Василий

Поселок наш имеет длинную историю и люди его населяют разные – с местной уральской округи, и с далеких мест, которых на прииски занесла судьба, а чаще нужда. Расскажу про одного из них.

Солнышко стало появляться чаще, и я поехал загорать. Вокруг пруда за школой группами по 10-20 человек бегают дети из местного школьного лагеря. У них соревнования — аттракционы, типа бег в мешках и перетаскивание на скорость ведра воды. Все шумят, визжа от задора, - можно позавидовать. Плохо, что место мое занято и я перебрался на бугорок соседа-старичка, которого я наблюдал ранее. Его нет, а места больше, чем достаточно.

Процедура у меня такая: три минуты солнца, три минуты облака. Принимал ее, наблюдая за ребятишками, и не заметил, как подошел этот самый старичок. Поздоровались, разговорились. Его раздражал шум и писк, и он вспомнил, как раньше учили детей быть тихими и сдержанными.
 - Все нарушилось, - заметил он, - надо ждать мировых катаклизмов. Скоро, например, в   США не будет президентов. Обама — это последний, потом США разделяться на штаты и ими будет управлять Пентагон, а им НАТО. Эти натовцы вот, вот сбросят на нас две атомные бомбы, а мы не успеем приготовится. Китайцы успеют, а мы нет
         
 - Что получается? «Похоже наступит конец века», —спросил я его.
- Нет, - возразил старичок, - конец света — это совсем другое. Через 600 лет на земле поменяются полюса, вода хлынет на сушу, которой всего 9%, и затопит ее. Эффект такой — когда крутишь ведерко с водой, она не выливается, а стоит только остановиться, как она хлынет на вас. Земля остановится, и вода ее затопит. - Так всем и надо, - закончил он. Людей я не люблю, только кошек и собак, - и начал посвистывать.

Я подумал, что это он просто так засвистел, причуда. Нет. Оказывается, он увидел в кустах щенка овчарки, маленького такого с острыми ушками.
-Вот возьми, - стал он предлагать щенку, что-то съедобное из целлофанового пакета, - тут у меня колбаса и куриные косточки. Щенок подбежал, взял косточку и скрылся. Похоже он потерялся и главное для него была не пища, а как найти мать и родное теплое место. Он еще долго бегал вокруг нас, на свистки и приглашения больше не подходил.

Старичок достал из потертой на ремешке через плечо сумки, старые журналы с разрозненными страницами и начал меня просвещать о смерти Сталина.
- У Сталина, как известно, на ноге были два сращенных пальца, а левая рука короткая, сухая. Когда после смерти проверили, то никаких изъянов на его теле не обнаружили. Что это значит? Это значит, что похоронили совсем не Сталина, - ошарашил меня знакомый.
- Или вот еще, - продолжил он, - жила давно одна женщина, точнее девушка и лет ей было 14. Ее захватили враги и продали в гарем, а была она славянка. Когда пришел хозяин гарема, то она попросила отпустить ее в магазин, где она должна была купить книгу. Она была грамотная и рассказывала султану сказки.
- Это, наверное, из книги «Тысяча и одна ночь? - спросил я.
- Нет, тут пленница рассказала только одну сказку. Но она была так прекрасна телом и умом, что стала владычицей не только султана, но всего государства.
- Тогда известная Роксана.

- Да, да, она и есть. Видно, что вы книжки читаете. А то сейчас люди совсем перестали читать и учиться. Считают, что семью семь — это сорок семь.  Надеются только на машины, а они ведь и подвести могут. Я вот учился долго, только в 24 года окончил 10 классов. Трудно было жить, приходилось работать. Когда брату Толе исполнилось два года, а это было в 1951 году, отцу поездом отрезало ногу. Мне пришлось пойти работать, пошел на кирпичный завод. Маленький говорят, на принимали, а взял и отжался 40 раз, а потом еще на одной руке.
 - Говорю, кладите окурок на полу, я ртом вам его достану. Взяли, зарабатывал я тогда тысячу рублей, сумел еще на велосипед скопить.

