Виктория - значит победа!

На фото: Виктория Артамонова с сыном Кирюшей

Звуковая дорожка:  песня «Летит по небу…». Исполняет Стас Михайлов. (В этом же материале в Избе - Читальне)

Проснувшись от дождя,
Запахнут жизнью розы…
(Стас Михайлов)

Всю жизнь с чем – нибудь, с кем-нибудь расстаешься.  Казалось бы, пора привыкнуть. Но душа – то живая… тем более, учительская. Сколько  не потерялось - просто ушло от тебя в большую, взрослую жизнь выпускников… Дрогнет  порой внутри струна… И поднимется в душе волна воспоминаний…

…Кажется, совсем недавно у меня был 10 - ый класс, где в  первом ряду от двери   за второй партой сидела хрупкая, невысокого роста  темно - русоволосая девочка...   Пять лет до этого она скромно жила в общей массе ребят. Но после  ГИА осталось мало учеников,  так как пуще огня боятся впереди пресловутого ЕГЭ. И ярче засветились оставшиеся звездочки.

…На одной из перемен Вика подошла ко мне с листком из школьной тетради в клеточку, заполненным стихотворными строчками.  Попросила прочитать и сказать своё мнение. Такое доверие меня тронуло. Ведь стихи – это очень сокровенное, личное.

Проба пера в поэзии  была  робкой и трепетной. В рифмованных откровениях   предо мной открывался взрослеющий человек  –  серьезная, думающая личность.

Потом она принесла записи стихов своего любимого певца Стаса Михайлова. Мое внимание он не привлекал - философичность  стихов  воспринимала как приземленную, выраженную не  вполне грамотно и ясно. Но я  стала читать…

Вся наша жизнь - борьба с собой,
Арена к достижению успеха.
А наш успех, как будто дым,
Меняет разум человека.

Успех в делах, успех в семье,
Забег в погоне за богатством
Нас заставляет жить не так
За внешним праведным убранством.

Достигнув - хочется еще, увы,
Вот так, без насыщенья.
Имеем все - богатство, власть,
Но нет в сердцах удовлетворенья…

… Мне нравилось   обращать на  ученицу особое внимание, Виктория стала моей помощницей в работе как учителя,  хорошей старостой  творческого кружка «Литературная мастерская». Тем более  что у неё была явная склонность к гуманитарным наукам и такие качества, как обязательность, ответственность.

Успешно прошло открытое занятие кружка в рамках районного семинара. Вика принимала самое активное участие в его организации, а также была одной из ведущих. С готовностью согласилась работать  над сочинением – исследованием по творчеству знаменитой волгоградской поэтессы М. К. Агашиной и участвовать в традиционном областном конкурсе. Она увлеченно трудилась, анализируя лирическое стихотворение по усложненной схеме, открывая для себя изобразительно – выразительные средства языка, не входящие в школьную программу.  Я радовалась: навыки научной работы  должны пригодиться ей в будущем. По итогам VI-го областного конкурса сочинений в номинации «Лучший анализ  стихотворения» десятиклассница получила высокую оценку и предложение  участвовать в региональной научной конференции.

 Очень запомнилась наша с ней поездка к  Л. З. Ворониной – знАковому старейшему жителю Волгограда,   самому близкому человеку   поэтессы М. К. Агашиной. Любовь Захаровна   подарила юной исследовательнице платок - реликвию, имеющий отношение к стихотворению «Девичник».  Девочка прекрасно сориентировалась в обстановке встречи. Сфотографировала важные документы, картины на стенах, записала на диктофон воспоминания… А потом мы поехали к Березке из песни на стихи Агашиной,  которую «увидишь, и сердце замрет»…

… День был морозный. И ветер – нещадно дул, поднимая снежную пыль. У подножия  Мамаева кургана  его холодная немилость чувствовалась особенно сильно. Но береза стояла спокойно, только ветви вверху неслышно колыхались.  На памятной табличке раскачивались искусственные гвоздики…  Совсем рядом кипела жизнь большого города, а здесь  царила – тишина… Властвовала музыка тишины…  Мы молчали, но думали, наверное, об одном и том же – судьбе  дерева и человека. Вика достала фотоаппарат, и  мы по очереди запечатлелись, прислонившись на мгновение к легендарной березке…

…Фрагмент интервью перед выпускным вечером. Было приятно слышать  краткие, но ёмкие по смыслу  ответы на мои  вопросы:

- У тебя много друзей?

-  Нет. Знакомых много.

- Какие  любишь цветы?

- Полевые. За скромность. Когда смотрю на ромашки,  ощущаю, что сбудется  в жизни  что – то хорошее, доброе… Они дарят Надежду. Еще – подснежники, их нежные головки – колокольчики для меня всегда - символ весны.

- Какое время года  больше  нравится?

- Лето.  Говорят, что это «маленькая жизнь».  Столько  свободного времени! Солнце, цветы… И ещё  - весну. Мне всегда почему - то немного тревожно в марте…

- А время суток?

