Уникальная Свято-Преображенская церковь, с. Мошны

     Село Мошны расположено в 30 километрах от Черкасс на реке Ольшанка, впадающей в Днепр. Центр сельского совета. Население - 4700 человек.

    С этими местами у меня связаны прекрасные воспоминания юности .В этом селе жила моя подруга и я часто на велосипеде приезжала к ней в гости.Обычно мы любили путешествовать по окрестностям,особенно интересно было рассматривать церковь.Она притягивала,как магнитом.Что удивительно,церковь была действующая.Но нас интересовал ещё и молодой священник,который не так давно закончил местную школу ,а потом церковную академию. Для нас это было очень странно,ведь мы были пионерами и атеистами.

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ СЕЛА МОШНЫ.

      О названии гадать не надо: любой может догадаться, что оно восходит к старославянскому слову «мошна», то есть карман. На удивление тут, на бескрайней равнине, имеются некие возвышения, посему местность зовется Мошногорьем. А окружает село древний Черкасский бор – последний большой массив украинской лесостепи, занимающий почти 40 тыс. гектаров.

    В XVIII в. Мошны принадлежали польским магнатам – то Радзивиллам, то Моравским, то Любомирским. В конце XVIII столетия здешние земли купил князь Г. Потемкин. От него село унаследовала племянница А. Браницкая, дочь бывшего коронного гетмана Польши (ей же принадлежал знаменитый парк «Александрия» в Белой Церкви). На дочери Браницкой, Елизавете Ксаверьевне, женился вернувшийся из Франции в 1819 г. граф и светлейший князь Михаил Воронцов.

      Состоятельный новороссийский губернатор построил напротив нынешнего села, за речкой Ольшанкой, трехэтажный дворец с 60-ю комнатами. Вокруг дворца в природной дубраве в 1823 г. был разбит парк протяженностью 8 км – с дорожками, мостиками, оранжереей и даже зверинцем.

    Садовником тут работал Карл Минто, известный своими шедеврами ландшафтной архитектуры, для создания парка в английском стиле граф пригласил английских инженеров. Кое-кто считает, что если бы дворец и парк уцелели, место было бы одной из крупнейших жемчужин нынешней Украины.

     «Парк князя Воронцова по своему местоположению и обширности… может почесться первым – может быть, на всем пространстве Европы. Кто не бывал в Англии и хочет иметь понятие о настоящем английском парке, пусть съездит в Мошны», – писал М. Грабовский в 1853 г. Ныне парк почти поглощен лесом, от былой парковой красы и величия остались очертания аллей, в том числе уцелела главная – 7–8-километровая.

    Очевидцы утверждали, что он был значительно более роскошным, чем "дача" в Алупке.Мошенский дворец Воронцова был разграблен и разрушен большевиками в 1920 году. В грабеже приняли участие бродяги со всех окрестных сел, а чтобы замести следы преступления и не отдавать награбленное, дворцовый комплекс фактически сравняли с землей.

       Башня Святослава простояла до 1943 года. Ее взорвали фашисты при отступлении, ведь она могла служить стратегическим наблюдательным пунктом. За огромным парком Воронцова перестали ухаживать и он снова превратился в лес. Только большой десятиметровый обелиск, установленный княгиней Елизаветой на месте падения дочери Софии с коня, напоминает о былом величии дворцово-паркового комплекса.       

Свято-Преображенская церковь в Мошнах.

      Спасо-Преображенская церковь была построена в 1830–1840 гг. городским архитектором Одессы итальянцем Джорджио Торричелли. Несмотря на восточный декор, отмечают искусствоведы, в постройке церкви соблюдены принципы православной «крестовокупольности»: боковые ветви креста сильно укорочены, а центральная – удлинена.

   По моде XIX в. храм соединен в целое с 50-метровой колокольней. Над средокрестием – самый крупный, по-восточному приплюснутый купол. Особое очарование постройке придают многочисленные изящные башенки.

 Интерьеры уступают внешнему виду, хотя в храме и установлены витражи, не свойственные православной архитектуре. Колокольня увенчана пятью куполами, а центральный купол храма окружают восемь маленьких. На девяти минаретах вокруг храма – девять полукуполов. В церкви – прекрасная акустика.

       Храм Преображения Господня был построен на месте деревянной церкви, возведенной в 1709 г. Постройкой каменного храма по торричеллиевым чертежам руководил инженер-подпоручик Терентий Акимович Ступников, а освятил храм митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров).