- Пытался в техникум поступить. Это в году пятьдесят седьмом было. С Булиным, наверное, знаете такого, поступал. Не получилось. Тогда меня в тюрьму посадили. Подошли ко мне два мельтона, а я только зарплату получил, и говорят давай деньги. А я им: «Вот в этом кармане у меня наган, а в этом ножик, попробуй возьми». Ну, один и полез в карман, где у меня пачка денег была, я и всадил ему ножик. Осудили на два года, отсидел год. Холерик я, как Суворов.

- В общем горячий я был. На мне весь дом держался. Младший Николай меня и спрашивает: «Кто старший в доме?». Я ему отвечаю: «Вот видишь у отца борода, вот он и старший». Сутырины мы, может слышал?
- Как же! - удивился я, -  с  Колей Сутыриным в одном классе учился.
- С ним еще Саша Богатых был.
-Точно, - подтвердил я. И назвал еще несколько фамилий одноклассников
- У них время другое, не мое. Николай в 24 года институт закончил, а я только школу. Сейчас он в Свердловске живет, а я вот тут.

Вид у старичка, по рассказу с 1934 года рождения, был предельно истощенный. И походил он, уже изрядно загоревший, на индуса.  Вещи, которые он разложил на траву, чтобы ложиться, походили на походную кровать рекрута, прослужившего 25 лет. Видно, что женская рука их не касалась.
- Кушать надо в меру, или немного недоедать, - сказал он, будто прочитав мои мысли.
- Один живешь? - поинтересовался я, - пенсию-то получаешь?
- Один, живу в общежитии, младший брат на краю поселка.
-А пенсия?

- Какая там пенсия, последнее время в пожарке работал.
- А звать-то тебя как?
- Звать меня Василий.
  -Будем знакомы, - предложил я, - меня звать Александр, и до следующей встречи, - попрощался я. Время моих процедур закончилось, я оделся, взял велосипед и покатил домой. Он что-то вдогонку вполголоса сказал, но что, я не понял.
На следующий год встретились на улице поселка, поздоровались, я спросил:
-Что-то не видно на старом месте.
-Почему, бываю каждый день.
 
- Значит, в другое время, - решил про себя я.
И точно, когда прибыл на свой «пляж» чуть раньше обнаружил старого знакомого Василия, поприветствовал его. Он на своем коронном месте. Я устроился там, где сидел вчера. Внизу у пруда молодая бабушка с внучкой, которых я ранее видел на стадионе на велосипеде. Сегодня они не катаются, а загорают. Бабушка без отдыха говорит и все время наставляет внучку: туда нельзя, в воду не заходи, от меня ни на шаг иначе я не смогу отгонять комаров.

Комаров не так много, в основном достают мухи. Я тоже взял веточку и стал от них отмахиваться. Сегодня я начал читать рассказ Писемского «Питерщик». Речь идет, если говорить нынешним языком, о миграции рабочей силы из костромских деревень в Питер и Москву. Вначале, с помощью помещика, молодых ребят отправляют в город на пять лет осваивать при мастерских профессии. Оплата — 100 рублей, кафтан и обутки. Следующий, после возвращения этап, - женитьба, по благословению того же благодетеля, и самостоятельная работа, либо в артели, в городе. Часть дохода отчислялась в пользу помещика.

Бабушка с внучкой стали собираться домой. Видно было, что бабушка уже порядком устала, а у внучки появился дополнительный интерес — в пруду палкой она выловила, кем-то брошенную лыжу. И как бабка ни старалась звать внучку, та с места не сходила. Тогда она схватила ее за руку и повела силком. И тут я услышал:
- Ну, блять! Это сказала не бабушка, а внучка лет четырех.
- Что ты сказала? Повтори, что ты сказала? - требовала бабушка. Но внучка на нее не реагировала, спокойно шагала за своей воспитательницей, таща за собой мокрую лыжу.

