Окраина

       Бывает, после просмотра фильма тянет материализовать впечатления. Иногда, текст легко складывается. Главное, — выразить отношение...
  Постепенно  заполняется папка. Из советских шедевров: «Восхождение», «Проверки на дорогах», «Комиссар», «Андрей Рублев». Есть, также, «Начало неведомого века», «Свой среди чужих…», «Солярис», «Одинокий голос человека»… Из новорусских художественных: «Роль», «Рассказы», «Дикое поле»… Есть и хорошие короткометражки.
    Новые фильмы появляются. Проблема в качестве, и в том, кому сейчас нужно искусство. Воздух времени  изменился, - пласт духовного осел, а поднялась, заполнила пространство гидра масскульта. Нам втюхивают, искусство должно угождать, а не подтягивать к себе. Должно отвечать запросам народа…
    Фильм «Окраина» (реж. П. Луцик) увидел свет еще в 1998 году. Нет уже в живых режиссера, оператора, актеров. Но фильм продолжает свою негромкую жизнь. Его не запрещали. Но и особо не рекламировали. Просто он не востребован обществом, как и хорошие книги, стихи. Кто-то повернул рычаг,  и  из духа эпохи, словно из дуршлага, вытекли ценности…
    Жанр фильма не определен. То ли триллер с убийствами и отрезанной головой, то ли драма — притча с элементами черного юмора. Или — былина о русском народе? Тонкая стилизация под черно-белое советское кино 50- х, с соответствующим антуражем, тракторами на пашне… При этом, бывшие колхозники одеты и вооружены в духе Гражданской войны. А действие проходит в лихих 90 — х. Смешение временных эпох страны… Иностранцу в таком фильме не разобраться.
   По ходу действия много скрытых цитат и метафор из советской киноклассики. А все происходящее воспринимаешь то как реальный призыв, то — как сказку…  Хотя  герои — не конструкции,  живые люди.
   Несколько сельских мужиков, доведенные до отчаяния государственными бандитами, поднимаются в последний поход за правдой. Обманом у них отняли землю продажные псы олигарха. Путь от уральского села до Москвы — тяжел. Найти главного зверя трудно. Но, под действием совести или под пытками, подкупленные люди указывают путь мстителям.
   Народные «топоры»  добираются до столичного магната. Герои вершат  суд, рвут руками Главную сволочь, горит Кремль — источник зла… Крестьяне возвращаются домой пахать землю… Такова история, в какую не верить не позволит совесть.
  В фильме замечательный киноязык. Сочная сдержанность красок. Актеры  естественны и  гротескны. В  режиссуре —  необычность и органика вместе.
   Но не в этом  цепляющий «крюк» фильма. Без него картина получится оригинальной, но не пронзающей. То, что цепляет, разлито, растворено во всей ткани фильма, в мелких деталях, взглядах, выражениях лиц героев… Как такое возможно?
    Этот «крючок» — боль и горькая самоирония авторов фильма. Волей-неволей этот странный, сладко — горестный яд проникает в неравнодушного зрителя. Подобные чувства испытываешь, собираясь на проигрышное дело. Знаю, что преждевременно, но не могу молчать. Иду за правдой, зная, что смешон. Не могу не возвысить голос… Это самоощущение неудачной попытки войти в ветер эпохи, направленной против тебя. Когда смущена душа времени, а ты, по- прежнему, возвышаешь человека. 
     Утопия? Да, но не для ума ценителя, а  в   тоскующей душе. Отчего так? Кто выключает периоды взлетов духа? Кому повезет жить в годы Возрождения, кому — в свинцовой реакции… Кто дышит полной грудью идеалами эпохи, а кто прозябает в системе бездуховности…
    Но если ты опоздал вершить революцию, защищать и затем поднимать Родину, если живешь во времена серой лжи и торгашества перед зомбирующим ящиком — страдания твои реальны. Для кого справедливость — пустой звук, для кого — соль земли… Вот о чем фильм.
    Вспоминается эпизод фильма: в жестокую непогоду правдоискатели остановились на привал. Ночь, ветер и снег, а четверо крестьян, сплотившись плечом к плечу,  укрылись тулупами.   Под этим шатром им удается и разжечь керосинку, и поесть, и даже почитать стихи (с выпученными от удивления глазами). Один из крестьян произносит незатейливый монолог. Ему кажется,  люди  устали  биться за честность, справедливость и  равноправие. Все глубже   одолевает человека его темная сторона.
   Надо смотреть такое кино. Даже во времена, когда изо всех углов призывают  к успешности, зовут хватать больше, и  глотать, глотать  очередную  попсовую  рекламу…


Рецензии