Бунт или повадки звериные

БУНТ
или
ПОВАДКИ  ЗВЕРИНЫЕ
Эпистола пьеса о пользе  воспитаниия  правдой

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ИГНАТ, работник барина
КОНСТАНТИН, сын барина

Место действия
Низовье реки  Друть.  Территория, где в  далёкие времена жили  дреговичи. 
Время действия
Это  было лихое время. Начало ХХ века

Усадьба Севко. Игнат  ремонтирует  ворота.  Константин, устроившись в кресле-качалке,  читает  книгу.

КОНСТАНТИН, Игнат, что такой сердитый?
ИГНАТ. Читай себе книжки, барин.
КОНСТАНТИН. Однако же, экой ты бука, Игнат!  Мне не нравится, когда ты меня так называешь.
ИГНАТ. Как положено, так и называю.

КОНСТАНТИН. Возьмешь меня завтра с собой?
ИГНАТ. Нет, барин, не возьму.
КОНСТАНТИН. Игнатушка, возьми.
ИГНАТ. Не велено.

КОНСТАНТИН Сердитый ты, Игнат, Я тебя как человека прошу.
ИГНАТ. Не рви мою душу, барин. Мне и самому желательно красоту тебе показать. Сам знаешь, в какое время живем. В лесах разный люд топчется. До греха недалеко. Вон, в Заполье, подпалили фольварк, а на Лысой горе избили до смерти пана Муковского царствие ему небесное. Правду сказать (плюнул), никчемный и вредный был человек. Кругом все рушат и убивают... Одних вас милуют...

КОНСТАНТИН. Ты хочешь, чтоб нас убили?
ИГНАТ. Такого греха на свою душу не возьму. Живите  себе на здоровье.  За поводыря  слыхал?
КОНСТАНТИН. Неприятная история.
ИГНАТ. Завтра хоронить  будут  в  Клетном.
КОНСТАНТИН. Обязательно поеду.

ИГНАТ. За  это  Бог  много прегрешений  отпустит. И меня с собой  приберите.
КОНСТАНТИН. Хорошо, поедешь. Но с одним условием: возьмёшь меня на Красную горку.
ИГНАТ.  Словил  меня. Возьму. Только  батюшку  своего  поспрашивай.
КОНСТАНТИН. Уговорю, уговорю. Игнатушка,  а  мы  с тобой побродим по лесу, как в детстве?
ИГНАТ. Пусть будет по-твоему.
КОНСТАНТИН. Золотой ты человек, Игнат!

ИГНАТ. А не забоишься?
КОНСТАНТИН.  Кто старое помянет...
ИГНАТ. Поди, Глашка, еле портки отмыла.
КОНСТАНТИН. Страшно было, когда ты с медведем в обнимку…

ИГНАТ (вздохнул). Жалко  мне тебя, барин.
КОНСТАНТИН. Что за жалости, Игнат?
ИГНАТ. Жалко и все. Потому как несмышлёныш. Не зверя в  лесу бояться надо.
КОНСТАНТИН. А кого?
ИГНАТ. Самый страшный зверь, барин - человек. Его  надобно  бояться.

КОНСТАНТИН. Раньше  ты такого не говорил.
ИГНАТ. То было раньше... Ты мал был. Мальчонку  псы загрызли... Зверюгу  с цепи спустили и  натравили…

КОНСТАНТИН
Мне пан Бабровский  сказал, что мальчонка сам на пса напал и прокусил ему  лапу и ухо…
ИГНАТ (резко)
Врет  пан Бобровский… Дитя от горя кусок хлеба попросил, а он на него волкодава...  Вон,  какая наша жизнь, барин. Грудь у меня раздирается, и все кишки крутит... Зверь лесной – вреда  не приносит. а повадки звериные  приняли
себе...
КОНСТАНТИН
Нехорошо, ай как нехорошо пану врать…
                Затемнение

См.: проза.ру Валерий Мельников 2
(КРИК СОВЫ ИЛИ БУНТ
Драма в 3-х  действиях, тринадцати  картинах с эпилогом)


Рецензии