Вижу, Василию стало скучно одному, и он начал бродить вокруг меня, надеясь поговорить. Видно, не так уж много у него собеседников.
- Приезжал брат Николай в гости или нет, - спросил я его.
- Он ко мне не ездит, только к сестре.
- А что так?
- Не благодарные они все, мать их перемать, - злобно проговорил Василий. Я их поднимал, а нынче они меня и знать не хотят. Когда в Горьком отец дурак, потому что пьяный был, попал под поезд, лишился ноги и ребра поломал, мне сказали иди работать. Я пошел зарабатывать деньги. Мать тоже заболела. Ее с горя парализовало, нога отнялась.

- Выходит вы жили в Горьком, - попытался уточнить я.
- Не в Горьком, а на железнодорожной станции. Она тогда Пижма называлась. Отец ехал на телеге и попал под поезд. Я тогда спортом занимался. Возвращаюсь со стадиона, а возле дома толпа собралась, вижу учителей, школьного директора. Он тогда мне и сказал: «Придется тебе Василий работать идти, а за школу будешь сдавать контрольные». Так и случилось, сдавал контрольные, а по литературе, до сих пор помню, писал не сочинение, как сейчас, а изложение. Учительница прочитала текст о природе, о том, как глухариха   вместе с птенцами гуляла и как они прятались от ястреба. Помню, как она на доске написала6 «слово вместе пишется вместе, это не существительное, а причастие» ... Так я тогда и написал.
- А как здесь оказались после Горького?

- У отца тут сестра была, вот она и помогла — нашла ему работу возчиком. Кости его хоть и срослись, но делать он ничего не мог, только сидеть и понукать. А тогда поселок и предприятие строились, возчики нужны были.
- А мать ваша что, поправилась?
- Поправилась, но не сразу. Когда у нее нога отнялась, отец мне сказал иди ищи муравейник, загребай его в мешок и приноси, будем мать лечить. Муравейник я нашел, да муравьев в нем не было, срок им еще не вышел. Пришлось подождать, когда они в нем соберутся. Вот тогда и вылечили.
Подошло время обедать, да и загорать срок закончился, можно и обгореть, я с Василием попрощался.

- Поеду обед готовить, - сказал я тогда ему.
- Что его готовить, - удивился он. Сейчас лето, организму особых калорий для сохранения тепла не надо. Это только зимой следует плотно кушать, а сейчас можно овощами обойтись, опять же молоко, творог - их же готовить не надо.
Не надо, все есть в магазине, - согласился я, — вот туда и заеду. На этом мы и попрощались.
С утра следующего дня было не так жарко, на небе ни облачка. Для меня самое то. Расположился на своем месте. Василий лежит на своем, за леском, но я не стал его беспокоить. Он сам подошел и завел странный разговор.
- Вот вы про Китай мало что знаете, а ведь там за детьми совсем другой уход, чем у нас.  Я понял, что на эту тему его навели молодые женщины, которые загорали рядом и закатили на горку две коляски с детьми.

- А какой там, в этом Китае, порядок, - поинтересовался я.
- Родили — ребенок лежит на полу, не канючит. Подрос - сидит на чем-нибудь мягком и ни о чем не просит. Когда матери надо куда идти, то она запихивает дитя, как кенгуру, в специальный карман на животе или спине, он там и болтается. Я это к чему. Они там терпеливые и не избалованные, не то, что у нас.

- Раньше и у нас так было, когда детей рожали больше десятка, - пояснил я. Никто за ними, как сейчас, не ходил. Старшие дети смотрели за младшими, да и родители были заняты по работе и дома. Сейчас все изменилось — детей стало мало, а работы и забот у родителей и того меньше. Вот они и трясутся над своими детками. А про Китай однозначно не скажешь. Сейчас и там, особенно в центральной развитой его части, те же проблемы, что и у нас. У них разрешают иметь только одного ребенка. Так что все над ним трясутся еще больше, чем у нас. В деревенской глубинке, детей там, конечно,  не балуют, это точно. Там работать надо, иначе не выживешь.
- А что у вас за профессия? - неожиданно поинтересовался он
- Профессия у меня военная, - ответил я.