     Кое-кто полагает, что этот православный храм одновременно похож на костел, синагогу и мечеть. В самом деле, архитектура его необычна. Усматривают здесь стили разные: кто «тюдоровскую готику» с большими стрельчатыми окнами колокольни, а кто – мавританский (отсылают нас к стилистике воронцовского дворца в Алупке, построенного теми же мастерами; мошенский мастер Роман Фортунов был исполнителем уникального лепного декора Голубой гостиной крымского дворца графа Воронцова).

     Храм сегодня действует, он не перестраивался и реставрировался весьма условно, потому и хорош деталями, подробностями, узором на входной двери, массивными литыми ручками, рамами окон, витражами. Местные жители гордятся Преображенским храмом и рассказывают, что и во Франции у него имеется «сестра-близнец».

     Но нам памятен и очевиден близнец крымский – храм в честь святителя Иоанна Златоуста, поставленный над Ялтой, на Поликуровском холме. Его автором тоже является Георгий Иванович (так его звали в России) Торричелли; архитектор сделал одновременно два проекта для графа Воронцова: мошненский и ялтинский (интересно, что Торричелли создал точную копию украинского храма во Франции, под Парижем). Специалисты считают, что на стиль одесского архитектора оказал влияние автор проекта воронцовского дворца в Алупке англичанин Блор, никогда в наши края не приезжавший.

    В Ялте церковь св. Иоанна Златоуста возводил архитектор Карл Эшлиман, за счет казны, при непосредственном присмотре Воронцова. Освящен храм был 16 сентября 1837 г.

Умер Михаил Воронцов в 1856 году. Мошны перешли к его сыну.

       В 1884 г. имение унаследовала племянница графа Екатерина Шувалова (по мужу Балашова). Она пригласила в Мошны тогда еще малоизвестного архитектора Владислава Городецкого. В честь 25-летия супружеской жизни Балашовых, в Городище и Мошнах были открыты две больницы на 10 стационарных коек.В Мошнах, сохранились два из четырех корпусов спроектированной Городецким больницы (1909 г.)  В Городище врачом был А. Сикорский, в Мошнах — Т. Куклярский. За счет имения они обеспечивались жильем и конным транспортом. Лечение было бесплатным.
   
    В имении одно заведение здравоохранения приходилось на 17 тысяч населения, что отвечало тогдашним общепринятым медицинским нормам. Ежегодно тратила на это по 8 тысяч рублей. На содержание местного образования каждый год уходило 13,5 тысячи рублей.

      Только здесь можно увидеть деревянные дома Городецкого, того самого, что возвел в Киеве знаменитый «Дом с химерами». Жаль,что деревянные домики приходят  в негодность.

    В 1857 году, для Мошенских католиков был сооружен большой костел. В советские времена здание сделали одним из цехов местного агропредприятия, а высокую колокольню переоборудовали в водонапорную башню.

     Недалеко от церкви стоит еще одно интересное здание - бывшая волостная управа и суд. Дом находится в отличном состоянии, ведь за ним тщательно ухаживают воспитанники станции юных техников, размещенной в нем.

      После большевистского переворота 1917 года Балашова с мужем и детьми уехала из своего крымского имения за границу. Поселились в Париже. Умерла в 1931 году в городке Вирофле.

   Два роскошных мошновских дома графини были ограблены и сожжены крестьянами в октябре 1919 года. Взорвались богатые винные подвалы. Полторы сотни ланей и других животных из зверинца перестреляли и съели красноармейцы. Стоимость животных оценивалась в 45 тысяч рублей.

    Сегодня на месте бывшей резиденции Балашовой, на живописных лесистых холмах, находится «Мошногорье». К сожалению, знаменитые парки графини с большой коллекцией экзотических деревьев и кустов постепенно пришли в упадок, и сейчас их поглотили заросли...На месте усадьбы Воронцова теперь работает санаторий, известный хлоридно-натриево-кальциевой минеральной водой (по составу близкой водам Баден-Бадена и Аахена).   

    В Мошнах сохранилось еще много старинных зданий. Не один город позавидовал бы историко-культурному наследию этого большого села. А если бы сохранилось хотя бы то, что разрушили большевики , Мошны были бы полноценным центром туризма.

(Использованы текст и фото Романа Маленкова (черновой текст путеводителя по Черкасщине издательства "Грани-Т")


Рецензии