О карьеризме

О карьеризме

"Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху, связанное с постоянным беспокойством".
Этот афоризм принадлежит Альберту Эйнштейну.

Я вовсе не Эйнштейн, но в своей жизни однажды претворил, в какой-то степени, в жизнь это его утверждение, даже не подозревая о его (афоризма, не Эйнштейна!) существовании. Тогда я работал начальником электротехнического отдела в большом проектном институте. Работа мне очень нравилась, ходил на нее с огромным удовольствием. Сумел подобрать великолепный коллектив, состоявший из очень толковых специалистов и не менее хороших людей. В результате проекты выпускались весьма добротного качества (у нас никогда не было нареканий со стороны заказчиков), в срок и досрочно. По этим причинам мы выбирали полностью, стопроцентно, все положенные нам премии. Зарплаты тоже у всех сотрудников отдела были очень и очень неплохие.

Не удивительно, что однажды мне поступило от руководства предложение перейти на должность заместителя главного инженера института, на которой я должен был курировать работу всех специализированных отделов, разрабатывающих разделы электро-, водо-, тепло-, газо-, холодо-, пароснабжения, горячего водоснабжения, подачи сжатого воздуха, кондиционирования воздуха, вентиляции и связи. Один из главных специалистов нашего института длительное время бился за то, чтобы в институте была создана такая должность, и чтобы именно он ее занял. Решение о создании такой должности было абсолютно правильным. И человеком он был, безусловно, очень толковым. Но у руководства института были свои соображения на этот счет. Прибавка к зарплате - тридцать рублей в месяц. Я немного подумал и отказался.

У руководства глаза на лоб полезли. От таких предложений никто и никогда не отказывался. А отказался я как раз по причине, указанной в записке Эйнштейна. Всех денег не заработаешь, тех денег, что я получал на должности начальника отдела, мне вполне хватало, свою работу я знал досконально, так как прошел все ступени должностной лестницы без какого бы то ни было блата, своим горбом. На новой должности мне пришлось бы влезать во все тонкости технологий и специфики работы этих отделов, а до того момента, когда я все это освоил, мне пришлось бы бесчисленное количество раз краснеть из-за незнания разного рода нюансов во время всевозможных совещаний у руководства института и главка.

В данном моем решении, однако, мною были продуманы все возможные плюсы и минусы, все негативные и позитивные последствия принятия этого предложения или отказа от него. Постараюсь их сейчас изложить. Дело не только в том, что я не хотел ничего менять из-за боязни нестабильности последующего периода моей жизни. Были и другие причины. Например, наш институт имел, прежде всего, строительный уклон ("Средазгипроцелинстрой"). Он входил в структуру строительного Главка "Главсредазирсовхозстрой" Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. По этой причине шансов на последующий рост у меня не было вообще, так как я не был строителем. Всегда директора и главные инженеры нашего института были строителями.

К тому же я понимал, что на предлагаемой должности меня, рано или поздно, заставят вступить в КПСС, так как на такой должности должны находиться только люди, которыми можно управлять разными кнопками. Я никогда не был диссидентом, антисоветчиком, но меня совершенно не прельщала перспектива быть универсально управляемым человеком, перспектива быть избранным в партбюро или в секретари парткома, перспектива участия в бесконечных партийных заседаниях и собраниях, перспектива вызовов в райком партии или на разбор в партбюро Главка.

Кроме того, верхушка нашего института, включая замов главного инженера, обычно не уходила вечером из здания одновременно с "совслужащими", а задерживалась на какое-то время в кабинетах главного инженера или директора для "разбора полетов". В субботние и воскресные дни они частенько тоже заявлялись по утрам в кабинет директора для того, чтобы помочь ему в ответах на неожиданные звонки главковского руководства. Все это также повлияло на принятие мной негативного решения.

Так что достигнутый мной рубеж оказывался самым оптимальным для меня. Я  не был вялым и ленивым, не боялся перегруза моего организма умственно и физически, мой ум был нагружен беспредельно не только благодаря обилию работы на моей должности, но и по причине освоения мной немалого количества языков. По этой причине моим отдыхом была только смена вида работы. Кстати, так бывало и в школьные годы, когда я неистово занимался радиолюбительством. 

Я и решил, что спокойствие - дороже всего. Кстати, после моего отказа, такая должность так и не была создана в нашем институте.

Борис Пономарев


Рецензии