Вибрато как утрата культурного наследия
Вкусы и восприятие музыкальной культуры во многом определяет доминирующий мейнстрим, магистраль масс-культуры. Именно она продавливает «уши», а заодно и души как слушателей, так и исполнителей.
Давайте попробуем немного разобраться. Почему столь распространённый прямой звук и звуковедение с минимальным вибрато в конце музыкальных фраз стало нормой.
== Что такое вибрато
Вибрато в академическом вокале достаточно хорошо известно и из моды не вышло. По крайней мере, пока. Хотя и там его серьёзно потеснили. А вот в эстрадном вокале это воспринимается нередко как анахронизм, как пережиток прошлого. Некий нафталин, от которого всеми способами надо избавляться.
Известно, что в академическом вокале законодатели мод — итальянцы — в классификации голосов традиционно используют два полюса: grazia и forza — нежность и сила (tenore di grazia и tenore di forza), Аполлон и Дионис. Собственно их противоборство, диалектическая борьба и порождает всё многообразие в мире музыки (не только вокальной). Если доминирует сила, «буря и натиск», места для grazia остается всё меньше.
Так что же такое вибрато? Вибра’то (итал. vibrato, лат. vibratio, колебание) — это периодические изменения высоты, силы (громкости/амплитуды) или тембра музыкального звука или пения. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца (пиццикато) или смычком. В духовых инструментах и у певцов — пульсацией воздушного давления. На длинных нотах «раскачиванию» вибрато должен предшествовать messa di voce (надутый звук). В результате слушатель воспринимает в звуке то появляющие, то исчезающие высокие обертоны. Это формирует эффект мерцания, или «серебристость» звука.
Вибрато придаёт звучанию струнных инструментов (прежде всего, смычковых) певучесть, выразительность. Меняется динамика и даже тембр.
Певучесть, связность (кантилена) звучания… В те годы инструменталисты активно брали пример с певцов. Известный принцип Фредерика Шопена: пальцы должны петь, а не просто играть. По рассказам учеников, он постоянно повторял: «Нужно петь пальцами». И вибрато есть ключ к певучести и гармонично льющемуся звуковому потоку.
== Исторические корни
В эпоху барокко струнные смычковые почти не использовали вибрато. Оно вошло в практику позже. Впрочем, это не совсем так. Знаменитый итальянский композитор и скрипач-виртуоз Джузеппе Тартини (1692-1770) в своём «Трактате об орнаментике» (Trattato delle appogiatura, 1723, изд. 1782) писал: «Это украшение (тремоло, или tremblement на французском языке) замечательно для финальных нот музыкальной фразы, когда нота тянется. И особенно хорошо для длительных нот любой мелодии вообще безотносительно размера».
Большое внимание вибрато уделял австрийский скрипач и композитор Леопольд Моцарт (1719-1787), отец и учитель Вольфганга Амадея Моцарта. Хорошо известен его труд «Фундаментальная школа скрипичной игры» (Versuch einer gr;ndlichen Violinschule, 1756).
Дорогу широкому использованию вибрато проложил великий итальянский скрипач Никколо Паганини (1782-1840). Вслед за ним польский скрипач и профессор Петербургской консерватории Генрик Венявский (1835-1880). А потом уже моду на вибрато окончательно закрепил австрийский скрипач Фриц Крейслер (1875-1962). Противником вибрато (точнее, злоупотребления им) был Леопольд Ауэр (1845-1930), основатель русской скрипичной школы.
Для скрипки диапазон вибрато составляет обычно 5-8 периодов в секунду (ближе к 7). Для вокала должно быть аналогично. У Энрико Карузо при крещендо (плавном нарастании громкости звучания) частота вибрато варьировалась от 7,25 до 7,75 в секунду, а изменения тональной высоты при этом от 1/3 тона до более чем 2/3 тона.
Вибрато развивалось в музыке не только из-за изящества и красоты. Такой приём позволял добавить мощности, энергии для того, чтобы в естественной акустике покрывать большие расстояния. Прямой звук хуже «летит» и сложнее усиливается в помещении, в естественной акустике.
