Ближние и дальние Гл. 42, 43

     Повесть с элементами романа. «Ближние и дальние».
          Часть вторая «Род благочестивый». (Основная, наверное).
         Глава сорок вторая «Единство, что вне времени земного».
Любая благочестивая большая семья всегда «пересекается», «сливается» с великим множеством других. Словно ручейки малые в одну большую реку многоводную вливаются, чтобы вместе дальше по жизни идти. И рассказ о лётчике Даниле Петровиче и супруге его – преподавателе и переводчице Светлане Игоревне  - один из очень ярких тому примеров.
А потому возвращаемся в год столетия Первой Мировой войны. 
Думаю, мы не забыли, что всё происходящее началось с Крещения тройняшек -  Софии, Константина и Вячеслава в Храме Великомученицы Ирины в удивительно ясный день воскресный в начале ноября…
 Как прекрасно, что в этот день здесь столько близких людей собралось. По-настоящему близких...
  Только при всём искреннем желании домой всех, Таинству Крещения причастных,                не позовёшь.
Николай и Ирина  всех от души поблагодарят – а после пригласят всех в разные дни. Бабушки и прабабушки – по очереди -  для прихода гостей будут свои фирменные пироги  с фруктами, сыром или рыбой печь, или бисквит по рецептам вековой давности, творческие идеи привнося…
Мы же вновь обратимся к присутствующим. Все, о ком уже было рассказано, и те, о ком рассказ ещё впереди, здесь, в Храме Великомученицы Ирины, Таинству Крещения Причастны.
 Да и те, что этот мир уже покинули, тоже словно незримо присутствуют, наверное, как на Литургии, суть которой в «общей», «совместной» молитве – живых с усопшими.
Нельзя же, в самом деле, забыть Чету Супружескую, в честь Благоверных Князей наречённую – дважды «рождённых» Петра Михеевича и Февронию Васильевну, соседей их  - Любовь Васильевну и Ивана Викторовича, ставших для молодых тогда супругов                по сути родными людьми. Невозможно не вспомнить Отца Василия и сына его – Отца Спиридона – новомучеников неявленных и жён их – сестёр милосердия -  Серафиму Сергеевну и Марию Георгиевну. Нельзя забыть и  прошедшего сталинские круги ада  доктора Илью Васильевича, принявшего на себя заботы о семье старшего брата, безбожной властью  убиенного. Не вспомнить в ночь ареста вместе с отцом ушедшего Никиту Спиридоновича и супругу его Татьяну Дмитриевну. Нельзя, наконец, забыть столько скорбей претерпевших лётчика Петра Михайловича и сестру милосердия Ангелину Васильевну – супругу его. Невозможно забыть и спасшую, вырастившую её Анастасию Викторовну, на полигоне смерти пулю принявшего Пантелея Лукича, лётчиков Елисея Ивановича и  Василия Григорьевича, любимого учителя Петра Михайловича – пулю без суда и следствия «получившего» Павла Матвеевича... Наверное, не только…
  Оба Петра и супруги их мир земной оставили вскоре после посещения места скорби и покаянной молитвы – полигона смерти близ села Бутово в 2007 году. Петру Михеевичу уже девяносто было. Словно дождался  ветеран войны, краснодеревщик, сын во время Крестного Хода в окаянном тридцать седьмом убиенного дьякона Пётр Михеевич часа заветного. Земная жизнь была ему дарована до времени того, когда возвысится                над Русской Голгофой Крест,  с Соловков через всю Россию привезённый, когда зазвучит здесь молитва и церковное пение... Вспоминается невольно Симеон Богоприимец…
  Пётр Михеевич мирно ушёл, причастившись Святых Тайн, в конце ноября того же года – через неделю после поклонения пролитой крови Новомучеников, после встречи                с Настоятелем  -  внуком Новомученика Балашихинского, на кровавом полигоне смерть                за веру принявшего.
 Декабрь унёс жизнь лётчика  Петра Михайловича. Во время Великого поста 2008 года землю покинула  Ангелина Васильевна, а на Светлой Седмице  - светлую жизнь прожившая любимая бабушка   и прабабушка Фира  - Феврония Васильевна в мир иной перейти сподобилась. Увидела она во сне своего Петра Михеевича –  молодым, каким был он перед войною, после венчания, а потом таким, каким видела ещё совсем недавно. После вдруг предстал перед нею светлый мальчик – и поняла Феврония Васильевна, что это  - сын их, по вине старшей сестры – предательницы на землю не пришедший.
А потом вдруг увидела она людей в сияющих одеждах - и узнала тех, в кого слуги антихриста во время Крестного Хода в окаянном тридцать седьмом стреляли. И были среди сонма Мучеников Неявленных родители её и родители Петра…
 Наутро отошла бабушка Фира ко Господу…
 Наверное,  не могли обе скорбями и истинной любовью соединённые пары супружеские надолго и на земле, и в Вечности разлучаться…
Вечная им Память и Вечный Покой…
               Глава сорок третья «Полноводная река семейная»
Среди Причастных Таинству Крещения есть четыре очень пожилые пары – прабабушки                и прадедушки младенцев.
Вот много лет назад из лап палачей и осквернителей милосердной тётей спасённая бабушка Вера и потомок мучеников неявленных -  дед Ефрем. Рядом – дети «врагов народа» сгинувших, в приюте выросшие и образа человеческого не потерявшие, избравшие делом  жизни спасение людей  бабушка Лиза и дед Сергей. О них мы уже немало рассказывали.
А вот две другие пары   - со стороны Ирины пришедшие – кстати, с одной из них мы уже немного знакомы  - но главный рассказ о них ещё впереди  - всё по порядку. Удивительно, но все эти люди, что к восьмидесятилетнему рубежу приближаются или уже его «перешагнули», память свою сохранили незамутненною. И на ногах ещё крепко стоят…
  А вот уже бабушки и дедушки. Родители Николая – Екатерина Сергеевна и Григорий Ефремович. Мы с ними уже встречались, конечно, но, оказывается, не  знаем ещё самого главного об этой замечательной семье… После расскажем…
 Почти рядом родители «тёзки» Святой Мученицы Ирины, в честь которой Храм сей возведён.   О них тоже  не сейчас…
 А вот любимые дядя Вася с тётей Наташей – названый брат отца и сестра-двойняшка мамы. Рядом  дядя Ваня с тётей Людой. Когда был Николай маленьким, то думал, что школьный друг отца и дяди Иван - тоже его дядя, а сыновья - двоюродные братья. Конечно, когда вырос и узнал, ничего ни для кого не изменилось…
А вот брат и сёстры бабушки Веры с супругами – какое хорошее название – «двоюродные» бабушки  и дедушки! Всё равно же бабушками и дедушками называем – потому что по крови и по духу близкие.
И братья с сёстрами двоюродные и троюродные всё равно братья и сёстры.
Как мы помним, от этой семьи все сердцем «нечистые» словно сами собою «отсеивались».
Вот и снова о ближних и дальних…
(Продолжение следует)


Рецензии