Два подарка

 
- О чём мечтают люди в молодости? О любви? О карьере? Об удаче? О семье?  Или просто живут и радуются каждому дню? – так думал одиноко сидящий на лавочке в парке человек.

    Мимо спешили люди. У них были свои дела. Никто не обращал внимания на мужчину с хлебным батоном в руке. Он отламывал от хлеба кусочки и бросал голубям. Сегодня голуби были его друзьями, живыми существами, которым он  нужен. Мужчина был не стар, но и не молод. Печать зрелости обозначилась в напряжённых морщинах между бровями, в горьких, опущенных уголках выразительных губ. Густая шевелюра волос с редкой проседью выбивалась из-под накинутого на голову капюшона. Невидящим взглядом он смотрел на прыгающих у ног голубей. Вся его фигура с опущенными плечами говорила о том, что у человека что-то случилось, не случайно он сидит один в этом парке. О чём думает он?

   Может быть о том, как несколько лет назад приходил сюда с ребёнком, и они вместе кормили голубей. А началось всё с обыкновенного хлебного батона.
Однажды, возвращаясь с работы, он зашёл в булочную за хлебом, но хлеба не оказалось, и он купил батон. Проходя мимо высокого решётчатого забора, неожиданно услышал:
- Дяденька, отломи кусочек!

Олег оглянулся. У ограды стоял мальчишка. Золотистая россыпь веснушек покрывала его нос. В светлых взъерошенных волосах застрял берёзовый листок. Голубые, как небо в ясный день, глаза смотрели на Олега.
- Проголодался? – спросил он и отломил часть батона.- Ты чего тут один делаешь?
- Я не один, они все там,- махнул он рукой в глубь огороженного места.
- Ребята! Обедать!- послышался зов.- Никита, ты где?
- Я пошёл, воспитательница зовёт,- сказал мальчуган, убегая.

Олег вспомнил, что за оградой находится Детский дом. Появился он здесь, когда Олег уже заканчивал школу. Обитатели заведения тогда его мало интересовали. Встреча с мальчиком как будто вернула в детство. В памяти всплыли имена друзей, игры до темна.

- А у этого мальчишки будут другие воспоминания,- подумал он, поднимаясь по лестнице в квартиру. В прихожей, раздеваясь, крикнул в глубину кухни:
- Мам, хлеба не было, я батон купил!
Прошёл в кухню и положил на стол обломанный батон.
- Ты всё ещё как ребёнок!- засмеялась мать,- опять объел  хлеб. В детстве все углы у булки обгрызал, пока домой принесёшь.
- На сей раз ты не угадала,- улыбнулся сын.- Я с мальчиком поделился.
- С каким мальчиком? Знакомый, что ли?
- Нет, не знакомый. Из Детского дома. Они гуляли на территории, а один подошёл к ограде и попросил отломить кусочек. Его Никита звать, лет шести, наверное.

      После ужина посмотрел  по телевизору футбольный матч, стал смотреть «Вести» и незаметно задремал. Ему снилось, что играет  во дворе с друзьями в футбол. На воротах стоит вихрастый мальчишка.  Олег бьёт по мячу и кричит:
- Никита, лови!
Этот зов разбудил Олега. Он долго лежал, думая об увиденном и о мальчике.

    В буднях, работе, защите нового проекта встреча с мальчиком отодвинулась в прошлое.  Возможно,  Олег бы и забыл о ней совсем, но судьба иногда напоминает человеку  о том, что тот должен был бы сделать, но не сделал, не завершил, не воплотил  желание в явь.

Лето подходило к концу. Яблони в садах краснели плодами, на тротуары падали спелые сливы. По ним шли люди,  не обращая внимания на  раздавленные плоды. Олег в этот день был выходным и шёл из поликлиники, где лечил зуб. Пойти к врачу для него было равносильно подвигу. Но зубная боль, как известно, сама по себе не проходит.

