Запись сто семьдесят шестая. Чехов в Томске

1.02.10  В пятницу выход в библиотеку по зову Ольги Геннадьевны – вечер, посвящённый 150-летию Чехова.
Полетела на такси, потому что - ну очень скользко на улице. Но, к глубокому разочарованию, это была лишь презентация книги «Чехов и Томск», выпущенной по случаю.
Вот, знакомлюсь.
Отобранные из газет, переписки, документов сведения, относящиеся к Томску того времени, когда город, по дороге на Сахалин, не надолго посетил Антон Павлович.

Пока себе думаю: прочти я её в 61-62-ом годах – ни за что бы в этот город не поехала. Городу никогда не было до культуры. Но местные богатеи (благотворители и из соображений снимать общественную напряжённость) тратили десятки и сотни тысяч на помощь бедным и нуждающимся, а вот на фонари и дороги денег не хватало. Потому и Чехов скривился на этот город, и в газетах – ТАКИЕ безобразия описываются!

Вела Ольга Геннадьевна. Я по ходу вечера и сказала ей на ухо: «Только деньги зря потратила на такси – вечера-то по Чехову-то не было, презентация книги только». Та огорчилась и подарила мне от библиотеки эту книжку.

В субботу опять культурное мероприятие – теперь на Батенькова. Вечер подготовлен Олей Кортусовой, Вакариной, Ниловым и компанией.
Ну, тут всё живее. Бывший диктор местного ТВ Потолов читал биографию и основные жизненные вехи писателя, читались рассказы, кто-то играл на рояле. Лена Клименко тоже читала рассказ. Народу было много.

Странное впечатление от воспоминаний Авиловой - то ли возлюбленной, то ли обожательницы Чехова. Галина Сергеевна их читала в своей манере - с придыханием и многозначительными паузами. Отчего у меня создалось впечатление, что то ли мемуаристка дура, то ли Чехов над нею издевался, то ли то и другое – вместе. Не похоже, чтобы авторша таких перлов: «Я не могла говорить от волнения, видела, что и его обуревали те же чувства», - могла быть привлечь внимание совершенного отрицателя пошлости. Разве была уж очень хорошенькой, и он, женский поклонник, просто любил быть около неё. «Жаль, что вы замужем!» Это Чехов?

Очень я была рада Люде Костюченко. Да многих там своих увидала.

А вот в конце О.Г. мне испортила настроение – пришлось ей отказать в просьбе: «Н.Я., дайте мне ваш экземпляр, а то я мало книг принесла, участникам надо раздать». У меня в голове просвистела стрела – «последствия»: я не смогу книгу прочитать к следующей субботе, когда собирается снова возобновиться «Автограф»; навряд ли я вообще её получу (всего 200 экз.); как и у кого я буду потом её выпрашивать? А книгу мне очень хочется прочесть до конца. Ну и этика – я не могу терпеть, когда забирают подарки. К передариванию отношусь терпимо, а вот когда говорят: «Верните» - тут я в штыки. Ольга, похоже, обиделась. И главное, уже все расходились (О.Г.  ушла раньше) - вдруг возник Валечкин глас: «Надо книгу дать Вайнштейну!» – он говорил уже под топот уходящих ног, никто его не слушал, и Валечке его стало жалко.
Вот  если бы мой экземпляр попал к нему - представляю свои ощущения.


Рецензии