Первые сведения о вибрато для скрипки относятся ко второй половине XVII в. В 1636–1637 гг. Марен Мерсенн (1588-1648), близкий друг Рене Декарта, французский математик, физик, философ, богослов и теоретик музыки, написал свой знаменитый трактат «Универсальная гармония» (L’Harmonie universelle). Тема гармонии фундаментальна. Она выходит далеко за пределы музыки. Как писал Мерсенн, «нет почти ни одного искусства, науки или ремесла, для которых гармония и предшествующие книги не оказались бы полезными». В этом его труде вибрато упоминается (правда, без явного названия) как элемент мелизматики, дальнейшего развития трели.
Вибрато довольно широко использовалось в Польше (ещё до объединения Краковской Польши с Великим княжеством Литовским и создания Речи Посполитой). В частности, немецкий теоретик музыки Мартин Агрикола (1486-1556) рекомендовал флейтистам использовать это в подражание
польским виолистам. Т.е. это украшение стали применять не только в струнных, но и в духовых инструментах.
В XVII веке французские лютнисты и виолисты называли вибрато verre cass; (битое стекло). На клавикордах (до появления рояля) это тоже было развито. Для разных инструментов вибрато называли по-разному: tremolo и ondeggiamento (для скрипки), sting (для лютни), langueur и plainte (для виолы да гамба), bebung (для клавикорда).
== Почему исчезает вибрато
Вибрато в инструментальной музыке сегодня правило. В вокальной — исключение. Почему же ныне из вокала оно исчезает?
На то есть несколько причин. Но одна из них банальна до безобразия: вы редко встретите вокальное исполнение в естественной акустике без звукоусиления. Ну, а звукоусиление, разумеется, давно уже вышло за пределы простого усиления звучания. Компрессоры, эквалайзеры, сатураторы, ревербераторы, вокальные процессоры… Звук уплотняется, меняются тембральные и пространственные характеристики. Технологии постоянно совершенствуются и развиваются. Голос исполнителя слабеет и становится всё более не’мощным. Люди просто подсаживаются на микрофон и без него уже даже в небольшом помещении обходиться не могут.
Разумеется, в студийной работе (да и в концертной) активно применяется тюнинг вокала (исправление неточностей интонирования, фальшь в нотах). В вокальном звуке — макияж, грим, «фотошоп» — куда же без этого современным исполнителям. Потому количество певцов просто зашкаливает. А смой хорошенько макияж, убери искусственное пространство и смотреть без слёз тяжело.
Компрессоры — бич вибрато. От колебаний звуковой волны остаётся «блин», «лепёшка». Что и понятно: сжатие динамического диапазона во многом лишает звук лёгкости и изящества. Зато мощь голоса в разы превышает реальную. Публика к этому привыкает. К подобному макияжу. И любые отклонения уже начинают чаще раздражать.
Ещё одна причина: интонирование. Править ноты в пении с вибрато крайне проблематично. И автоматически и вручную. Вместо «точки» для ноты выходит замысловатая подчас кривая. Частично проблема решается. Но предпочитают пореже вторгаться на эту опасную территорию.
Следующая причина: вибрато в вокале нередко провоцирует тремоляцию, кач, биение, «блеяние». Расшатывает голос. Когда уходит опора дыхания (и энергетики), когда доминировать в этом приёме начинает звук (а не дыхание и объём), его усиление провоцирует неприятные акустические биения. Которые очевидно раздражают аудиторию.
Звукорежиссёры тоже сейчас редко сталкиваются с вибрато, а потому частенько просто не умеют грамотно вести такой звук (и на концертах, и в студии). Т.е. исполнителю, даже если он хочет развивать этот приём и стиль, требуется немало дополнительных усилий. Чего раньше (в советское время) не требовалось. С вибрато легко пели почти даже все драматические актёры (поищите сейчас таких).
В хоровом исполнении вибрато, как правило, не применяется. Здесь важно единое слитное звучание. А периоды колебаний в вибрато у разных исполнителей (и в разном состоянии) могут отличаться.
