Слыша звук родимой речи

Осознавая свои пристрастия, возникшие с раннего детства, я профессией выбрала гуманитарные науки, филологию (в переводе с греческого -  «любовь к слову») и стала учителем русского языка и литературы. Подводя итоги многолетней работы, могу сделать некоторые выводы.

Школьники в большинстве своем не задумываются над тем, каким бесценным богатством владеют. Слово для них является чем-то привычным, обыденным, все равно что возможность дышать…. А ведь только человек обладает этим даром. У славян он особый. Признано: ни у одного народа в мире нет больше такой великой литературы, какой является русская словесность. Не из-за возраста. По историческим меркам она еще достаточно молода. В художественных произведениях ее классиков показаны все неуловимые оттенки души человеческой, а еще – так откровенно поставлены острые вопросы человеческого бытия.
 
Драгоценная отечественная словесность… Пусть предмет этот в школьном расписании стоит под другим названием, но он имеет стратегическое значение в образовании, воспитании и становлении личности ученика. Главная задача филологов – пробудить интерес к книге, желание читать, научить понимать прочитанное, чтобы оно отозвалось в душе и уме. То есть воспитать грамотного читателя. Литература – это жизневедение, опыт прожитого и пережитого другими. Необходимо, чтобы он, чужой опыт, помогал ученику понять мир в себе и себя в мире. Какую испытываю радость, счастливое удовлетворение от исполненного профессионального долга, когда получается вызвать у ученика внутренние стимулы к чтению!  Жаль, что Рособрнадзор вывел литературу из числа обязательных экзаменов за курс школы.

Очень хочется, чтобы повсеместно звучало доброе и красивое слово. На деле же в основном приходится слышать маловыразительную, примитивную речь с преобладанием куцых предложений, слов-паразитов, междометий, сленга… От этого болит душа. И становится тревожно, страшно за нашу молодежь, за будущее поколений.

Современная методика предполагает обучение русскому языку в школе не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.

Только работать учителю-словеснику сейчас сложнее. Ведь изменения, которые происходят с русским языком, слишком негативны. Язык развивается стремительно, наблюдается настоящее нашествие иностранных слов, которым есть эквивалент в нашей речи, но он игнорируется, потому что  «не в моде». Неоправданно расширяется сфера употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Дети с присущей им раскованностью употребляют обидные, бранные, оскорбительные слова в отношении друг друга. Налицо лексическая (а значит, и духовная, и интеллектуальная!) деградация среди юных людей. Как же в таких условиях филологам научить пользоваться несметными богатствами родного языка и воспитать человека с хорошей коммуникабельностью? Взывающая к срочному принятию мер насущная проблема времени отражена в Государственном стандарте общего образования. Мы, верные служители слову, должны использовать все ресурсы методических копилок, своих и общепризнанных в науке. Будущее языка зависит от нашей позиции.

Одно из основных и самых трудных направлений в работе преподавателей названного профиля – научить подопечных ясно мыслить, чтобы потом ясно излагать. Отдачи ждать приходится долго, и не всегда она является удачей. Чаще видим в тетрадях по развитию речи с творческими  работами «расплывчатый слог»…. Плюс  «громадье» ошибок. Как филолог обычно испытываю чувство вины  за всех своих коллег – словесников при  виде  на светящемся экране компьютера сообщения в соцсетях («Одноклассники», «В контакте» и другие). Эти предельно краткие и часто ужасающе безграмотные послания нередко и нецензурными выражениями  «отличаются».  Их авторы –   наши  школьники...

Не перестаю убеждать учеников в том, что правильное, грамотное письмо – это достоинство человека, свидетельство уважения самого себя и того, кто будет читать написанное.

Добавлю к сказанному, что у современных учеников безобразный почерк. Нередко хозяин тетради не в состоянии озвучить начертанное собственной рукой. Обидно, что обучение каллиграфии осталось в прошлом. С чувством ностальгии и гордости вспоминаю, как мы, старшее поколение, старательно выводили  «тонким перышком» ровные строчки…. И понимаю, что любовь к родному слову, самая, может быть, бескорыстная из всех видов любви, начиналась тогда у нас с красиво написанной буквы родного алфавита.

Люблю вас, далекие пристани
В провинции или деревне.
Чем книга чернее и листанней,
Тем прелесть ее задушевней.
Обозы тяжелые двигая,
Раскинувши нив алфавиты,
Россия волшебною книгою
Как бы на середке открыта.
И вдруг она пишется заново
Ближайшею первой метелью,
Вся в росчерках полоза санного
И белая, как рукоделье.
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

(Борис Пастернак)

Грядет   2015 год, официально, на государственном уровне объявленный годом литературы. По мнению президента России,  это сделано с целью повысить общий образовательный уровень наших граждан и кроме того  - чтобы  сохранить и приумножить культурную целостность  страны  вместе с её  самобытностью, национальными ценностями и духовными традициями. Надеюсь,  в результате проведенных повсеместно мероприятий  стимулируется  и интерес к чтению. У детей  и  взрослых…

2014 год


Рецензии