Баб-аллан
=====================================
Баб-ал-Лан, Аланские ворота, Кавказские ворота, Сарматские ворота, Дарьял.
Крепость Баб-Ал-Лан в ущелье реки Терек своё название получила в 7-м веке, когда тут появились арабы.
Но построена она была в Дарьяльском проходе в 2-м веке по Рождеству Христову. Строили её сарматы. Это была южная граница их государства, которое впоследствии получила среди историков название Алания. Эта граница проходила по самому гребню Большого Кавказского хребта. Тут везде высокие горы и скалы, которые буквально нависают над Дарьяльским ущельем, надёжно закрывая южную границу Сарматского царства. Кроме крепости Баб-ал-лан, сарматы построили ещё несколько крепостей в этом ущелье, но самой знаменитой стала именно эта.
Место для контроля за древним торговым путём и военной дорогой было выбрано очень удачно. Через Аланские Ворота идёт единственный путь в горы. Там было много крепостей, но эта была самой неприступной. Древние персидские, арабские, аланские поэты прославили крепость Баб-ал-Лан во многих своих сочинениях.
Обойти крепость было практически невозможно, поскольку в этом месте на протяжении трёх километров над руслом Терека возвышаются скалы высотой до одного километра.
Во времена персидского героя Исфендийяра, крепость была усилена, при ней появились помещения для размещения гарнизона защитников на 500 воинов. Внизу, в долине ущелья было обустроено место для посада, куда приходили ремесленники-оружейники, а также торговцы. Это место всегда называлось Дарьял и никогда не меняло своё именование.
Именование крепости на скале Баб-Аллан являет собою квинтэссенцию арабского слова «баб», означающего крепость и осетинского слова «лан», означающее дорога, страна.
Есть другое объяснение этого слова, согласно которому тюркское слово «баб» означает возвышенное укреплённое место, а слово «аллан» означает самоназвание народа.
Именование Дарьял производят от слова «тарь-ял», что означает узкая, торная дорога. Приставка «ял» может означать «аланский». То есть узкая дорога Алан.
В нартском эпосе есть Великан по имени Тарьял. Можно предположить, что этот мифологический персонаж в нартский эпос попал из древнего сармато-аланского, в котором этот великан мог представляться и скалой, и крепостью, которые получили именование Тарьял.
Арийская лексикология утверждает, что первое слово «Дар» идёт ещё от арийской лексики с многозначным пониманием. Это может быть и дар, и дорога, торная тропа в горах.
Персы довольно долго владели Дарьяльским проходом, постров в тут целую сеть крепостей, главной из которых была Дарьяльская. Здесь много веков стояли дружины персов бок о бок с аланскими воинами. За это время многие персидские слова вошли в лексический оборот алан.
Персидские исследователи считают, что на пехлевийском языке Дарьял означает Ворота героев. Одно из аланских отделений называет себя иронцами, и землю, на которой живут они называют Иронистан. Но и многие нынешние персы называют себя ирони. И таких примеров сотни и сотни.
Так или иначе все толкования ведут к термину Аланские Ворота.
Некоторые исследователи утверждают, что в черновиках Птолемея его географического труда «Руководство по географии», написанному в середине второго века по Рождеству Христову, есть заметки о существовании в прохода через сердцевину Кавказа, который построили сарматы, когда Христос ещё был жив. Там по Птолемею была неприступная скала, где находились воины, охранявшие торговый путь через ущелье.
Масуди утверждал, что название Баб-Алан относится к Дарьялу, но он не связывал эти пункты в одно целое. По всей видимости, Дарьял у Масуди находился не на скале, где много позже была построена крепость. Дарьял был поселением сармат в нижней части ущелья, ближе к реке, где была площадка, на которой жили ремесленники, скотоводы и рыболовы.
Неизвестный автор Дербенд-наме утверждал, что эти ворота находятся в Алгонской стене, строенной Исфандийяром. Однажды она была разрушена, но её восстановил Ануширван, сын Кавада. Остатки этой стены сохранились и сейчас. Алгонами считали древних аланов, выходцев из Массагета.
Алгонская стена проходит за селом Алханлу к крепости Чираг, а оттуда к развалинам неизвестного города на горе Ата, и дальше, до горы Баба-даг.
Из этих разноречивых данных можно сделать вывод, что крепостей под названием Аланские Ворота было несколько. Они были и в Дарьяльском ущелье, и в Грузии, и в Ширване. В древние времена аланы контролировали почти все северные отроги Кавказа, поэтому они могли проходить в южные ущелья Кавказа, где, с помощью персов, строили крепости.
Это был самый могущественный народ 4-6 веков на Северном Кавказе, и его имя древними историками было распространено на многие остальные народы. В армянской летописи северная часть Муганской степи, которую всегда контролировал Ширван, именуется Аланской.
Пришедшие сюда в 8-м веке арабы, назвали крепость на скале Баб-ал-лан при описании военных мероприятий. Они её реконструировали для своей стратегии защиты крепости от нападений. Но при этом у них присутствует также и название Дарьял, которое применялось при описании хозяйственной деятельности.
Можно предположить, что город Дарьял располагался внизу, где-то на берегу реки, а крепость устроена была выше, на километровой высоте.
Крепость имела форму почти идеального круга. В крепости были две башни. Одна башня служила для дозора над местностью, а другая стояла на входными вратами, которые были единственными в крепости. Из стен крепости можно было вести обстрел осаждающих по всей окружности.
К крепости вела единственная тропа, часть которой проходила по противоположному склону ущелья. Все следовавшие этой тропой попадали в поле обстрела из Крепости.
Крепость могла вместить гарнизон в тысячу воинов. В пределах Крепости был источник воды, несколько пещер для хранения арсеналов и провианта. Через эти пещеры были также проложены тайные ходы, которые вели в тыл нападавшим.
В 1222-м году крепость пытался взять Субэдей. Монголы начали обстреливать стены крепости из камнемётов, но они не приносили стенам никакого вреда. Попытка прорваться через мост перед воротами в крепость тоже оказалась неудачной, мост провалился и сотни монгол упали в бездну. О защитниках крепости в этих сообщениях говорится мало, но, судя по всему, там находились не только аланы, но и арабы, для которых сохранение крепости было политически важным.
В 1228-и году Баб-Ал-Лан пытались взять вторично чингизиды Гуюка и Мунке, будущие Великие ханы. Монголы пытались уговорить защитников выйти из крепости, обещая посулы, Крепость два года осаждали, пытаясь выморить защитников голодом, но из крепости были тайные ходы в долину Дарьяльскую. Только сделав подкоп под скалой выше крепости и обрушив её, монголам удалось прорваться в крепость.
Однако полного контроля над Дарьялом монголам установить не удалось. Аланы и арабы совершали каждодневные вылазки из многочисленных ущелий на монгол, которые не могли противостоять горцам в незнакомой местности. Монголы ушли, а крепость была восстановлена.
В 1258-году Арабский Халифат приказал долго жить. После его распада арабы не присутствуют в ущелье. Аланы как называли крепость и город под ней Дарьялом, так и продолжали это делать.
Баб-ал-Аалан, являя собой пятисотлетнюю историю крепости, воспарил в Лету, став призраком, которого призывают исследователи, натыкаясь на остатки крепостей по всему Кавказу.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220082800059