Дворцы Петербурга. 16. Белосельских - Белозерских

    Дворец Белосельских-Белозерских; он же Сергиевский дворец -
дворец в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.
  Автор проекта - архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство
в стиле так называемого «русского необарокко» - очаровывающим взор над Фонтанкой.
   В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина
небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки,
где дворцовые постройки созданы ещё не были.
Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов
построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле.
    В 1847-1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером,
приобретя современный вид, который могли создать только талантливые творцы.
Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы.
    Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского.
В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса у дома,
выходившие на Невский проспект и Фонтанку,
но и возведены новые флигели во дворе главного дома.
   Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания.
Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец,
выстроенный по проекту Бартоломео Растрелли - его более раннее архитектурнее создание.
   В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы
русского барокко XVIII века.
Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен.
По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид – подобия того же века.
   Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером,
яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины.
Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры,
поддерживающие позолоченные канделябры, сделанные под старинные,
а в ажурной решётке перил – выдумка архитектора-творца -
автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца.
    Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских:
стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком,
камин украшен рельефным узором,
огромное зеркало в позолоченной раме отражало все книги, очаровывая ими тайком.
    Название «Белосельских-Белозерских» условно:
один из наследников мясниковских миллионов, доставшихся ему, возможно, на его беду -
генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский - заказал здание в духе Растрелли
Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году.
   Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте,
выйдя замуж за князя Василия Кочубея.
Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов
и светских вечеров – с ними было веселее.
Дворец был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом,  чтобы
сюда чаще приходили даже  царские особы.
   В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) - с очарованием в лице -
вышла замуж за Константина Белосельского, флигель-адъютанта, сына Елены Павловны
от первого брака (во втором браке - княгини Кочубей) и поселилась во дворце.
   Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы для богатых,
хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом - по последней моде 1880-х.
   В это время произошёл кризис - капитализация металлургических предприятий Урала,
главных активов хозяина, - капитализация стремительно увядала.
   Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства,
но не смог спасти положение, и в конце концов
 вынужден был рассчитаться с казной - этим дворцом.
   С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича, младшего брата Александра III,
став в некотором роде свадебным подарком к его браку (подарок воистину царский)
с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной).
Дворец получил новое название - «Сергиевский».
   С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.
В 1905 году Сергея Александровича убил Иван Каляев - эсер-боевик,
в особняке всё изменилось, в нём мало кто бывал.
   Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители .
Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа –
Дмитрий и Мария, которых счастливой судьбой наградили:
Мария Павловна вышла замуж за шведского принца потом,
а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском.
   Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец -
мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников в Стокгольме
на Олимпиаде 1912 года, был известным автогонщиком, наконец.
    В последние годы империи он охладел к государю и государыне,
с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина по известной причине,
хотя это никому не было позволено.
После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция:
«В России убивать никому не дозволено».
   И Дмитрий Павлович  расстался с дворцом:
его выслали в Персию потом.
    Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский госпиталь,
торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы в дни 1916 года
и просуществовавший до января 1918 года.
     После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских был сохранён,
как и многие другие - был национализирован.
   Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими -
она была перевезена частично в Эрмитаж, чтобы сохранить искусство чудодейства,
а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.
    В 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан
Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга
и в нём было размещено государственное учреждение культуры
«Петербургский культурный центр» Петербурга.
   С середины 1990-х и до 2004 года во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.
Сделаны они были, конечно, не с натур.
    Здание передано под юрисдикцию Управления делами президента России в 2003 году.
Большое внимание уделяется его техническому состоянию.
Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году.
   В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой
были возвращены изначальные цветовые решения, созданные по-новой,
задуманные А. И. Штакеншнейдером, отреставрированы все живописные полотна и панно,
встроенные в стены Парадной столовой, как и было архитектором на чертежи положено .
    Во дворце сохранились подлинные интерьеры,
среди которых выделяются парадные залы на втором этаже, созданные в изящной манере:
   бывшая библиотека - Дубовый зал,
использовавшийся как малый концертный зал,
Бежевая, Зелёная и Малиновая гостиные,
Картинная галерея, Парадная столовая,
Бальный (Зеркальный) зал с прекрасной акустикой, которым можно было пользоваться
для проведения концертов, он до сих пор в этом качестве используется.
Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины - конца XIX века:
камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое – на века!

   Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города -
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо -
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии