть «Сода-солнце» является ответом на поставленный вопрос, а в самом её конце даётся исчерпывающее, на мой взгляд, объяснение: «У всех нас есть чувство, что человек может быть лучше, чем он есть. А что значит быть лучше? Это значит соответствовать основным условиям своего существования. А основные условия для человека – это другие люди, отношения с которыми постоянно искажаются его и их вожделениями. Однажды я видел, как три тысячи человек слушали старичка, который сидел спиной к публике. И это были совсем другие люди, не те, которых я знал раньше. Старичок на органе играл Баха. И тогда я подумал, что если сейчас человек иногда бывает таким, то когда-нибудь он таким будет всегда. И если для этого надо стать музыкантом, художником или поэтом – в общем органистом, то я хочу им стать, чтобы тормошить души и готовить те времена, когда люди наследственно станут такими, какими они сейчас бывают в момент творчества».;
       Насколько себя помню, я всегда был убеждён в том, что каждый без исключения человек по-своему талантлив. Задача человека лишь в том чтобы открыть в себе этот талант и творить на радость себе и другим людям. Но лишь перечитав повести Анчарова, я вспомнил, когда впервые задумался об этом и понял, откуда во мне эта уверенность.
       К сожалению, появились  поколения молодых людей, которым имя Михаила Анчарова ни о чём не говорит. Его книг нет в школьной программе, с экранов телевизоров в постсоветское время постепенно исчезли поставленные им фильмы и спектакли.
       И радует то, что сейчас, несмотря на новые реалии Михаила Анчарова многие помнят и в Москве регулярно проводятся Анчаровские чтения. В Интернете немало ресурсов, где почитали творчества Михаила Анчарова, выкладывают информацию о нём, делятся впечатлениями и организовывают встречи.
       Теперь спустя десятилетия уже понятно, что творчество Михаила Анчарова не подвержено влиянию времени и сохраняет свою значимость.
       Известный социолог, профессор В.И. Ильин охарактеризовал  российскую реальность  начала XXI века следующим образом: «В стране сформировалась такая социальная система, в которой деньги и материальные ценности стали почти единственным мерилом жизненного успеха…».;
       Поэтому сейчас творческое наследие Михаила Анчарова не менее, а может быть даже и более актуально, чем в середине и конце прошлого века.
       И дело даже не только в том, что всё оно пронизано гуманизмом, верой в человека и его лучшие качества. Всё дело в личности Михаила Анчарова. Ведь он и был тем самым музыкантом, художником и поэтом, о котором писал, и который «тормошит» души и делает людей лучше.


1. Анчаров М. Сода-солнце. М.: Молодая Гвардия. 1968. (Библиотека советской фантастики). С. 5.

2. Там же. С. 46.

3. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005.  Т. 14. № 2. С. 3-40. 


Рецензии