С перекошенной, ещё не отошедшей от анестезии,  щекой  он повернул за знакомый угол и сразу  увидел Никиту. Мальчик стоял у забора и смотрел на дорогу. Увидев Олега, радостно запрыгал и бесхитростно закричал:
- Дядя, а я каждый день здесь тебя жду!
- Привет!- сказал мужчина.- Тебя Никита звать? А меня – Олег, видишь, я  зуб лечил. Прости, батона у меня сегодня нет.
- Болит?- сочувственно спросил мальчик.
- Ночью сильно болел, сейчас уже нет,- сказал Олег,  достал из кармана брикет жевательных резинок и протянул Никите.
- А я скоро уеду,- сказал грустно мальчуган.- Воспитательница Ольга Ивановна сказала, что я в школу буду ходить и жить в другом доме.
- Так ты уже большой. Учиться будешь, в школе новые друзья появятся.
- Я не хочу уезжать, у меня тут друзья,- ответил Никита.
- Ты не грусти! Хочешь, я тебе завтра шоколадку принесу? Она будет называться шоколадка дружбы,- сказал мужчина.
- Шоколадка дружбы –это значит, мы с тобой подружились!- улыбнулся мальчик.- Пока! Я побежал.

Олег пришёл домой, прилёг. Под действием анестезии задремал. Проснулся от звука открываемой двери.
- Олежек, ты дома?- услышал вопрос матери.- Как  прошёл твой визит к стоматологу?
- Нормально,- ответил он,- место укола немного болит, а зуб нет.
- Значит, будем обедать,- сказала она.
- Я пока только чай,- ответил сын.
За столом спросил, кому разрешают усыновление ребёнка.
- Думаю, что одно из условий – должна быть семья,- ответила Ирина Петровна.- Ты опять того мальчика встретил?
- Понимаешь, он каждый день  подходит к ограде и ждёт меня.
- Эти дети всегда ждут кого-нибудь. Они же видят, как иных забирают, уводят. И каждому кажется, что за ним тоже придут. У тебя ещё семьи нет. Взять ребёнка – это не игрушка, его назад не отдашь,- пояснила мать.
- В детстве я всегда хотел брата. Завидовал пацанам, у которых были братья. Вначале мечтал о старшем, чтобы он меня защищал. А когда подрос, мечтал о младшем,- сказал Олег.
- Был бы отец жив, может быть, и у тебя был бы брат или сестра,- грустно отозвалась мать.- Ты вот что мне скажи, где будешь отмечать день рождения? Друзья ведь придут. Если дома, то надо продукты купить.
- Думаю, в кафе посидим или в шашлычную сходим,- ответил сын.
Больше к разговору о мальчике не возвращались.

   Накануне дня рождения Олег летел с работы, как на крыльях.  Утром, провожая сына, Ирина Петровна попросила его поторопиться домой.
- Ведь у тебя в пятницу укороченный рабочий день, поторопись, пожалуйста, у нас сегодня собеседование с заведующей Детским домом.
- Ты там была? –удивился Олег.- И мне ничего не сказала!
- Была. Сегодня всё узнаешь. Это тебе подарок на день рождения. А подарки раньше времени дарить не принято,- ответила она.
И вот теперь Олег спешил, не замечая ничего вокруг. У знакомой ограды сбавил шаг, но маленькой фигурки у забора не было.

  Заведующая Детским домом, немолодая, умудрённая заботами о чужих судьбах, женщина, ждала посетителей в кабинете, листая папку с очередным личным  делом.  Олег и Ирина Петровна вошли в тот момент, когда она читала отказное заявление на ребёнка. Окинув внимательным взглядом Олега, она обратилась к женщине:
- Мы с Вами, Ирина Петровна, уже обговорили вопрос об опеке над Никитой Сосновым. Иного пока не положено.  Возможно, со временем можно будет поставить вопрос об усыновлении. Время покажет.
- А вы учитесь? Работаете? – обратилась она к Олегу.
- Работаю в конструкторском бюро завода,- ответил он,- окончил инженерный факультет.

