О своей индивидуальной философии

Многие меня спрашивают о том, как мне удается всегда быть на позитиве, словно и нет никаких проблем. Удивляются, что во всем нахожу свои плюсы, даже называют единственным настоящим оптимистом на фоне большинства недовольных и пессимистично настроенных людей. На самом деле я также поддаюсь гневу и обидам, страстям и всяким разнообразным эмоциям. В конце-концов, я такой же человек и ничто человеческое мне не чуждо. Некоторые даже думают, что я аскет и занимаюсь буддистскими практиками, презираю все плотское и приземленное. Это тоже не совсем так, хотя мне и близок в чем-то буддизм именно как духовно-философское учение. Но в целом я нерелигиозный человек, даже неверующий если говорить именно о вере в какого-то бога или богов, предопределение, судьбу или карму. Мое мировоззрение вообще трудно как-то даже назвать каким – либо из известных, так как я стараюсь черпать как можно больше именно своих мыслей и чувств, копать самому и не поддаваться в готовые системы. Уж точно мне чуждо жесткое авторитарное мировоззрение и вообще преклонение перед какими-то авторитетами. Хотя и бунт ради бунта, нигилизм и цинизм мне также глубоко чужды. То есть я не принадлежу миру Традиции с его патриархальными ценностями, элитарной авторитарной структурой и религиозностью. Но также я не чувствую себя уютно в мире постмодернизма, где процветает материализм, эгоцентризм, нарциссизм. Не важно,  если я общаюсь с догматиками марксистами-ленинистами или ультра-консерваторами, имперцами или либералами – все они не способны склонить меня в свою идеологию, но также и не способны сделать меня своим врагом. Ведь для догматика мир делится в черно-белых тонах, ему нужны либо твердо убежденные идеологические друзья единомышленники, либо антагонисты других взглядов. Религиозному фанатику нужна поддержка фанатичных единоверцев, также как и догматичному воинствующему атеисту нужна команда единомышленников. Коммунист или либерал, националист или анархист – всем им нужен, так сказать, свой коллектив для поддержки и борьбы с другими такими же коллективами. Я же не нуждаюсь ни в каких идейных кружках, не вступаю во всякие интернет-баталии и политические споры, так как не вижу тут никакого смысла. Раньше я часто обуславливался всеми этими идейными противостояниями, теперь же осознал себя и не хочу вступать в эти социальные игры.

Кто-то скажет, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – и он будет в чем-то даже прав. Но есть все-таки тут одна оговорка. Одно дело жить в обществе и соблюдать законы, моральные нормы, с уважением относится ко всякому гражданину. И совсем другое дело это иметь свое собственное мнение, даже если ты один такой и все считают в корне наоборот. Из страха быть изгоем, не примкнув к какому-то «клану», человек как бы уподобляется животному или своему первобытному предку. Если человек вдруг услышит, что он не прав и так считают все, то ему будет неловко держаться своей позиции, даже если налицо все факты и правда целиком на его стороне. Из страха остаться в одиночестве и потерять социальные связи люди заключают компромисс с совестью и в ущерб своему истинному «Я» предают свои интересы, подстраиваясь под мнение окружающих, всячески стараясь им угодить. Самый страшный страх человека во все времена – это страх того, что о нем скажут и подумают другие люди. Поэтому, несмотря на внутренние конфликты в себе, люди мимикрируют и даже других сомневающихся стараются наставить на «путь истинный», чтоб все было «как у людей». Отсюда и неврозы, неразрешенные внутренние противоречия, тревоги, беспокойства. То, что должно быть отрефлексировано и проработано на высшем уровне Разума, всячески загоняется вовнутрь подсознания, подавляется в целях конформизма. Таким образом, человек становится несчастным из-за того, что боится сделать осознанный выбор, мужественно защищать себя и свою совесть, поддаваясь на манипуляции и увещевания тех, кто яко бы знает как лучше им все устроить. Я считаю, что не надо во всем полагаться на кого-то, даже если это ваш друг или родственник. Нужно самому во всем всегда разбираться, в любой ситуации не искать сразу виноватых и «козлов отпущения», быть более самокритичным и объективно мыслящим. Судить людей мы так торопимся, словно будем от этого счастливее и свободнее, но это далеко не так. Ведь мы не можем себя поставить полностью на место другого человека и прожить хотя бы часть его жизни со всеми испытаниями, лишениями, радостями, поисками. Значит, мы заведомо ошибаемся уже изначально, когда выносим какие-то суждения о ком-то, не разобравшись в ситуации, мотивах и внутреннем эмоциональном состоянии человека. Стоит нам только прочитать шумную историю из какой-нибудь газеты или форума в интернете, как мы сразу с упоением над ней смеемся или в негодовании злимся, выплескивая эмоции, делясь ею с другими в целях еще большего эмоционального резонанса. А вот не спешить с выводами и как-то успокоится, поставив себя на место героя какой-то истории мы как-то не хотим. Каждый считает, что уж с ним ничего такого случиться не может и что он умнее, предусмотрительнее остальных. Я же стараюсь во всем видеть частицы самого Себя, искать в человеке что-то хорошее, близкое мне по духу, даже если просто взгляд, улыбка, или голос. Изначально относиться нужно к людям дружелюбно и с пониманием, а не агрессивно и отчужденно, словно вокруг одни враги и хотят посягнуть на твою свободу. Советую по-чаще смотреть на людей, звездное небо, облака, солнце, деревья и вообще на город как-то непринужденно, созерцательно.

