Николай Ге и Михаил Булгаков

Услышав о бурной отрицательной  реакции  современников на написанную в 1890 году  картину Николая Ге "Что есть истина?",  я подумал, что образ Иешуа у Булгакова явно навеян этим полотном.

Однако поиск в интернете, который, как известно, знает все, показал, что картина Ге, в основном, используется, как иллюстрация к соответствующей сцене романа.  Совпадение со своими мыслями  я отыскал лишь в заметке  Юрия Михайлика "Жизнь и творчество Булгакова"  (http://www.microarticles.ru/article/tvorchest-Bylgakova.html) :

"Меня поразил один очень интересный фрагмент:  «… Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалия Иешуа, что тот сторонился от солнца…». В очередной раз взглянем на полотно Ге: между Пилатом и Иисусом четко видна очень яркая, пронзительная полоса света, которая будто бы разделяет героев друг от друга... Фрагмент картины и часть литературного произведения прямо совпадают друг с другом.Такое ощущение, будто Булгаков и Ге работали вместе... почему же их произведения кажутся тесно связанными? Об этом можно только догадываться. Возможно, известный писатель советского периода видел картину «Что есть истина. Христос и Пилат». Полотно, наверняка, очень поразило его и дало вдохновение".


Напомним, что роман Булгакова "Мастер и Маргарита" до сих пор продолжают укорять за то, что он-де содержит карикатурный образ Христа.
Чтобы оценить новаторство Булгакова,  полезно  обратиться к повести Леонида Андреева "Иуда Искариот", вышедшей в 1907 году.  "Иуда Искариот" написан как реалистическая история о пребывании Иуды среди учеников Христа. Однако образ Иисуса почти полностью описывает следующая сцена:
"Под солнцем, высоко над головами толпы, он увидел Иисуса, окровавленного, бледного, в терновом венце, остриями своими вонзавшемся в лоб; у края возвышения стоял он, видимый весь с головы до маленьких загорелых ног, и так спокойно ждал, был так ясен в своей непорочности и чистоте, что только слепой, который не видит самого солнца, не увидел бы этого, только безумец не понял бы".
"Непорочность и чистота" - то есть полное совпадение с каноническими характеристиками Исуса.
Сравним с Булгаковым: Иешуа  "с тревожным любопытством глядел на прокуратора...Движение кентуриона было небрежно и легко, но связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились...
– Имя?
– Мое? – торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева..."

Неканонический образ Иисуса Булгаков мог, как заметил Юрий Михайлик, почерпнуть в т.н. Страстном цикле Николая Ге, в частности, в картине "Что есть истина?"
На картине Н.Ге, как и у Булгакова, перед нами не бог или полубог, а страдающий человек.

Недаром защитником полотна Николая Ге активно выступал Лев Толстой.
А защищать его было от кого.
История такова. Выпускной работой Николая Ге в Петербургской академии художеств была картина «Саул у Аэндорской волшебницы». За нее он получил Большую золотую медаль и право на оплаченную поездку за рубеж сроком на 6 лет.
 В этой поездке, в Италии, Николай Ге написал картину "Тайная вечеря", которая содержит вполне традиционный образ Иисуса. Недаром она была более чем тепло принята в России и в 1864 году приобретена императором Александром III за 10 000 рублей для музея Академии художеств. По-видимому, благодаря расположению императора Николай Ге получил звание профессора исторической живописи в Академии художеств.

Написанную же в 1890 году картину "Что есть истина?" ждала  совсем иная судьба.
Она впервые была представлена публике в Петербурге на 18-й выставке Товарищества  передвижников. Последовала следующая реакция.
«Не могу не доложить Вашему Императорскому Величеству о том всеобщем негодовании, которое возбуждает выставленная на передвижной выставке картина Ге „Что есть истина?..“ — писал 6 марта 1890 года обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев. — Люди всякого звания, возвращаясь с выставки, изумляются: как могло случиться, что правительство дозволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную. Художник именно имел в виду надругаться над… образом Христа богочеловека и Спасителя.
Притом нельзя не подумать, что передвижная выставка, после Петербурга, обыкновенно развозится по городам внутри России. Можно представить себе, какое она произведет впечатление в народе и какие — смею прибавить — нарекания на правительство…»

Александр III на полях полученного письма написал: «Картина отвратительная, напишите об этом И. Н. Дурново, я полагаю, что он может запретить ее возить по России и снять теперь с выставки» (Л.М. Агисов. Третьяков. МГ, 2004).

Победоносцев, вероятно, вполне обоснованно полагал, что картина, вдобавок ко всему, еще и написана под влиянием взглядов на религию Льва Толстого, за которые Толстой в 1901 году будет отлучен от церкви.

Толстой, как известно, отрицал воскресение Христа и считал сутью его учения  изложение нравственных норм. То есть Иисус для Толстого - это  человек.
Николай Ге был знаком с Львом Толстым и, действительно, находился под влиянием его взглядов на христианство. В 1884 году он написал портрет Толстого, где Толстой изображен работающим над своим произведением "В чем моя вера?".
Неудивительно, что Лев Толстой вступился за картину "Что есть истина?"  и убедил Павла Третьякова купить ее для Третьяковской галереи, где она с 1892 года и находится.

Так что вполне резонно предположить, что неканонический образ Иисуса пришел к Булгакову от Льва Толстого через картину Николая Ге "Что есть истина?"

Добавлю, что в своей работе "Мастер и Маргарита или поэт и правитель" я писал, что булгаковский Иешуа - это вовсе не евангельский Иисус, а по-человечески несовершенный поэт, который, однако, вносит гармонию в этот мир, избавляя от нравственных мук, в том числе, и Пилата. 

С этой точки зрения символично, что картина "Что есть истина?" написана Николаем Ге поверх другого "евангельского" полотна "Милосердие". Можно трактовать название "Милосердие" как ответ на вопрос "Что есть истина?". Именно милосердие принес в этот мир булгаковский Иешуа.


Рецензии