- К нам дети поступают с младенческого возраста,- продолжила женщина.- Они все нам, как родные. Мы хотим, чтобы у каждого ребёнка была настоящая семья с любящими родителями. Но опыт показывает, что это бывает не всегда так. Ребёнок растёт, появляются трудности в воспитании, люди приводят его обратно.  Трагедия жизни такого ребёнка становится ещё глубже.  У Никиты слабое здоровье, вам придётся часто обращаться к врачам,- сказала она. – Но особенность ещё и в том, что у мальчика жива биологическая мать. Она обеспечена, образована, не асоциальна. В графе «отец» стоит прочерк. На ребёнка написано отказное заявление. Но вы готовы должны быть к тому, что она, возможно, начнёт его искать, захочет вернуть или общаться. Не редкость, что дети старше десяти лет изъявляют желание вернуться к своим биологическим родителям.  По статистике семьдесят процентов усыновлённых детей, вырастая, обвиняют своих усыновителей или опекунов в том, что те их забрали.  Им кажется, если бы они остались в детском доме, то биологические родители одумались бы и вернулись за каждым. Благодарными эти дети  бывают очень редко. Если вы всё обдумали, то идите в орган опеки. Там вам предложат собрать пакет документов. Я туда позвоню. После того, как  соберёте все справки, обычно, вопрос рассматривается в течение двух недель.
Спустя месяц в семье Олега и Ирины Петровны появилось вихрастое, неугомонное  счастье.
                2
- Что же случилось потом? Где мы пропустили поворот, за которым стали терять понимание, уважение,  да и самого парня? – задавал себе вопрос сидящий в парке мужчина.- Может быть, я зря рассказал Никите, что его биологическая мать жива и здорова? Но ведь ему уже было пятнадцать лет. Когда-то об этом нужно было сказать. Возможно, надо было донести  как-то иначе. А я честно рассказал, как нашёл  эту женщину. Просто хотел увидеть и понять, почему она оставила рождённого ребёнка.
    Знакомая девушка Лена работала  паспортисткой. Она уточнила адрес и распечатала фотографию. Олег долго смотрел на молодое лицо чёрно-белого фото, запоминая.  Несколько раз он ездил по имеющемуся адресу и сидел на лавочке у подъезда, ожидая увидеть и  понять её поступок. Наконец, ему повезло. Из подъезда вышли две женщины и направились к машине.  Он узнал лицо той, что была моложе. Белокурые волосы выбивались из-под капюшона норковой шубы. Именно эта шуба поразила Олега до глубины сознания. Он думал, что детей бросают от безысходности в жизни, когда нечего есть, негде жить, нечем кормить. Но мимо него прошла обеспеченная женщина и села за руль дорогого автомобиля. Тогда  Олег ушёл и больше не думал об этом, пока не пришёл тот день, когда он всё рассказал Никите.

   А до этого мальчик  рос, учился, перенёс две операции. И всё это время рядом с ним была Ирина  Петровна. Она забыла о себе, всё внимание и забота были направлены на ребёнка. Олег помогал, как мог. Они возили Никиту к морю, чтобы поправить здоровье, водили в развлекательные центры и детские театры. Мальчик занимался в спортивной секции фехтования.  Ирину Петровну он сразу стал называть бабушкой, а Олега по имени. Всё было хорошо, пока ни произошёл этот разговор в пятнадцать лет.

   Спустя некоторое время подростка как подменили. Однажды, вернувшись с работы, Олег услышал  крик Никиты в кухне:
- Ешь сама свои вареники! Задушила уже!
Мужчина шагнул на порог и увидел расстроенное лицо матери и брошенную на пол вилку.
- Если ты ещё раз таким тоном будешь  обращаться  к  бабушке,- начал говорить Олег.
- И что? Что ты мне сделаешь? Ударишь? Попробуй только! Ты мне – никто, и она – не бабушка,- громко и смело прервал Никита.- У меня мать есть. И она меня не бросала. Это вы  забрали и скрывали.
- Что за бред ты несёшь? – удивился Олег.
- Я у матери был. И бабушку родную видел. Они меня любят и ждут!- продолжал выкрикивать он.
- Через год ты сможешь к ним уйти, а пока ответственность за тебя несём мы,- спокойно сказала Ирина Петровна.