- Утро. Оно возвещает о пробуждении дня. Начинаешь думать – удачен ли он будет… Что ждет меня?..

- Когда стала складывать рифмованные строки?

- В 13 лет. Для себя. Я их редко записываю. Они живут в памяти.

 Очень искренние, чистые,  небесно - светлые слова из  стихов, соответствующих возрасту старшеклассницы, мечтающей о прекрасном в своей судьбе:

Хочу тебя я видеть каждый день,
С любовью прикасаться кончиками пальцев.
Хочу всегда я слышать голос твой,
От нежности в объятьях растворяться…

…У осененного благодатью человека духовное  гармонично сочетается с материальным.  Вика – искусная рукодельница. С раннего детства вяжет крючком и  на спицах, вышивает.

О какой профессии задумывалась в школе? Предполагала, что, возможно, это будет педагогика. Поступила же, вопреки собственному настрою, повинуясь родителям,  совсем не туда, к чему наблюдалась склонность. Высшая школа коммерции не предполагает лирического упоения для души… Вскоре решилась на уход с первого же курса. Потом – замуж… Родился сын Кирилл.  Развод. Вернулась к домой. Пока  -  перепутье.

И снова беседа.

- Вика, какие планы на жизнь?

- Оптимистичные. Надеюсь, что всё будет хорошо.  Знаю, чего хочу. Живу, как нравится. Прислушиваюсь к собственному сердцу. Доверяю тому, что оно мне подсказывает, только ему … У нас не получилось крепкой семьи. Я была готова к самостоятельной жизни, к ответственности, а  муж – нет.

- Как проводишь свободное время?

- У меня его мало. Работаю. Не привлекают шумные компании. Чувствую себя там лишней, хочется убежать. Всегда сложно было со сверстниками.  Проще и увереннее  ощущаю себя среди тех, кто старше.

-Вика, ты  по – прежнему  малоразговорчива.

- Да,  я привыкла больше думать, чем говорить.

- Какие твои  сейчас литературно – музыкальные пристрастия?

- Читаю стихи Есенина. Слушаю с удовольствием  хороший шансон.

- Расскажи  о сыночке.

- Ему уже три года. Подходит: «Мамочка, я так люблю твои ручки...»   Целует, гладит их. А я… при этом - таю… Кирюша очень добрый. Всех защищает: «Не надо ругать. Он (или она) же нечаянно…» Очень общительный.

-Что  особенного заметила в нем как в маленьком человечке?

- С самого раннего возраста любит цветы.  Может быть, потому что много гуляли рядом с клумбами… Тянулся к ним…  Когда  исполнился только годик,  я стала покупать для него цветы. Он так  нежно держал розу, восторженно вдыхая её аромат,  осторожно прикасаясь к лепесткам… Нынешним летом  принес мне  в подарок сорванную ромашку…

- Наверное, и правда, Вика, красота рождает доброту, милосердие. Всё вместе это и спасет мир…

- Рисую, пишу с Кирюшей. Он знает некоторые буквы, цифры.  В полном отчаянии, жестикулируя руками,  однажды спрашивал: «Что мне теперь делать?! Что мне делать?! Единичка не получается!!!»  Я показываю: «Смотри, какой у неё красивый хвостик…» Веду линию… Он потом, когда правильно написал эту цифру, был так счастлив! Ребенку нужна поддержка. Учу усидчивости, терпению…

Слушаю и радуюсь. Какая молодец! Всё правильно делает,  интуитивно… Очень хочу, чтобы Вике повезло в жизни. Чтобы Судьба была к ней благосклонна. Не зря же она носит имя римской богини Победы!

Счастье педагога – в его учениках. Особенно - в любимых. Я бережно храню стихотворение, что получила  в Одноклассниках от Виктории на мой  день рождения.  Волнуюсь, перечитывая строки:
.....

Без Вас мир суше, проще, холодней!
Легко и хорошо мне  было с Вами…
.....
Куда б дорога в будущем ни мчала
Меня — по штилям, бурям, по волнам,
Спасибо, что Вы были у причала,
За знания мои спасибо Вам!

 Верю, у кого в школьные годы горел в душе огонек, он горит  и сегодня. И если в  моем выпускнике сохранилась хоть капелька моего тепла и он   вспоминает обо мне, - значит, не зря пришла я  однажды в этот мир нескончаемого детства.
 
… Весной расцветают самые красивые, вечные чувства… Пусть всё будет хорошо в твоей жизни, Вика! Пусть всё – сложится! Стихотворение не моё, но такие в нем строки СЧАСТЛИВЫЕ… Принимай!

Что такое весна?
Это ветер, что треплет играючи волосы,
Это утренней звонкой капели мотив озорной,
Это музыка сердца и нежность любимого голоса,
Это искренне льющийся свет от улыбки родной.

В каждом вздохе весны я твое ощущаю дыхание,
В каждом лучике солнца твое отраженье ловлю.
Сердце греет весна, и бегу я к тебе на свидание,
Чтобы вновь рассказать, как тебя я безумно люблю!
Наташа Высоцкая

2016 год


Рецензии