Вы сейчас скажите, что это все уже всем известные советы от мудрецов с самых древних времен, а я будто бы ничего нового не открываю, лишь обобщая опыт мировой человеческой мудрости. Так дело в том, что толку от этого почему-то мало! Сказано «не убий», но люди до сих пор убивают, а также лгут и манипулируют друг другом, хотя и должны знать, что это все противоречит многовековой мудрости или религиозным заповедям. Даже в отношениях между полами одни считают, что должен кто-то доминировать и руководить другим. Никто не хочет учиться выстраивать равноправные взаимоотношения, основанные на глубоком уважении к вкусам и личным границам партнера. Ведь многим проще просто устроится так, как яко бы им удобнее и выгоднее, а на самом деле страдают от этого как они, так и их избранник (-ца). Когда кто-то ищет меркантильные интересы или зациклен на сексуальном аспекте – все это мешает видеть нам в другом человеке частичку своего «Я», осознать в нем самого Себя, полюбить душу. Неудивительно, что семьи распадаются, друзья забывают друг о друге, а в обществе происходит атомизация и отчуждение. Цель моей персоналистической философии заключается в гуманизации человеческих отношений, уважении к каждой личности вне зависимости от взглядов, вкусах, вере, сексуальной ориентации и прочих аспектах. Мой философский индивидуализм не имеет ничего общего с эгоцентризмом, с буржуазным утилитаризмом и гедонизмом. Но также моя философия не совместима с тоталитарными мировоззрениями, коллективизмом, догматизмом в религии или политике. По моему мнению, нет никакого противоречия между счастьем отдельной личности и благополучием всего общества. Более того, я уверен в том, что несчастье и подавленное угнетенное состояние отдельного человека уже говорит о ненормальном состоянии нашего общества, даже если мы имеем дело с самой «демократичной» демократией или «супер-социальным» государством. Ведь достижение высокого уровня материального достатка большинства членов общества еще не означает гармонию в душе отдельного человека, не важно даже из миллиардеров он или из простых работяг. Богатый ты или бедный, верующий или атеист, мизантроп или гуманист, скряга или филантроп, черный или белый, мужчина или женщина – все вы из кости и плоти, во всех у нас течет красная кровь. А самое главное – все мы когда-нибудь умрем и покинем этот мир. Здесь на Земле мы всего лишь гости, которым надо как-то уживаться друг с другом, быть добрее и сострадательнее к другим, несмотря на расхождения во взглядах и образе жизни.