  Последний год они жили, как в угаре. Никита постоянно исчезал на несколько дней.  Ирина Петровна не спала ночами, стояла у окна, всматриваясь и вслушиваясь в темноту. У неё как-то сразу сдало здоровье.
- Мам, не переживай,- успокаивал Олег,- он жив и здоров. Я был у дома его матери, видел, как он после школы туда идёт.

После окончания девятого класса Никита заявил, что будет поступать в колледж и хочет жить отдельно, потому что уже взрослый.
- Ты ещё не совершеннолетний,- возразил Олег.- Если поступишь в учебное заведение, то там дают место в общежитии. Можешь жить там, если не хочешь с нами.
-В общежитие я не хочу. Если бы вы не забрали меня из Детского дома, я бы получил квартиру,- ответил Никита.
- И что ты предлагаешь? – спросил Олег.- Сделать для тебя отдельный вход?
- Можно продать эту квартиру и купить две разные,- напористо  предложил тот.

Мужчина не ответил, просто вышел, чтобы глухое раздражение не выплеснулось наружу. Походил, чтобы успокоиться.  Распахнул  шкаф и достал из ящика конверт с документами.  Открыл его, вынул пожелтевший лист бумаги. Это было отказное заявление на ребёнка Никиту Соснова, написанное  рукой его  биологической матери.  Здесь же лежали выписка из судебного решения и иные документы.
Держа в руках «отказную», Олег задумался: стоит ли показать Никите это заявление и объяснить, что ни он, ни Ирина Петровна  его  не усыновляли. Они были только опекунами.  Следовательно, ничего ему были не должны.  Свой  добровольный долг они выполнили – вырастили его.

Держа в руках бумаги, Олег вошёл в комнату Никиты.
- Садись рядом,- позвал он юношу.
Тот нехотя поднялся с кровати, на которой лежал с ноутбуком и в наушниках.
- Вот эту бумагу написала твоя родная мать, - сказал Олег и протянул лист.
Никита взял, прочитал.
- Ну и что? Она бы потом за мной вернулась,- сказал он.
- Посмотри дату. Мы тебя взяли спустя почти семь лет. А вот это – решение об опекунстве. Читай. Мы не усыновляли тебя, а были опекунами. Так что она могла бы в любое время тебя найти и вернуть. Свой долг мы выполнили: вырастили тебя в человеческих условиях, ты сыт, одет, обут. Деньги лежат на твоём счёте, ты уже имеешь право ими распоряжаться сам. Придёт время, и государство предоставит тебе жильё. А эта квартира, в которой мы сейчас живём, подарена мне дедом задолго до твоего появления. По закону подаренное жильё никто отнять не имеет права. Это я тебе понятным языком объяснил.
- И ещё,- сказал Олег более жёстким тоном,- у меня может быть сколько угодно жён, приёмных детей, но мать у меня одна, и я никому не позволю укорачивать её жизнь!
Никита молчал, безразлично глядя в сторону.

Через несколько дней, вернувшись с работы, Олег застал плачущую мать. По открытым одёжным шкафам и разбросанным вещам он понял, что Никита ушёл. Видимо, торопился.  Ни записки, ни телефонного звонка не было.
Олег обнял за плечи Ирину Петровну, стараясь успокоить, сказал:
- Ничего, мам, всё, что ни делается, делается к лучшему. У меня теперь есть возможность узаконить наши отношения с Леной.  Мне надоел  гостевой брак.  Давай поужинает, и я схожу к ней.

Но к Лене Олег не пошёл. На душе было  скверно и больно. Он пошёл в парк,  в котором они с маленьким Никитой кормили голубей. По дороге купил батон, сел на знакомую лавочку.
- Надо же, послезавтра мой день рождения. Я совсем забыл. Так что Никита сделал мне вот такой подарок.  Ну, что же. Заведующая была права, когда говорила, что благодарными  приёмные  или опекаемые дети бывают редко.
Мягкие тёплые руки прикрыли ему глаза. Олег ощутил их аромат.
- Лена! Ты откуда здесь?- удивился он.
- Догадалась,- ответила женщина.- Я маме звонила, у тебя телефон выключен.  Она мне всё и рассказала.  Включи телефон и позвони ей, чтобы не беспокоилась. Пойдём. Она нас ждёт чай пить.


Рецензии