- Это что двадцать пять лет служили?
- Так выходит. Начал со срочной службы и вот так до самой пенсии.
- Военный — это хорошо. В армии хоть порядок есть, - заключил Василий.
Я попытался выяснить, что случилось с их родительским домом, но Василий стал мне рассказывать разные, видимо когда-то вычитанные, интересные истории. Первая — про бегунов на короткие дистанции. Василия стал объяснять почему долгое время они не могли пробежать 100 метров быстрее десяти секунд.

- Сердце и сосуды так устроены, - убедительно говорил он. Как ты не старайся, а они как мотор, больше дать не могут. Так определено природой.  Те, кто нынче бежит быстрее, значит использует стимуляторы или наркотики.
Следующий рассказ у него был про некто Савицкую, которая в 1964 году спаслась в авиакатастрофе. Самолет упал, все погибли, а она, благодаря тому что пристегнулась к креслу и упала сначала на ветки деревьев, а потом в воду, осталась жива.

 - Вы верите в ангелов? -спросил он. Наверное, ей ангел помог, иначе никак объяснить нельзя. Вот вы спросили про родительский дом, так он сгорел. Накануне мне в уши нашептывал чей-то голос, что случиться пожар. Может это был мой ангел спаситель. Я неделю в койку спать не ложился, сидел и дремал в кресле. И вот случилась гроза, молния ударила по проводам, в нашем доме, который по улице был последний, загорелась проводка. Все сгорело в один момент.

- Никто не погиб?
-Нет. Ведь я жил один. У собак только морды обгорели.
Когда я сказал Василию, что мне пора домой. Он возмутился:
- Что там делать?
- Дела разные, да и жена просила приехать к трем часам, - схитрил я.
- Этих женщин слушать не надо, их воспитывать надо, - на громкий голос перешел собеседник. У них мозги набекрень. Мужчины думают одной частью мозгов, а они совсем другой.

- Нельзя ли потише! Воскликнула женщина, загорающая недалеко со своей дочкой. Василий голоса не сбавил и еще с большим подъемом стал пересказывать мне, как однажды он поругался с матерью. Она его так взбесила, что он, в целях протеста, был вынужден ударить себя палкой по челюсти, а потом еще сверху по голове, да так, что помял череп.

Настало самое время мне ухать, а Василию оставить свои горькие воспоминания и успокоиться. Я сел на велик, как до сих пор говорят мальчишки, и покатил в сторону аптеки. Я вспомнил, что забыл купить морскую соль.
В следующий раз на «пляж» прибыл вместе с Василием. Он пешком, я на велосипеде Василий принес с собой кошку. Прошлый раз была черная, а на этот раз серая. Видно, новая к нему приблудилась или он ее прикормил. В этот раз мы с ним не общались.

Когда он пришел один, я спросил.
 -Чего без кошки?.
-Дома осталась, - услышал в ответ. Я сел на свой пригорок, а он пошел на свое место за березками. Сегодня ветерок, облака и жарило с перерывами. Доставали мухи, и я отмахивался от них томиком Пушкина. Дочитывал его записки по истории Петра. Ондатры сегодня не было, но я показал Василию, где она вчера питалась и где ее дом.

-Да там она живет, на мостках, а питается зелеными листиками, - согласился он и сразу задал мне вопрос:
- А кто такой Самсон ты знаешь?
- Ну Самсонов в России много. Был еще такой греческий богатырь, если я не ошибаюсь.
- Ошибаешься. Он родился в Башкирии и воевал в первую мировую войну с немцами. Однажды он был на передовой и попал в переделку. Немцы начали стрелять, лошадь его или ранило, или она провалилась в болотину. В общем, он взвалил ее на себя и вынес из опасного места.

-И что потом случилось, - поинтересовался я.
- Потом он оказался в цирке, демонстрировал силу.
- Скоро на телевидение пойдет фильм о борце Поддубном, он тоже в цирке выступал.
На это Василий никак не прореагировал и пошел задумчивый на свое место. Уже оттуда он закричал:
- Вспомнил как его настоящее имя и фамилия. Звали его Александр Зас.
-Может быть, - подумал я, - и помянул генерала Самсонова, армия которого погибла на немецком фронте в Первую мировую.


Рецензии