Голод не тетка

  Во время 2-ой мировой войны жизнь в деревнях Вологодчины протекала тягостно. Хлеб весь забрали на фронт. Варили кашу из травы, толкли кости, делали муку из хвои и так далее. Отсюда возникали всякие болезни.

  Оплата в колхозе осуществлялась из расчета отработанных трудодней. В среднем выработка составляла триста трудодней в год. На трудодень приходилось 100-150 грамм зерна, которое было еще и не качественное. Выжили, благодаря корове и картофелю. На предусадебном участке выращивали много картошки.

  На каждое крестьянское хозяйство государством была наложена дань – обязательная сдача молока, мяса, яиц. Молока оставалась малая толика детишкам. Вначале отдавали долг государству, затем за копейки продавали молоко тоже государству. Деньги нужны были на приобретение товаров, без которых человек существовать не может: соль, спички, керосин. Мясо ели только по праздникам, а яиц хватало с горем пополам, рассчитаться с государством.

  Но самая насущная проблема была все-таки с хлебом, В деревне жили, а хлеба не было. А кушать то хочется! Однажды собрались отроки в лес за ягодами, но передумали, и завернули, на убранное поле колосков пособирать: уж больно хотелось хлебных лепешек отведать. Откуда ни возьмись, – навстречу вышел бригадир, Павел Тарасов.

  -  Ах вы, воришки, красть вздумали? А ну, высыпайте все колоски в мешок! – он и мешок приготовил, видимо, поджидал отроков. Дети, конечно, были огорчены, свое недовольство выразили в один голос: Сало! Сало! Сало! – это слово означало прозвище Павла Тарасова. Тогда отроки не могли понять, почему так поступил бригадир. Ведь отроки работали в колхозе наравне с взрослыми. Да и местность глухомань – с фонарем не найдешь. По всей вероятности, в поступке Павла Тарасова разгадка есть.

  На уклоне деревни Загорье стоял колхозный амбар. Фундаментом амбара служили обычные камни. Со стороны уклона пространство до первого венца было весьма приличное: прореха ничем не зашита. Человек мог свободно пролезть под пол амбара. В сусеках амбара хранилось зерно.

  В одну из ночей 1942 года колхозный сторож поймал женщину под этим амбаром. Гусеница сверлит древесину, а что человек не может сверлом сделать отверстие в полу? Тем паче ему надо украсть немножко зерна – ведь голод не тетка – тут не до жиру. Солдаты в войну даже трупы ели соотечественников. Не верите? – прочитайте повесть  Д.  Гранина «Мой лейтенант». Через такое отверстие и принимала женщина зерно в мешок, которое сыпалось из сусека. Этой женщиной оказалась Таисия Тарасова, жена Александра Тарасова.

  По слухам, в мешке было пять килограмм зерна. Но то, что она отсидела пять лет в тюрьме от звонка до звонка – это факт.

  Александр Тарасов приходился братом Павлу Тарасову. Он работал председателем сельского Совета. После такого происшествия Александр бесследно исчез. Он боялся тюрьмы, а может и расстрела. Через тридцать лет он появился в Заречной волости – навестить родину. Жил в Туркмении. Естественно, у него была уже другая семья. Как выжил, как уцелел – никому об этом не рассказывал.

  Дочь Шура Тарасова училась с Сережей Климовым с первого по седьмой класс. Пока мать отбывала срок, она находилась в детском доме. Выйдя на свободу , Таисия работала уборщицей в начальной школе, где училась дочь. Павел Тарасов был напуган не меньше брата. Одна из версий его поведения относительно отроков.

2017


Рецензии
Как важно оставлять память о прошедшем времени. Спасибо.

Зелёная кнопка!!!!!! Чтобы все прочли и помнили прошлое время!!!!!!!!

Надежда Кедрина   27.01.2021 09:49     Заявить о нарушении
Надежда, сердечно благодарю за поддержку и понимание. Оставить память - это, вероятно, мой долг: людей военных лет осталось не так уж и много. Хотелось бы, чтобы молодежь знала больше правды, трудилась честно и взаимно требовала отдачи от чиновников: тогда жизнь изменится к лучшему!

С уважением,

Василий Акимов   27.01.2021 16:57   Заявить о нарушении