Легкое объяснение или трудное исследование?

Отвечая Иудеям на болезненный для них вопрос исцеления в субботу, Христос сказал: "Исследуйте Писания" Ин.5:39.

Когда наш пытливый ум сталкивается с непонятным текстом или событием в Священном Писании, он всегда ищет разумного объяснения. И в лучшем случае мы либо погружаемся в тщательное молитвенное исследование, либо задаем вопросы духовно зрелым. В худшем - находим быстрое, легкое, очевидное объяснение и идем дальше. Наш ум любит простые объяснения и охотно их находит. Беда в том, что часто такие объяснения неверны. И мы часто верим в ложь, придуманную нами или другими.

Быт. 3:1-6 Ева охотнее поверила змею, чем Богу. Почему? Потому что змей дал ей объяснение Божьего запрета: "но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги". Это было неверное объяснение, но хоть какое-то объяснение. Потому что Бог плоды с этого древа вкушать запретил, а свой запрет не объяснил. И пытливый ум Евы ухватился за это объяснение. Порой и мы находим "хоть какое-то" объяснение трудного для нас места Писания и довольствуемся им.

Быт. 37:31-35 Иаков легко поверил в смерть Иосифа: "Верно, растерзан Иосиф" и даже не стал искать его. Потому что его сыновья принесли ему наглядное "объяснение" - разорванную одежду. Если бы братья, придя домой, сказали отцу: "Не приходил к нам Иосиф, наверное, дикий зверь растерзал его" - отец до конца жизни искал бы Иосифа и возможно, нашел бы его раньше. Но поверхностное и наглядное "объяснение" лишило Иакова желания разыскивать Иосифа.

3Цар. 22 глава. Ахав и Иосафат поверили лжепророку Седекии, сыну Хенааны охотнее, чем пророку Михею. И не только нечестивый Ахав - но и благочестивый Иосафат поверил! Потому что Седекия дал наглядное "объяснение" - сделал железные рога и сказал: "ими избодешь Сириян до полного истребления" - намекая на отлично вооруженное войско, три года назад нанесшее сокрушительное поражение Сириянам. А Михей не объяснил, почему они с таким сильным войском потерпят поражение. И цари ухватились за быстрое, очевидное объяснение.

Иов 15:5 и 22:5 Когда с Иовом приключились все его несчастья, он не мог понять, за что ему это. Его ум и умы его друзей мучительно пытались найти причину. И Елифаз Феманитянин нашел легкое и быстрое объяснение: "Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца". И остальные ухватились за это.

Матф. 28:15 Воины, охранявшие гроб Христа, рассказали всем, что "ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали" и люди легко поверили в это: "и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня". Потому что пытливому уму Иудея нужно было объяснение. И они ухватились за такое легкое и простое.

Стремление к быстрым и легким объяснениям сложных текстов и непонятных нам событий Священного Писания обедняет нашу духовную жизнь. И в итоге сколько в нашей жизни неверных знаний? Сколько уверенности в неправильном? А все зачастую оттого, что встречая в Библии непонятное - мы быстро генерируем поверхностное объяснение и идем дальше.

Каждое трудное для понимания место - повод для прямого исполнения заповеди Христа: "Исследуйте Писания".

© Андрей Кропочев


Рецензии