Моя тётя Белла

Моя любимая тётка...папина старшая сестра Белла.Таких тёплых, любящих глаз я никогда не видела… Она любила всех наших родных. Наверное кого то больше...а кого то меньше…,но мы этих различий не чувствовали… мы считали, что каждого из нас она любит больше… её любви и заботы хватало на всех.
Вообще то у папы тоже были эти добрые глаза ...но не до такой степени. У нашей Беллы они были особенные...таких глаз я больше не видела…
   Первое воспоминание моего детства… Мы переехали из Латвии в Белоруссию. Мне было 7 лет. Только что родилась моя младшая сестра. Мы приехали к Белле в гости и я заболела. Ангина с очень высокой температурой. Родители с сестрёнкой не могли остаться со мной. И меня оставили с тётей Белой. Тётя жила с семьёй своей дочери.  До сих пор помню сон, который мне снился в бреду. Я прихожу на станцию, чтобы сесть в поезд, который отвезёт меня домой, но никак не могу подняться в вагон. Мои ноги "приросли" к земле… поезд отправляется и я бегу за вагоном, совершенно голая и кричу и умоляю подождать меня. От крика во сне я просыпаюсь и вижу возле себя женщину, которая кладёт мне влажное полотенце на лоб. "Мама" думаю я ...это сон… Открываю шире  глаза и вижу, что это не мама. Возле меня сидит Белла… она сидела возле меня всю ночь.
   И ещё воспоминание. Квартира, в которой жила Белла с семьёй её дочки была очень хорошая и чистая… стерильная. Бельё Белла стирала руками и сушила на верёвке на их огромной кухне. "На улице пыль" говорила она. Ах какое белоснежное это было бельё! А постели! Аккуратно застелены и покрыты покрывалами, без единой складочки.
   Однажды я с нашей маленькой дочерью пришла в гости к Белле. Там был и её правнук, он был одногодок дочери. И вот дети решили повеселиться. Они с криками прыгали на огромной кровати. На крик пришла Белла. Увидев это "безобразие" она чуть не упала в обморок. Нет. Она не ругалась, но в её глазах был такой ужас. Дети сразу же слезли с кровати и стали поправлять покрывало
   Моей Белле можно было рассказать всё! Всё! Её реакции были разные. Когда я ей рассказывала о своих любовных похождениях, она просто отмахивалась и смеялась."Господи, какая же ты "противная" говорила она, обнимая меня  Когда я рассказывала о проблемах, она меня гладила по голове и эти проблемы мне уже казались не проблемами… И ещё, будучи студенткой, я появлялась у неё в день её пенсии по погибшему мужу в финскую войну (пенсия аж 10 рублей!). Я приходила и усаживалась на её стерильной кухне, а она подавала мне огромную
тарелку с едой, перекладывала свою пенсию из кармана фартука в мой старый портфель, доставала что нибудь съедобное из холодильника , заворачивала в бумагу и тоже опускала в мой портфель, а потом усаживалась напротив меня ...и  слушала мои рассказы об учёбе и личной жизни… Так хотелось ей всё рассказать! Исповедоваться… так было легко и просто с ней…
   Жизнь моей Беллы была не сладкой. Она не любила рассказывать, что ей пришлось пережить. Моя бабушка родила её в свои 17 лет, в 1903 году, а потом родила ещё 11 детей… значит всего 12 -2 девочки и 10 мальчиков.Дед мой был ловелас...этот балаган с детьми ему надоел и он ушёл к другой женщине, у которой было двое детей. В ранние годы Белла работала по домам и поднимала своих братьев и сестёр. И ещё она была очень красивая. Чёрные длинные волосы ниже колен, бархатные ресницы и эти необыкновенные глаза. Жила семья на юге Белоруссии, на границе с Украиной. Черта оседлости для евреев. Мальчики учились в еврейской школе, а девочки  дома… говорили в основном на идиш. Городок назывался Наровля. Моя вторая тётка Геня рассказывала, что в 1920 году ночью в город вошла банда Махно. Громили всё подряд, отбирали все продукты. Белла в длинной ночной рубашке выскочила на порог дома защищая дом и семью. Предводитель банды остановился. Тишина. На пороге бедного дома стояла библейская красавица. Банда в дом не зашла. Этот предводитель был настолько поражён красотой Беллы, что ходил к порогу дома несколько дней, приносил еду и умолял Беллу стать его женой. Не знаю, чем бы закончился этот "роман", но в городок вошла Красная армия и махновцев прогнали. А в 18 лет Белла вышла замуж за родного брата моего дедушки по маминой линии. Так что она моя двойная родственница. С одной стороны она папина сестра, а с другой жена брата моего дедушки по маме. Фамилию она носит мамину.
   В общем благодаря моей тёте, и бабы Беллы я и появилась на свет божий. Мой папа, который был младше Беллы почти на 11 лет познакомился с мамой у неё в доме. Ну и влюбился. Но это уже другая история.
   Так вот моя тётя Белла осталась молодой вдовой. Так как её мужа забрали на финскую войну и там он погиб. После смерти мужа очень много мужчин сватались к ней, но она посвятила себя воспитанию своих детей. Подняла их на ноги и дала высшее образование. "Еврейские дети, обязательно должны получить высшее образование" говорила она. "Ведь неспроста все еврейские мальчики делали революцию. Они хотели учиться."  Надо заметить, тем, кто не знает, что при царе евреям не разрешалось учиться в институтах.  Её старшая дочь Ида стала экономистом, а младший сын Арнольд инженером.  Её братья -четыре, погибли на войне. Двое выжили - мой отец и брат Михаил. Остальные четверо умерли в детстве… Тяжёлая была жизнь…
    Помню свой приезд в Белоруссию после почти 10 лет прибывания в Израиле.  Я очень волновалась ожидая встречи с родными и конечно с тётей Беллой. Мы сидели за огромным столом у папы, и тут вваливается очередная "компания" родных. "А где тётя Белла" спрашиваю я. " Она боится тебя увидеть, очень волнуется. Она сидит на кухне". Я встала и прошла на кухню. Моя тётя Белла сидела посреди кухне на стуле и крепко закрывала лицо ладонями. Я присела на корточки. Обняла её колени, вдохнула её незабываемый чистый запах и нарочно грубо воскликнула " Ну и что? Видеть меня не хочешь?" Она отвела руки от лица :" Господи. Слава богу! Ты такая же противная!" Сказала она и крепко прижала меня. Мы обе заплакали….от радости встречи. Вот пишу эти строки и слёзы льются… это была наша последняя встреча. Я вернулась домой в Израиль. А она с семьёй дочери уехали в Америку.  Больше я её не видела.
Белла умерла 7 марта 1993 года в Америке. Рядом с ней была её дочь, внуки и правнуки. Она умерла с улыбкой, успокаивая всех, что дескать хорошо, что будет похоронена на еврейском кладбище и после смерти будет оберегать всех. Я в это верю. Верю, что наша Белла в раю и видит всех нас.
    Помню...люблю тебя баба, тетя Белла.
   


Рецензии