«В чем смысл жизни?» - вот вопрос, который всю жизнь задаешь ты самому себе и это хорошо! Не нужно бояться этих вопросов, хотя кому-то нравится жить без всяких рассуждений и поисков, наслаждаясь животной жизнью на инстинктах и сиюминутных желаниях. Но глубоко несчастна участь того, кто погряз в невежестве и не хочет ничего искать, считая философию пустой болтовней, а разумные доводы как тревожащий звон, нарушающий его темный покой в неведении. В конце-концов, не стоит тратить усилия на помощь тому, кто упрям в своих предрассудках и стереотипах, пускай человек сам когда-нибудь это осознает. Не стоит превращаться в одержимого спасителя всех душ, в отважного героя-революционера, жертвующего собой ради какого-то светлого будущего. Если вам приходится жертвовать собой для того, чтобы кому-то что-то доказать или может быть послужить во благо будущим поколениям, то это говорит лишь о вашем внутреннем безысходном состоянии и тотальном несовершенстве общества. «Светлое будущее» не наступит, как оно не наступило и для нас, живущих в 21 веке. Все люди прошлых эпох думали, что будущие поколения будут счастливы и решат все проблемы. И что же? Прошли уже тысячи этих «будущих поколений», которые уже давно покоятся в земле, а что-то жизнь все также скоротечна и все мы смертны. Никакой утопии не наступило, да и вряд ли это возможно в ближайшем будущем. Не стройте «воздушные замки», но и не впадайте в грубый прагматизм мелочных вещей. Быть слишком приземленным или «улетевшим в небеса» - это крайности, которые мешают вам видеть объективную картину мира  и познать многогранность самих себя. Не живите в прошлых проблемах и «ошибках юности», также как и не забегайте куда-то наперед, отрываясь от текущего момента. Я стараюсь находить радости в каждом прожитом дне. Хотя и погрустить иногда бывает тоже полезно, все время быть веселым  невозможно. Но суть в том, что я не тревожусь о том, что время уходит и мне нужно как-то «убить его», раз я поставлен вынужденно обстоятельствами в данную ситуацию. Если я застрял в очереди или ожидании кого-то, то буду спокойно созерцать окружающую обстановку. Если же я работаю, то стараюсь вовлекаться в сам процесс, получая удовольствие от общения с людьми, обмениваясь улыбками и дружелюбным взглядом. Во всем обыденном я стараюсь находить то, что мне нужно как живой душе, а не как будто какому-то биороботу без чувств и уникальных мыслей. Промокнув под дождем,  я не стану злиться и жаловаться на это, в конце-концов природа есть природа,  она не обязана под нас подстраиваться. Также я не буду расстраиваться или негодовать при виде гламурных дам, алкашей, громко орущих подростков, похабщины на стенах и тому подобном. Ведь от того, что я решительно выступаю против этого и буду при каждом удобном случае возмущаться, от этого ничего не изменится к лучшему, а уж тем более я сам счастливее не стану. Скорее наоборот, от бурного реагирования на несовершенства людей и мира я лишь сильнее буду мешать своему умиротворению, счастливому спокойствию в душе. В этом смысле мне действительно близки восточные духовные учения, которые учат как раз контролировать свои мысли и эмоции, выделить внутри себя Наблюдателя, созерцать и проживать «здесь и сейчас». Я считаю, что  не нужно зарываться в прошлом или забегать в будущее,  пытаясь тем самым уйти от настоящего. Моя цель заключается в искусстве находить что-то особенное в каждом моменте, не впадать в житейскую суету или наоборот в  бегство от жизни (эскапизм). Также мои взгляды чужды как аскетизму, так и потребительскому гедонизму, Срединный Путь мне как-то больше по-душе. Философия моя жизнеутверждающая, а не просто абстрактно-теоретическая. Свою философию я применяю на практике и это мне чертовски помогает!   

С наилучшими пожеланиями, ваш Автор!


Рецензии
Хорошо написано...

Олег Михайлишин   10.10.2020 12:33     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Олег!

Владимир Савельев 1   10.10.2020 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.