== Эталоны вокальной техники
Кто задавал эталон звучания в эстрадном вокале при использовании вибрато? Назову два ярких имени — Карло Бути (Carlo Buti, 1902-1963) и Тино Росси (Tino Rossi, 1907-1983). Карло Бути — флорентиец, «золотой голос» Италии середины XX века. Удивительно, но его имени в русскоязычной Википедии вы даже не найдёте. Тино России — французский певец корсиканского происхождения. Единственный эстрадный артист во Франции, продажа дисков которого превысила 500 млн экземпляров! И оба просто бесподобно исполняли танго. Высочайшая техника и мастерство. Их пик творчества пришёлся на повальное увлечение танго в Европе и на эпоху виниловой звукозаписи.
Если говорить о мужских голосах, то самое оптимальное и изящное звучание при использовании вибрато, разумеется, у лёгких лирических и ультралирических теноров.
В Советском Союзе у Карло Бути и Тино Росси были прекрасные последователи. Можно назвать Георгия Виноградова (1908-1980), Вадима Козина (1903-1994), Михаила Александровича (1914-2002), Владимира Нечаева (1908-1969). В 1970–1980 гг. доминировал Геннадий Белов (1945-1995). Из выдающихся оперных исполнителей — Сергей Лемешев (1902-1977) и Иван Козловский (1900-1993).
Отличительная особенность всех этих певцов: вибрато у них — основа звуковедения (их внутренняя природа), а не просто отдельный элемент украшения. Правило, а не исключение. Увы, та эпоха ушла, и сегодня такое исполнение услышать практически невозможно.
Вибрато в эпоху романтики 1930-1960-х годов особенно ярко проявлялось в танго и вальсах. Многие советские драматические актёры использовали этот приём. Как родной. Даже в простых душевных застольных песнях, исполняемых почти в разговорной манере, это было принято. Достаточно вспомнить непревзойдённые эталоны исполнения Нины Сазоновой и Яна Френкеля.
== Утрата культуры
Помнится, в своё время меня поразил интересный факт. Леонид Утёсов… Ну какой у него по силе голос? Понятно, что близко к «шептунам». Но он ведь пел без микрофона с открытой летней эстрады в саду «Эрмитаж». Факт. Покажите мне тех эстрадных вокалистов, которые легко и непринужденно могут сегодня сделать то же самое.
Вибрато в конце XVIII века стало неотъемлемой частью пьес печального, грустного характера. Иными словами, это приём исторически ближе к романсу, нежели к песне. Применительно к XX веку можно даже сказать, что вибрато — отличительный знак ностальгии, знак романтической эпохи чёрно-белого кино и чёрно-белой фотографии.
Обратная сторона технологического прогресса — люди становятся всё более немощны (физически и интеллектуально), привыкают к «костылям» и «протезам» техники и технологий. Ну, а если мышцы не развивать (в т. ч. и ментальные), они постепенно слабеют и атрофируются. Что с человечеством в принципе и происходит. И потому серьёзные утраты культуры, мирового культурного наследия практически неизбежны.
======
* Carlo Buti. Chitarra romana ("Римская гитара")
https://www.youtube.com/watch?v=jk2b2I4MOIc
* Tino Rossi. Il pleut sur la route. 1935 ("Дождь идет")
https://www.youtube.com/watch?v=Nsgjk6kSmUk
—
Руслан Богатырев — главный редактор арт-журнала «Пантеон», вед. эксперт Комитета национального наследия, рук. отделения истории русской и зарубежной музыки Русского общества классического романса, руководитель Московского камерного ансамбля «Благозвучие» (BELSONECO), директор Европейского центра программирования им. Леонарда Эйлера.
Математик, поэт, историк науки и искусства, автор и исполнитель русских песен и романсов, шедевров Золотого, Серебряного и Рубинового веков русской культуры, русской духовной музыки, романтических и танцевальных песен Европы и стран Латинской Америки.
Камерный и эстрадный певец. Лирико-драматический тенор. Лауреат Международного конкурса им. Ф. И. Шаляпина (2011), Международного конкурса памяти С. В. Рахманинова (2013), Международного конкурса старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой (2016), лауреат и дипломант конкурсов классической и эстрадной песни в России, Украине, Италии и Испании.
Свидетельство о публикации №220082901585
Зинаида Егорова ( Ида Замирская)
Зинаида Егорова 02.09.2024 13:11 Заявить о нарушении